Рефераты. Проблема женской занятости (на примере Кабардино-Балкарской Республики)






В этих условиях часть женщин предпочла семейные функции производственным. В одних случаях добровольно, когда доходы главы семьи позволили это сделать (таких семей становится все больше), в других вынужденно, когда нет профессиональной работы, но есть подсобное хозяйство или случайная занятость. Процессы снижения участия женщин в общественном производстве фиксируется и статистикой (22,13).

Однако, высокий уровень занятости пенсионеров и преобладание среди них женщин (85,9%) свидетельствуют, что официальная статистика дает искаженное представление о занятости женщин и их потребности в работе.

Опросы показывают, что рабочая неделя большинства работников значительно превышает установленную законом 40-часовую продолжительность: для мужчин она фактически составляет 48 часов, для женщин - 44 часа.

Надо также иметь ввиду, что широкое распространение получила дополнительная занятость, увеличивающая общую трудовую нагрузку. Чтобы реально задействовать указанные качества необходима определенная государственная политика поддержки малого бизнеса, в том числе и женского.

Система мероприятий в этом направлении должна опираться в правовом отношении на изменения в законодательстве (о труде, занятости, образовании, некоммерческих организациях и т.п.), а в организационном - на сотрудничество правительственных организаций (Министерство труда и социального развития КБР, службы занятости. Министерство образования и науки КБР и их структур). Совместный характер действий позволил бы включить различные источники финансирования - страховые бюджетные средства, инвестиции, кредиты, финансовые товарищества, объединение которых усилило бы реальность осуществления намеченного.

Большие возможности в увеличении женской занятости заложены в малом бизнесе. В нем занято более 4% населения, и значительную часть которых составляют женщины.

Особое внимание в системе мер государственной политики должно быть уделено повышению конкурентоспособности женской рабочей силы на базе широко развитого обучения.

Устойчивая практика «закрепленности» за женщиной всего, что касается семьи, политика по отношению к семье, процессы, происходящие в ней, имеют реальные отрицательные последствия. Политика государства, в результате которой многие (почти все) семейные льготы закреплены фактически за работающей матерью, сделала женщин наиболее уязвимыми на рынке труда. Этот «урок» должен быть учтен при разработке социальной политики на всех уровнях (30,73).

Решение проблемы должно базироваться на правовых нормах, регулирующих положение работников с семейными обязанностями в труде, семье, обществе, разработанных с учетом накопленного опыта.

В настоящее время в Кабардино-Балкарии идет процесс формирования национального механизма по обеспечению равных прав и возможностей, ликвидации дискриминации в отношении женщин. Некоторые элементы данного механизма уже действуют.

При Президенте КБР действует Республиканская Комиссия по вопросам улучшения положения женщин, семьи и детства, вырабатывающая рекомендации государственной политики, направленной на защиту прав и интересов женщин, семьи и детства.

В структуре Министерства труда и социального развития функционирует Департамент по делам семьи, материнства, отцовства и детства, участвующий в разработке и координации проведения единой государственной политики в отношении семьи, достижения социального равенства женщины, изменения ее положения в обществе.

Однако, ни одна из вышеперечисленных структур в отдельности, ни все эти структуры вместе взятые не обладают достаточными ресурсами и полномочиями для обеспечения и реализации последовательной политики равных прав и равных возможностей мужчин и женщин. Необходимо, чтобы вопросы ее реализации входили в компетенцию органов исполнительной власти всех уровней и органов местного самоуправления.

Сложность, комплексность социальных проблем женщин, переплетенность их причин с общей социально-экономической и социально-психологической проблематикой общества определяет необходимость системного подхода к их разрешению, привлечения самых разнообразных технологий для получения конкретных позитивных результатов.

На первом месте, безусловно, должно стоять гарантирование возможности для женщин найти работу, которая позволила бы как обеспечить себя и при необходимости свою семью, так и реализовать личностный потенциал женщины, включая его семейные и в несемейные составляющие. Согласно исследованиям, потребность женщин иметь работу вне дома обусловлена тремя группами мотивов.

Во-первых, это необходимость второго заработка в семье, так как концепция "семейной зарплаты", характерная для многих стран в первой половине XX века и предусматривавшая в цене рабочей силы средства на содержание семьи, во-первых, устарела в настоящее время, а в нашей стране вообще не привилась. Для обеспечения семьи с детьми необходим заработок, как отца, так и матери. В случае же, если в семье единственный родитель, то его зарплата является важнейшим (иногда - единственным) источником ее доходов. Не секрет, что из всего количества неполных семей отцовские составляют только 6,9%, во всех остальных случаях единственный источник зарплаты в доме - мать. Пособия на детей составляют в среднем не более 10% от общих расходов на них.

Во-вторых, работа женщины - важнейшее средство "социальной страховки" как для нее самой, так и для ее семьи. В условиях нарастающей безработицы, массовых невыплат зарплаты работа обоих супругов, желательно в разных местах, может служить хотя бы относительной гарантией выживания семьи.

Семейная нестабильность, опасность распадения, висящая даже над внешне благополучными браками, заставляет женщину в ряде случаев стремиться сохранить свой статус работающей, даже если для этого нет экономических оснований. Кстати, одна из причин ограничения числа желаемых детей всего одним или двумя заключается в известной мере также в нестабильности семьи.

Природные и антропогенные катастрофы, военные действия и национальные конфликты, в которых чаще гибнут мужчины, вызывают повышенный риск овдовения для современных женщин, так что работа представляет собой страховочный фактор еще и по этой причине.

Наконец, в-третьих, для все большего числа женщин, прежде всего, с высоким образовательным статусом, работа является средством самоутверждения, саморазвития, способом получения признания, местом, где можно получить удовольствие от интересного общения, отдых от однообразия домашних дел.

Подобный подход способен еще более усложнить то противоречие, которое уже и так существует из-за наличия ряда льгот для женщин, связанных с деторождением, узаконить второсортность женского труда. Ведь именно перерывы для ухода за малолетними детьми вынуждают в целом более образованных женщин отставать в карьере от сверстников-мужчин, что обусловливает также их более низкий уровень оплаты. Право на более длительный отпуск может стать для многих женщин повинностью, так как ряд руководителей, в условиях нарастания безработицы, предпочтет сокращать число работающих за счет этой категории женщин, ибо формально это не будет увольнением. Вместе с тем, попытки вернуться на работу после столь длительного отсутствия, с утраченной квалификацией, будут делать женщину еще менее конкурентоспособной, более уязвимой на рынке труда.

Общество, охваченное "патриархатным ренессансом", то есть возрождением представлений о преимуществе мужчин над женщинами, о "естественном биологическом предназначении" женщины, к сожалению, пока не осознает всей опасности нового социального разлома, который с такой стремительностью и глубиной разрастается в нем. Государство поощряет вытеснение женщин из активной социальной жизни для приукрашивания картины безработицы.

Поэтому для женщин единственным вариантом позитивного развития является необходимость скорее изжить иллюзии о возможности чьего-то благодетельного вмешательства в их ситуацию, в положение и благополучие их семей, и строить свою жизнь на максимальном применении принципов личностной независимости и свободы выбора (35,58).

Применительно к занятости это должно означать борьбу за достижение таких условий, когда способность к деторождению не будет дискриминирующим фактором на рынке труда. Женщине должно быть предоставлено право, как сочетать материнские и трудовые обязанности (в том числе, имея малолетних детей), так и всецело посвятить себя семье и детям, если такой выбор она считает наилучшим. Проницаемость границ между этими

статусами, незатрудненный переход от одного к другому должны обеспечиваться как законодательно, так и системой организационных мероприятий, облегчающих или обеспечивающих женщине адаптацию к изменившимся условиям рынка труда.

Если говорить о собственно гендерных направлениях социальной работы, то в оказании помощи женщинам выделяются три группы задач: по спасению их, по поддержанию функционирования и по развитию. В конкретных индивидуальных и социальных условиях на передний план выходит та или иная целевая группа (35,60).

Социально-трудовая реабилитация в условиях безработицы или угрозы безработицы заключается в оказании социально-психологической поддержки женщине, фрустрированной своим ущербным положением на рынке труда в ситуации нарастающей безработицы. Кроме того, ей оказывается информационная и порой организационная помощь в поисках нового места работы. Для лучшей адаптации к изменившимся условиям разворачивается деятельность по переподготовке и переобучению женщин дефицитным или более нужным профессиям, хотя в условиях всеобщего кризиса экономики все труднее оказывается изыскать эти профессии. Разумеется, в такой деятельности необходима самая тесная координация усилий учреждений социального обслуживания и служб занятости.

Содействие в самопомощи и самозанятости женщин выражается в создании в ряде центров социального обслуживания цехов, мастерских, участков трудотерапии, в рамках которых женщины и девочки-подростки имеют возможность обучиться трудовым операциям, продукция этих цехов поступает в продажу, а средства используются на улучшение жизни клиентов. Наконец, нередко они становятся самостоятельными производствами, которые, помимо первоначальных задач, предоставляют рабочие места для социально ущемленных категорий населения (36,64).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В XX веке в мире проведено много преобразований, которые помогают женщинам добиваться определенного результата и изменять свое положение в обществе. Генеральной Ассамблеей ООН были приняты такие важные документы, как Всеобщая декларация прав человека. Декларация социального прогресса и развития, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Традиционные представления о семье, где отец работает, а мать полностью поглощена домашними заботами, значительно ослабли. Биологические факторы не предопределяют полностью судьбу человека, предназначение женщины в обществе гораздо шире.

В развитии культуры постоянно растет число женщин, все активнее проявляющих себя не только в областях науки, искусства и медицины, но и -политики: примером тому могут служить не только русские княгини, императрицы, ученые и практики, скандинавские и английские королевы, но и восточные правительницы нашего времени. К сожалению, сегодня в нашем отечестве доминирует мужская организация политической жизни, общественность находится во власти старых представлений, недооценки социально-политического и научно-практического статуса женщины.

Американские исследователи показывают, что, несмотря на двойное бремя служебных и домашних обязанностей, работающие женщины счастливее, чем домохозяйки. Это объясняется тем, что они обретают чувство своей значимости и свободы, которого они лишены дома. Чем выше образование жены и престижнее ее работа, тем быстрее возрастает тенденция равномерного распределения домашних забот между супругами, гармонии в принятии решений в связи с семейными делами и супружескими отношениями. Более того, новые виды деятельности требуют материнских черт в сферах мотивации и духовных потребностей, искусства, развлечений, рекламы, сферы социальных услуг, образования, умения женщин добиваться цели исподволь, мягко, терпеливо, убеждением силой, настойчивым давлением. Особое место женщина может занять, посвятив себя социальной работе, помощи представителям групп риска, престарелым, умственно отсталым, пожилым, социально неравноправным.

Социальное положение женщины в современном обществе напрямую связано с ее статусом занятости.

Для успешного решения обозначенных проблем необходимы некоторые "уступки" на различных уровнях и проведение в жизнь следующих мер:

1. Изменение образцов социализации и отмена всех форм дискриминации женщин; реальное равноправие полов и равные возможности социальных ролей.

2. Изменение отношения мужчин к своим домашним обязанностям и повышение их роли в процессе социализации, социального научения и социальной адаптации детей и подростков.

3.Систематическое социально-правовое регулирование тендерных отношений и подготовка специалистов по женской проблематике.

4. Изучение истории женских движений и проведение научного анализа функционирования социальных механизмов.

5. Подготовка женщин к управлению в политических, производственных и культурных сферах, в сфере бизнеса и предпринимательства; организация женских курсов.

6. Создание новых законов, которые бы регулировали представительство женщин в политических и государственных структурах.

7. Создание комплекса социальных, экономических и культурных мер, обеспечивающих условия женщине для успешного сочетания своих социальных ролей.

8.Издание литературы и введение в структуры образования специальных программ по женской тематике; проблематике в разных сферах знания: философии, социологии, психологии, истории, экономики, права (15,48).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Актуальные проблемы социально-правовой защиты женщин. СПб., 1998.

2. Алехина Г.А. Рынок рабочих мест в структуре рынка труда. Томск. 2000.

3. Беглярова А.Е. Региональная политика занятости в условиях реформирования экономики. М. 2001.

4. Бильчак В.С., Захаров В.Ф. Региональная экономика. М. 1998.

5. Болов А.В. Формирование рынка труда и занятости в условиях трудоизбыточности. Автореферат канд. дисс. Нальчик. 2002.

6. Былков В.Г. Система регионального рынка труда: социально-экономические методы регулирования. СПб. 1997.

7. Васильев Я.Т. Совершенствование региональной занятости населения в условиях становления рынка труда. М. 1997.

8. Власов В.И., Крапивин О.М. Комментарий к законодательству о занятости и трудоустройстве населения. М., 1999.

9. Гвоздарев О.А., Фаузер В.В. Рынок труда и проблемы занятости. Сыктывкар. 1997.

10. Грищенко Н.Н. Особенности региональной безработицы и пути ее регулирования. М. 1999.

11. Дадашев А.З. Проблемы занятости и регулирования рынка труда в Российской Федерации (региональный аспект). М. 1993.

12. Демография, экономика, экология: некоторые аспекты сравнительного анализа регионов Российском Федерации. М. 1997.

13. Ефремов С.И. Демографические особенности неформальной занятости на российском рынке труда. М. 2001.

14. Жгулева Н.Н. Формирование рынка труда в переходной экономике. М. 1998.

15. Женщина в обществе: реалии, проблемы, прогнозы. М., 1994.

16. Жукевич Г.В. Государственное регулирование занятости и безработицы на региональном рынке труда на этапе перехода к устойчивому экономическому развитию. М. 2001.

17. Загороднева А.М. Государственное регулирование занятости и рынка труда: Учебное пособие. М. 1996.

18. Занятость и безработица в КБР: 1992-2002 гг. Нальчик. 2003.

19. Занятость и безработица в КБР (январь-декабрь 2003 г.). Нальчик. 2004.

20. Занятость и безработица в КБР (январь-декабрь 2004 г.). Нальчик. 2005.

21. Занятость и безработица в КБР (январь-декабрь 2005 г.). Нальчик. 2006.

22. Занятость и безработица в КБР (январь-декабрь 2006 г.). Нальчик. 2007.

23. Занятость и рынок труда: новые реалии, национальные приоритеты, перспективы. М. 1998.

24. Занятость отдельных социально-демографических групп насе-ления в переходной экономике России . М.1998.

25. Занятость, рынок труда и эффективность экономики. Великие Луки.1998.

26. Карташов С.А., Одегов Ю.Г. Рынок труда: проблемы финансирования и управления. М., 1998.

27. Концепция женской занятости. М., 1994.

28. Костин Л.А., Зущина Г.М., Султанова Р.М. Рынок труда и теории занятости. М., 1997.

29. Мифтахов А.Б. Формирование рынка труда в Российской Федерации. СПб. 2001.

30. Морозова С.А. Социальная адаптация женщин на рынке труда. Орел. 2000.

31. Москвина М. В. О положении женщин на рынке труда. М., 1995.

32. Никифорова А.А. Рынок труда: занятость и безработица. М. 1991.

33. Носиков Н.М. Формирование ринка труда России: социальные и организационно-правовые аспекты. М. 2000.

34. Павленков В.А. Рынок труда. М. 1992.

35. Плакся В.И. Безработица: теория и современная российская практика (социально-экономический аспект). М., 2004.

36. Политика в области женской занятости. М. 2005.

37. Прокопов Ф.Т. Безработица и эффективность государственной политики на рынке труда в переходной экономике России. М. 1999.

38. Рощина С. Занятость женщин в переходной экономике России. М., 1996.

39. Рынок труда России. М., 1998.

40. Сабанов Р.К. Занятость и ее регулирование в регионе (на примере Кабардино-Балкарской Республики). Нальчик. 2005.

41. Служба занятости на рынке труда КБР: история и современ-ность. Нальчик. 2001.

42. Становление и развитие рынка труда в КБР. (Материалы научно-практической конференции). Нальчик. 2002.

43. Старовойтова Л.И., Золотарева Т.Ф. Занятость населения и ее регулирование. М., 2001.

44. Сухарева Э.О. Рынок труда и занятости в системе социальных отношений. М., 1999.

45. Трофимов Е.А. Миграция и региональный рынок труда. СПб. 1996.

46. Трунин С.Н. Государственное регулирование регионального рынка труда: Учебное пособие. Краснодар. 2000.

47. Чижов Л.С., Богомолов Ю.П. Занятость и экономическая реформа. М. 1992.

48. Юлдашев М. Региональные факторы формирования рынка труда. СПб. 1993.

Array

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.