Рефераты. Система методов работы социальных педагогов






В организации этой работы чрезвычайно высока роль Учебно-методического объединения вузов Российской Федерации по об-разованию в области социальной работы, созданного Госкомвузом России на базе Московского государственного социального уни-верситета и Ассоциации коллективов вузов и школ социальной работы.

В процессе всесторонней реорганизации социальной сферы, обусловленной переходом России к новым экономическим отно-шениям, формируются и развиваются адекватные рыночной эко-номике социальные институты и явления. Среди них -- социаль-ная работа, нравственный, интеллектуальный и деятельностный потенциал которой способен продвинуть Россию по пути постро-ения социального и правового государства, гражданского общест-ва, стать гарантом реализации конституционного права каждого человека, оказавшегося в сложной жизненной ситуации, на госу-дарственную поддержку и заботу.

На завершающем этапе обучения в связи со специализацией проводится преддипломная практика в региональных структурах социальной защиты (областных, районных комитетах и управле-ниях). Завершением практики является подготовка и защита дипломного проекта.

В большинстве случаев преддипломная практика проводится в тех организациях, где предполагается дальнейшая работа выпуск-ника института. Руководитель преддипломной практики разраба-тывает план-задание на этот период времени, осуществляет кон-сультации и контроль за его выполнением, помогает в разработке плана дипломного проекта и его подготовке. Наиболее интерес-ные выдержки из проектов публикуются в научно-исследователь-ских сборниках студентов и преподавателей. Таким образом, во время обучения студентов в течение 22 недель ведется практичес-кая подготовка к социальной работе. В целом она составляет око-ло 20% от общего объема нагрузки. Много это или мало? По срав-нению с зарубежным опытом -- значительно меньше (в ряде евро-пейских стран на практику отводится до 40% учебного времени)[5,8].

Поэтому одной из проблем дальнейшего совершенствования этой работы остается увеличение количества часов для практической подготовки.

Необходимо решать и оставшиеся проблемы, а именно:

проблемы целенаправленной подготовки к приему практикантов -- сотрудников территориальных центров, выработки у них установки на контакты взаимного сотрудничества;

проблемы обучения по организации практики преподава-тельского состава (семинары, обмен опытом работы, организация встреч с сотрудниками, работающими в социальной сфере), выра-ботки у них понимания необходимости изучения опыта социальной работы[8,15].

Не менее важной является и проблема формирования потреб-ностей и интересов студентов в подготовке к профессиональной деятельности, участии в научно-исследовательской работе.

В то же время в процессе подготовки студентов к профессио-нальной деятельности представляется целесообразным сократить направление специализаций.

По отзывам студентов, практика помогает им самоутверждать-ся в выборе профессии, способствует пониманию того, что про-фессия социального работника -- это работа истинных энтузиас-тов, людей милосердных и благородных, отважных, требующих профессиональной технологической подготовки.

Приведем высказывание студентки: «...Бедным, одиноким людям без этой не так давно созданной социальной помощи было бы очень тяжко... Для таких социальный работник -- «свет в окошке», его ждут, ему рады. Думаю, что социальные работники, несомненно, получают моральное удовлетворение от конкретного творения добра»[9,45].

Итак, профессиональное становление специалиста -- сложный, не-прерывный процесс «проектирования» личности. Осведомлен-ность о своей будущей специальности способствует развитию ак-тивности студента, формированию личностной модели самодви-жения к профессиональным вершинам, к профессиональному мастерству.

1.2. Проблемы профессионального воспитания и обучения специалиста по социальной работе

Самодвижение личности к вершинам профессионализма включает, согласно Э.Ф.Зеер, пять стадий:

«оптация» (лат. optatio -- желание, избрание) -- форми-рование личностных намерений, осознанный выбор профессии с учетом индивидуально-психологических особенностей; «профессиональная подготовка» -- формирование профес-сиональной направленности и системы профессиональных зна-ний, умений и навыков, приобретение опыта теоретического и практического решения профессиональных ситуаций и задач; «профессиональная адаптация» -- вхождение в профес-сию, освоение новой социальной роли, профессиональное само-определение, формирование личностных и профессиональных качеств, опыт самостоятельного выполнения профессиональной деятельности;

«профессионализация» --формирование профессиональ-ной позиции, интеграция личностных и профессионально важ-ных качеств и умений в относительно устойчивые профессио-нально значимые образования, квалифицированное выполне-ние профессиональной деятельности;

-- «профессиональное мастерство» -- полная реализация, са-моосуществление личности в профессиональной деятельности (творчески-креативный принцип, метод) на основе подвижных интегральных психологических новообразований[9,71].

Профессионализм как одно из ведущих слагаемых социаль-ной работы базируется и формируется на основе личностных и профессиональных качеств, ценностных ориентации и интере-сов социального работника. Развитию этих качеств и образова-ний, вхождению в реальную модель профессиональной деятель-ности способствует решение следующих задач:

развитие личностного интереса к выбранной профессии;

формирование первоначальных представлений об основах профессиональной работы;

формирование профессионально-мотивационной установ-ки на будущую деятельность;

--формирование профессионально-личностной «Я-концепции»[7,79].

Таким образом, профессионализация -- важнейший этап жизни человека, связанный с решением профессионального са-моопределения и профессиональной адаптации. Чтобы опреде-литься в своей будущей профессии, молодому человеку необхо-димо сформировать вектор профессиональной цели, т. е. отве-тить на следующие вопросы:

чего он хочет в своей профессии;

что он должен предпринять в своей профессиональной дея-тельности, чтобы добиться успеха;

что он может (должен) сделать, чтобы реализовать собст-венные личностные качества и интересы?

Задача профессионального становления может быть решена лишь посредством реализации « личностно ориентированной пе-дагогики образовательного процесса» (Н.А.Рыбакова). На соци-ального работника возлагается особая миссия, выполнить ко-торую он может только при условии формирования особых личностных качеств. Богатство его личности приобретает обще-ственную значимость, становится условием развития как про-изводственных, так и социальных отношений.

Миссия социального работника благородна, но условия ее вы-полнения далеки от идеальных: решая «чужие» проблемы, считая это своим профессиональным долгом, с одной стороны, и своим предназначением, с другой, социальный работник по-могает социально больным людям и обществу освободиться от негативных явлений: непродуктивных жизненных позиций, не-совершенства общественных отношений, поведенческих стереотипов, негативных установок, не нашедшей выхода агрессии, социальной напряженности, страхов и т.д. Обучая людей само-стоятельно решать свои проблемы, социальный работник под-нимает тем самым общественное сознание на новый уровень; он использует свои профессиональные и личностные возможности, чтобы влиять на рост самосознания конкретной личности, общ-ности, нации, общества и человечества. Выполнить эту миссию способен только личностно зрелый человек, внутренне и про-фессионально подготовленный к решению стоящих перед ним социальных задач[2,56].

Личностная зрелость проявляется в умении соединять, со-относить свои индивидуальные особенности, статусные и воз-растные возможности, собственные притязания с требования-ми общества и окружающих. Личностная зрелость предполага-ет зрелость социальную, когда уже развита способность адап-тироваться к различным ситуациям и типам общения. Поэто-му в процессе формирования личности социального работника, включающего весь спектр социальных влияний, а также само-формирование человека столь важную роль играет профессио-нальное воспитание.

В широком смысле профессиональное воспитание -- это функция трудовой и общественной жизни; в узком смысле -- функция учебного заведения, специально создающего условия для решения проблемы подготовки высококвалифицированных специалистов -- социальных работников, гуманистически ори-ентированных, способных осуществлять свою деятельность в ус-ловиях постоянно изменяющегося мира и в нестандартных си-туациях[7,90] Подготовка таких специалистов, по мнению Фирсова М.В., должна отвечать следующим специфическим требованиям:

создание условий для свободной, естественной реализации разума и чувств обучающихся социальной работе как основы освоения принципов гуманизма и способов проявления челове- колюбия;

усиление творческой направленности процесса обучения и, как следствие, личности каждого обучающегося;

подготовка обучающихся к вхождению в систему профессиональной деятельности «человек -- человек» и успешной адаптации в ней;

создание условий для обучения методам саморегуляции, самоменеджмента, самоорганизации;

создание условий для поощрения уникальности и непо- вторимости личности будущего социального работника как основы свободного проявления индивидуального стиля работы -- становления мастерства;

создание условий для формирования позитивной «Я-концепции» личности каждого обучающегося и позитивного образа профессионального будущего как основы самореализации;

организация учебного процесса, в котором учебная груп-па становится условием формирования и развития свойств ду-ши, экспериментальной лабораторией для развития навыков со-общения, взаимодействия, взаимопонимания, эффективной коммуникации[25,252].

Профессиональное воспитание социальных работников в качестве начальной стадии включает в себя профориентацию, завершающуюся фактом профессионального выбора, когда про-исходит осознанный выбор деятельности в системе «человек -- человек», специфика которой заключается в направленности на оказание помощи людям и обществу в их усилиях стать сво-бодными людьми в свободном обществе. Далее в профессиональ-ном воспитании следуют такие этапы, как подготовка к созна-тельному осуществлению намеченной цели, овладение профес-сией, начало самостоятельной трудовой деятельности, непре-рывное повышение квалификации и наставничество.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.