Рефераты. Социальная помощь в Украине и её виды






Кроме основных отношений социально-обеспечитель-ного характера в предмет права социального обеспече-ния входят некоторые производные, процедурные отно-шения, которые неразрывно связаны с основными обще-ственными отношениями. Они обусловлены предметом

права социального обеспечения и выполняют служебную роль по отношению к нему.

В юридической литературе высказываются разные точки зрения. Одни авторы включают в объем понятия социального обеспечения все социально -- экономичес-кие мероприятия, направленные на возмещение гражда-нам утраченного заработка вследствие наступления не-трудоспособности и обеспечение из государственных и общественных источников вне пря-мой связи с результатами их труда. Другие -- только те отношения, которые связаны с обеспечением нетрудоспособных, больных и семей, имеющих детей.

К отношениям по социальному обеспечению примы-кают и тесно с ними связанные отношения по осуществ-лению социального страхования, формированию и ис-пользованию Пенсионного фонда и Фонда социального страхования, выплате различных пособий семьям с деть-ми, медицинскому и санаторно-курортному обслужива-нию граждан, предоставлению льгот и преимуществ ве-теранам войны и труда за счет социальных фондов.

Безусловно, что все перечисленные компоненты дол-жны учитываться при определении предмета права со-циального обеспечения. Это собственно и будет состав-лять предмет права социального обеспечения.

Проблема метода права социального обеспечения от-носится к числу недостаточно исследованных и дискус-сионных. Тем не менее, в юридической литературе учеб-ной и специальной освещаются основные критерии оп-ределения понятия метода правового регулирования.

В самом общем виде, под методом регулирования следует понимать специфические спосо-бы правового воздействия на общественные отношения по социальному обеспечению [29, с. 86]. Они зависят от особенно-стей предмета регулирования и находят свое выраже-ние в социально-обеспечительных требованиях граждан с одной стороны и удовлетворении этих требований орга-нами социальной защиты -- с другой, на условиях соци-альной компенсации. Поэтому метод данной отрасли права может быть назван методом социальной компен-сации застрахованной утраченной трудоспособности.

Наличие особого предмета и метода регулирования права социального обеспечения свидетельствует об ав-тономном режиме существования и развития самосто-ятельной и одной из профилирующей отраслей права, в которой наиболее зримо воплощается социальная поли-тика государства.

Динамичное развитие права социального обеспечения зависит от многих факторов, и, прежде всего от экономи-ческого потенциала и заинтересованности государства в правовом регулировании общественных отношений в сфере социального обеспечения. Признавая право соци-ального обеспечения со всеми юридическими признака-ми самостоятельной отраслью права, необходимо отгра-ничить ее от смежных отраслей, и, прежде всего от тру-дового, административного и финансового права. Тем не менее, право социального обеспечения, как и любая другая отрасль права, имеет свою отраслевую специфику регулирования общественных от-ношений, признанную в юридической литературе. И все же следует отметить, что характерными призна-ками разграничения смежных отраслей права принято считать предмет и метод регулирования. Предмет пра-ва отвечает на вопрос, что оно регулирует, а метод -- какими способами осуществляется правовое регулиро-вание общественных отношений. Основное отличие отношений, регулируемых трудовым правом, от отноше-ний, составляющих предмет права социального обеспе-чения, состоит в том, что первые связаны с трудовой де-ятельностью человека в общественной организации труда (независимо от форм собственности и видов хозяйствен-ной деятельности); вторые -- с социальной защитой, материальным обеспечением и обслуживанием контин-гента нетрудоспособных граждан.

В трудовых отношениях участниками являются ра-ботник и работодатель, а в социальном обеспечении -- нетрудоспособный гражданин с одной стороны и орган социальной защиты населения -- с другой. Трудовые от-ношения входят в число производственных отношений общества, а отношения по социальному обеспечению -- в число социально-обеспечительных. По своей природе они близки, но не идентичны.

Отношения социального обеспечения возникают при реализации гражданином своего конституционного пра-ва на социальную защиту при утрате трудоспособности. В рамках же трудовых отношений гражданин реализу-ет конституционное право на труд, включающее возмож-ность зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно избрал или на который свободно согласился (ст. 43 Конституции Украины).

Между трудовым правом и правом социального обес-печения существует не только обособленность правово-го регулирования, но и определенная связь и взаимодей-ствие. Это выражается, прежде всего, в том, что право со-циального обеспечения по своему генезису является отраслью, которая выделилась не из одной (как, напри-мер, трудовое право), а из нескольких отраслей права.

Правовому регулированию трудовых отношений и отно-шений социального обеспечения свойственно наличие ряда общих понятий. К их числу можно отнести следу-ющие: “трудовой стаж”, “трудовое увечье”, “професси-ональное заболевание” и др.

1.3. Основные формы и виды социального обеспечения

В Украине существуют такие формы социального обеспечения

обязательное государственное пенсионное страхо-вание;

обязательное государственное социальное страхо-вание работников предприятий, учреждений и органи-заций независимо от форм собственности;

обеспечение за счет средств социальных фондов предприятий, творческих объединений, благотворитель-ных организаций и частных добровольных взносов граж-дан;

4)содержание нетрудоспособных граждан в государ-ственных, коммунальных и других учреждениях социального назначения;

5) адресная социальная помощь малообеспеченным семьям, нетрудоспособным гражданам за счет средств государственного и местных бюджетов;

негосударственное пенсионное обеспечение 1граж-дан по договорам работников с работодателями, негосударственными пенсионными фондами и частными пен-сионными системами [9 с. 19].

Обязательное Государственное пенсионное страхова-ние представляет собой осуществляемую государством, Пенсионным фондом Украины, систему материального обеспечения нетрудоспособных граждан пенсиями посо-биями, иными видами обеспечения и обслуживания, пре-дусмотренными законодательством [5, с 21]. Пенсионное страхо-вание имеет государственно-обязательный характер: каж-дое предприятие, учреждение, организация, физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью подлежат обязательной регистрации в качестве страхо-вателя, а все работники наемного труда с момента поступ-ления на работу считаются застрахованными.

Пенсионное обеспечение производится за счет Пен-сионного фонда, образуемого из сборов страхователей на обязательное государственное пенсионное страхование, размер которых соизмеряется суммой выплаченной за-работной платы и другими видами доходов [13, c. 238].

За счет средств Пенсионного фонда выплачиваются пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, социальные пенсии в соответствии с Закона-ми Украины “О пенсионном обеспечении” и “О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в резуль-тате Чернобыльской катастрофы”, пенсии военнослужа-щим срочной службы, пособия семьям с детьми другие виды социальных выплат, предусмотренные законода-тельством.

Второй смежной формой социального обеспечения яв-ляется обязательное государственное социальное стра-хование работников предприятий, учреждений организа-ций, независимо от форм собственности. Эта форма пред-ставляет собой систему обеспечения работников и членов их семей в период социально-трудовых отношений с пред-приятием [6, c. 24]. Источником финансирования в данном случае служит Фонд социального страхования Украины.

За счет этого фонда работникам выплачиваются пособия по времен-ной нетрудоспособности, беременности и родам, на рождёние ребенка и на погребение, а также выделяются сред-ства на приобретение путевок на санаторно-курортное лечение работников и их детей на базах отдыха.

Обеспечение за счет средств социальных фондов пред-приятий, творческих объединений, благотворительных организаций и частных добровольных взносов граждан. Предоставление помощи нетрудоспособным гражданам из указанных фондов носит дополнительный целевой характер. Она оказывается наименее социально защищен-ным гражданам (больным, престарелым, детям), матери-альное положение которых является критическим.

Фонд Украины социальной защиты инвалидов явля-емся государственной организацией социальной помощи. Он создан и действует в соответствии с Законом Украи-ны “Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине” от 21 марта 1991 г [5, c. 252]. Бюджет фонда формиру-ется за счет средств госбюджета, благотворительных взно-сов предприятий и граждан, других поступлений.

Порядок и условия расходования средств регламентируется Положением о фонде, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 18 июля 1991 года № 92.

Ряд функций социального обеспечения в свое время выполняли творческие союзы (литераторов, художников, музыкантов и др.), но сегодня они практически утратили эти возможности.

Определенную роль в социальном обеспечении отдель-ных категорий граждан играют благотворительные фон-ды, гуманитарные акции “Милосердие”. Благотворитель-ная деятельность регламентируется Законом Украины “О благотворительности и благотворительных организа-циях” от 16 сентября 1997 г [6, c. 292].

Также занимается проблемами пенсионеров ме-таллургический комбинат “Запорожсталь”, который оказал помощь малообеспеченным пенсионерам облас-ти на общую сумму более 400 тыс. грн. [10, c. 27]

Содержание нетрудоспособных граждан в государ-ственных, коммунальных и других учреждениях соци-ального назначения представ-ляет собой самостоятельную форму социального обеспе-чения за счет прямых ассигнований из государственно-го бюджета. Она относится к сфере услуг людей пожи-лого возраста. За помощью в эти учреждения обращаются, как правило, граждане пожилого возраста и больные, которые, полностью утратили способность к самообслуживанию и нуждаются в постоянном уходе.

Современные стационарные учреждения государственной системы социальной защиты ведут свое происхождение от давних учреждений (приютов), предназначенных для граждан, не имеющих каких-либо средств к существованию.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.