Рефераты. Система методов работы социальных педагогов






Современное видение социальной работы как профессиональ-ной деятельности потребовало внесения в учебный план сущест-венных изменений. Новый проект включает дисциплины по четы-рем циклам: общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины (философия, история, право, экономика, культуро-логия, политология и др.), общие математические и естественно-научные дисциплины (математика, информатика и вычислитель-ная техника, концепции современного естествознания и др.), об-щепрофессиональные дисциплины (теория социальной работы, технология социальной работы, история социальной работы в Рос-сии, социальная работа за рубежом, психология, практическая пси-хология и психодиагностика, конфликтология, общая и социаль-ная педагогика, медико-социальные основы здоровья, социоло-гия, социальное право, этика социальной работы, экономика со-циальных служб, менеджмент социальной работы), дисциплины специализации[4,7].

В общей стратегии развития социального образования вопрос о специализациях является приоритетным. По нашему мнению, необходимо исходить из того, что подготовка кадров по специаль-ности «социальная работа» должна быть в определяющей степени направлена на будущую профессиональную деятельность студен-тов, т.е. иметь не только фундаментальный, но и практико-ориентированный характер.

Таким образом, одной из важнейших задач в обучении студен-тов социальной работе является интеграция теории и практики.

Практика остается широким полем проверки теоретических знаний, накопленных студентами в вузе, она представляет собой базис, на котором осуществляется глубокое усвоение проблем, имеющих место в социальной сфере.

В вузах России издавна сложилась традиция проведения прак-тики на старших, выпускных курсах, когда непосредственно про-исходит подготовка студентов к специальности, тем самым изна-чально создавалась проблема отрыва теоретических знаний от прак-тических навыков, узость и схоластичность в выработке умений специалиста.

Сложной научно-методической проблемой в современных ус-ловиях является необходимость создания системы практической подготовки к социальной работе в процессе обучения. В вузах Рос-сии предпринята попытка структурирования всех активных форм обучения как важных элементов практики. С этой целью в учеб-ных планах факультетов социальной работы предусматриваются не только сроки для прохождения практики на каждом курсе, но и отработка теоретических проблем с активным участием практи-ков.

Так, многие темы по курсу теории и методики социальной ра-боты читаются специалистами из Министерства социальной за-щиты населения, департамента по проблемам семьи, женщин и детей, представителями территориальных центров, социальных служб. Становится традицией, что в проведении семинарских за-нятий, круглых столов наряду с преподавателями участвуют и прак-тические социальные работники. Такой подход способствует при-ближению теории к практике, вызывает интерес у студентов и спо-собствует аккумуляции накопленного опыта.

Систематизация практики предпринимается с 1 курса обуче-ния студентов. После 12-часовой программы «Введение в специ-альность» начинается ознакомительная практика. Она проходит в сентябре (в течение 2-х недель) в социальных службах и способст-вует ранней социальной ориентации будущих специалистов. Имен-но здесь они получают информацию о различных направлениях социальной работы, об организационных структурах социальной сферы горизонтального уровня[5,17].

Для проведения ознакомительной практики формируются груп-пы практикантов, назначается руководитель практики. Опреде-ляются ее цели и задачи, основным содержанием которых яв-ляются повышение информационно-коммуникативного уров-ня студента, формирование начальных знаний о социальных про-блемах и попытках государства по их решению, обучение элемен-там наблюдательности, общения, действия в оказании помощи и поддержки клиентам.

Руководитель практики дает каждому студенту конкретные по-ручения, поддерживает и контролирует практиканта в течение всего периода времени, учит его самостоятельно находить нужные решения и вырабатывать альтернативную линию поведения. По итогам ознакомительной практики студенты пишут реферат по теме «Почему я решил стать социальным работником», а также отвеча-ют на вопросы анкеты, разработанной деканатом факультета.

После завершения ознакомительной практики для студентов начинается исторический курс социальной работы и курс «Теоре-тико-методологические основы социальной работы»[6,9].

На 2-м году обучения степень практики усложняется. Продол-жается чтение теоретического курса социальной работы, ее орга-низационных основ. Одновременно к основному курсу предлага-ется ряд спецкурсов. На практику отводится 4 недели. Основная цель практики -- обучение навыкам общения с объектом социаль-ной работы. Аудиторные занятия приобретают активные формы дискуссий, круглых столов, конференций, встреч с практически-ми работниками.

В ходе проведения учебно-практических занятий преподавате-ли ставят своей целью формирование нравственно-целостных ори-ентации будущего специалиста, его гуманистического отношения к человеку, стремления к поиску инновационных подходов в со-циальной работе в России.

После завершения курса «Теория и методика социальной ра-боты» студенты проходят практику в территориальных центрах социальной защиты населения. Практиканту даются различные по целям поручения и рабочие задания, направленные на поддержа-ние постоянного контакта с практическими социальными работ-никами. Он вместе со специалистами территориальных центров занимается планированием работы, присутствует на совещаниях и встречах, участвует в составлении программ оказания помощи на-селению.

Им присваивается квалификация «специалист по социальной ра-боте с семьями и детьми группы риска».

«Медико-социальная помощь людям пожилого возраста и инва-лидам в условиях стационарных учреждений социального обслужи-вания»: место работы специалистов -- в домах-интернатах систе-мы Минсоцзащиты России; присваивается квалификация «специ-алист по медико-социальной помощи в стационарных учреждениях»;

«Социальная реабилитация лиц без определенного места жи-тельства и занятий»: осуществляется подготовка к работе в домах ночного пребывания и других учреждениях для маргинальных групп населения; присваивается квалификация «специалист по социаль-ной реабилитации лиц без определенного места жительства и заня-тий»;

«Социальная работа с людьми пожилого возраста»: потребность в кадрах по этой специальности существует в центрах социального обслуживания, отделениях социальной помощи на дому, специ-альных домах для одиноких престарелых; присваивается квалифи-кация «специалист по социальной работе с людьми пожилого возрас-та»[4,18].

Специализациями, введение которых основывается на втором -- отраслевом -- признаке, являются: «Социальна я работа в учрежде-ниях здравоохранения», «Социальная работа в учебных заведениях», «Социальная работа в службе занятости», «Социальная работа в службе миграции», «Социальная работа в пенитенциарных учреж-дениях», «Социальная работа на производстве», «Социальная рабо-та с военнослужащими». Соответственно присваиваются квалифи-кации: специалист по социальной работе в учреждениях здраво-охранения, учебных заведениях и т.д[14,81].

В зависимости от выбора специальности студентам 3-го курса предлагается, кроме дисциплин специализации, широкий выбор спецкурсов. Студенты получают углубленные знания в технологи-ях социальной работы, систематизируют теоретико-методологи-ческие знания в применении к практике.

На 3-м курсе обучения преподаватели приобщают будущих специалистов к научно-исследовательской деятельности, привле-кая их к разработке исследовательских проектов по социальной работе. Студенты активно участвуют в социологических опросах, мониторинга, научных кружках и конференциях. Кроме того, осо-бое внимание уделяется формированию у них усиленной мотива-ции к самостоятельной работе в различных управленческих струк-турах социальной сферы.

Практика на 3-м курсе посвящается отработке методов и при-емов работы с различными категориями населения. Практикант получает конкретное задание, сформулированное преподавателя-ми и руководителями территориальных центров социальных ус-луг, а затем с помощью супервизора (консультанта) приступает к самостоятельной работе с клиентом: проводит беседы, консульта-ции, участвует в выработке решения, учится давать свои оценки проблемам клиента и вырабатывать собственную позицию.

По завершении практики студент сдает экзамен по курсу «Тех-нологии социальной работы». На основании отчетов по практике преподаватели готовят научно-методические рекомендации по внедрению основных принципов и методов социальной работы.

На 4-м курсе интегрируются знания в области технологий и начинается изучение проблем, связанных с социальным управле-нием. Углубляются знания о социальном и служебном законода-тельстве, организационных структурах социальной сферы.

Продолжается систематизация практической подготовки, на-правленной на укрепление теоретической фундаментальности, целостности изложения курсов по подготовке социального работ-ника, а также на создание различных моделей социальных служб, на развитие способностей студента формировать взаимосвязи ин-дивида, группы и общества.

На этом этапе отрабатываются навыки в области консультиро-вания клиентов, в совершенствовании методик коммуникативно-го общения, управленческо-организационной деятельности. Сту-денты проходят практику на базе стационарных социальных уч-реждений и общественных благотворительных организаций. Од-ним из ее направлений является изучение психологических аспек-тов, проблем борьбы с детской преступностью, профилактики от-клоняющегося поведения, знакомство с опытом работы этих орга-низаций, оказание педагогической помощи несовершеннолетним. Практика длится 4 недели и завершается подготовкой курсовой работы и экзаменами по прочитанным курсам.

На наш взгляд, следует осуществлять обучение по двум специ-альностям, что даст выпускникам вузов больше возможностей для маневра в выборе рабочих мест: либо по специализации «Органи-зация социальной защиты населения» и любой другой из числа определенных по первому признаку, либо по специализации «Социальная работа на производстве» и любой другой из определен-ных по второму признаку.

Сегодня важно обеспечить необходимую программно-методи-ческую базу обучения и практики, переработать и дополнить с учетом современных подходов программы по каждой из дисцип-лин базового курса и специализаций, создать пакет (комплект) соответствующих учебных пособий, хрестоматий, справочников, открыть учебно-методические экспериментальные центры соци-ального обслуживания населения и т. д.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.