13
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
ХАРЬКОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра правового
регулирования экономики
КУРСОВАЯ РАБОТА
СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ В УКРАИНЕ, И ЕЁ ВИДЫ
Руководитель работы
преподаватель М. В. Грузд
Студентка 2 курса 6 гр.
ф-та “Экономики и права” И.В. Бондарь
Харьков, 2006
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ 4
1.1. Теоретические основы социальной защиты нетрудоспособных
граждан 4
1.2. Основные черты права социального обеспечения 7
1.3. Основные формы и виды социального обеспечения 9
2. ВИДЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ГРУПП
НАСЕЛЕНИЯ 14
2.1. Пособия при рождении ребенка и достижения новорожденным трехлетнего возраста
14
2.2. Социальная помощь и пенсии нетрудоспособным и
малообеспеченным гражданам 21
2.3. Выплаты помощи по временной нетрудоспособности и её размер 22
2.4. Социальная защищенность ветеранов войны, труда и воинской
службы 24
3. ФОРМЫ И СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ ПРАВА ГРАЖДАН В СФЕРЕ
СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 28
ВЫВОДЫ 31
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
ВВЕДЕНИЕ
В данной курсовой работе рассмотрены проблемы, связанные с начислением различных видов помощи нуждающимся гражданам. Социальное обеспечение граждан является составной частью развивающегося государства. А в нашей стране такой вопрос стоит очень остро, так как “разбазаривание” денег на неосуществимые проекты выделяются, а для помощи людям, которые нуждаются в социальной защите денег никогда не хватает.
Наиболее масштабной задачей социально ориентированной экономики государства в формирующемся рыночном хозяйстве Украины является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране.
В данной работе рассмотрены такие немаловажные проблемы, как нестабильность на рынке труда и невозможность охватить социальной защитой все слои населения, обусловленные отсутствием нормативно-законодательной базы и прочими трудностями, которые зиждутся на сложившейся политико-социальной атмосфере нашего формирующегося в зарождающихся рыночных отношениях и накалившейся криминогенной ситуации общества, которая усугубилась кризисом государственной власти.
Основной целью социальной политики в ближайшее время является недопустимость дальнейшего обеднения большей части населения в условиях кризисного состояния экономики. Для этого необходимо, в первую очередь, найти действующие стимулы активизации трудоспособных людей в производстве, создать им условия, которые позволяют своим трудом и предпринимательством обеспечить благосостояние семьи.
ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1.1. Теоретические основы социальной защиты нетрудоустроенных граждан
Социальная защищенность гражданина - это система норм права, государственных льгот и гарантий, обеспечивающих осуществление важнейших прав и свобод, степень удовлетворения материальных и духовных потребностей человека [12, с. 6]. Теоретическое обоснование необходимости социальной помощи и защиты граждан разработано почти во всех странах в конце XIX - начале XX века, в период интенсивного процесса индустриализации и увеличения численности наемных работников. Это увеличение приводит к изменениям возрастной структуры трудоспособного населения: в его составе постоянно увеличивается доля престарелых, требующих их социальной помощи и социальной защиты.
Во многих странах социальное обеспечение изменяло свои функции, формы и схемы финансирования, но цель осталась неизменной - улучшение жизни людей.
Впервые термин “социальная защищенность” или “социальная безопасность” появился в США и постепенно начал распространяться во всех западных странах. Он был призван для обозначения системы мер, защищающих любого гражданина от экономической и социальной деградации, вследствие безработицы, болезни, рождении ребенка, профессионального заболевания, производственной травмы, старости, потери кормильца. Стороны, участвующие в финансировании социальной защиты - это:
1. трудоспособный гражданин, потенциальный получатель пенсии, пособия;
2. работодатель;
3. государство.
Но в странах постсоветского пространства еще действует социальная защита, где главный субъект финансовых ресурсов - государство. Но эта система будет дальше реформироваться в соответствии с экономической независимостью стран, в том числе и в Украине.
Именно такая схема досталась нам от бывшего СССР, но она будет реформирована. Уже на-мечены основные этапы ее развития.
Перспективы развития системы социальной защиты, ориентированные на XXI век, определены Концепцией социального обеспечения населения Украины, одобрен-ной постановлением Верховной Рады Украины от 21 де-кабря 1993 года; Посланием Президента Украины Вер-ховной Раде Украины; указами Президента Украины “Об основных направлениях социальной политики на 1997 -- 2000 годы” от 18 октября 1997 года и “Об ос-новных направлениях реформирования пенсионного обеспечения в Украине” от 13 апреля 1998 года [3, c. 32]. В этих важнейших документах, по существу, разработана широ-комасштабная, комплексная государственная программа развития социального обеспечения. Такая программа создана в нашей стране впервые. Она призвана радикаль-но изменить систему социальной защиты населения.
Предполагается в сжатые сроки создать основные правовые и организационные условия для перехода к смешанной пенсионной системе, которая будет трехуров-невой. Она будет включать в себя:
существенно рефор-мированную государственную систему;
обязательные сбережения населения в пенсионных фондах;
доброволь-ные пенсионные сбережения населения.
В любом промышленно-развитом цивилизованном государстве, где существуют рыночные отношения, соци-альное обеспечение занимает важное место в системе га-рантий осуществления прав и свобод граждан.
В ст. 46 Конституции закреплено право граждан на со-циальную защиту. Оно гарантируется и обеспечивается общеобязательным государственным социальным стра-хованием за счет страховых взносов граждан, предпри-ятий, учреждений и организаций, а также бюджетных и иных источников финансирования. Универсальным методом финансирования социальной защиты является социальное страхование работников.
Таким образом, можно утверждать, что в Украине со-зданы необходимые экономические и правовые предпо-сылки для развития такой важной отрасли права, как право социального обеспечения. Законодательное регу-лирование в сфере социального обеспечения началось с первых дней образования независимого государства Украины. 5 ноября 1991 года был принят Закон Украины
“О пенсионном обеспечении” [4, c. 10], который положил начало формированию национальной системы пенсионно-го обеспечения.
Идея о новой комплексной от-расли права социального обеспечения как определенной системе правовых норм возникла, в ходе активных на-учных дискуссий ученых-юристов и экономистов в се-редине пятидесятых годов. Именно тогда в бывшем СССР были разработаны и приняты основополага-ющие законодательные акты, положившие начало созда-нию единой государственной системы социального обес-печения.
На мой взгляд, термин “социальная защита” относит-ся к функции государства, означающей заботу о матери-альном обеспечении нетрудоспособных граждан. Для осуществления этой функции создан специальный орган государственной исполнительной власти -- Министер-ство труда и социальной политики Украины. Его статус определен Указом Президента Украины от 1 декабря 1997 г. [11 c. 20].
Истории развития права социального обеспечения как отрасли права и юридической науки посвящено немало трудов ученых и практиков юристов и эконо-мистов. Значительный вклад в развитие права социаль-ного обеспечения внес профессор В.С.Андреев. Он осу-ществил разработку предмета права социального обес-печения. Именно им впервые, в 1996 году в Праге, был поставлен вопрос на Международном симпозиуме по проблемам социального обеспечения о формировании новой отрасли права.
Над проблемой развития теории права социального обеспечения трудились видные ученые-правоведы: В.А. Ачаркан, А.Д. Зайкин, М.Л. Захаров, Р.И. Иванова, А.Е. Козлов, В.А. Тарасова, Я.М. Фогель и другие изве-стные юристы. Они, по существу, заложили фундамент новой отрасли права социального обеспечения. Их уси-лиями были разработаны исходные общетеоретические положения, изданы первые учебники, учебные пособия и монографии по праву со-циального обеспечения.
Важнейшим достижением научных исследований яв-ляется обоснование определения понятия права соци-ального обеспечения как отрасли права.
1.2. Основные черты права социального обеспечения
Для каждой самостоятельной отрасли права определя-ющее значение имеет исследование ее исходных понятий-ных категорий, к числу которых относится предмет и метод правового регулирования. Обособлен-ным предметом отрасли права социаль-ного обеспечения являются отношения по социальному обеспечению.
Теоретическое обоснование предмета права социаль-ного обеспечения тесно связано с выяснением вопроса о том, что такое социальное обеспечение, каков его объем, цели, задачи и т.д. Следует подчеркнуть, что и в услови-ях рыночных отношений характер и содержание социального обеспечения не меняется, но изменяется его объем и условия обеспечения.
Основным видом общественных отношений, составляющих предмет права социального обеспечения являются пенсионные отношения. Относимые ранее к предмету различных отраслей права, пенсионные отно-шения стали составной частью права социального обес-печения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6