Рефераты. Проблема женской занятости (на примере Кабардино-Балкарской Республики)






По подсчетам автора, для экономики нашего региона индекс Дункана, определяющий наличие сегрегации по полу среди занятых, составляет 68. Для сравнения: в 1980 году аналогичный показатель для экономики США составлял 57, а индекс Дункана, определявший наличие сегрегации по расовым признакам, в этот период равнялся 33 - для мужчин и 28 - для женщин.

2.2. Социально-правовая защита работающих женщин в КБР.

Активный рост доли женщин в составе рабочей силы, характерный для всех развитых стран, сопровождается разработкой нормативных актов, устанавливающих соответствующие международные стандарты условий труда и охраны здоровья женщин. Анализ конвенций и рекомендаций Международной организации труда, международные стандарты, направленные на охрану материнства, охватывают несколько сфер, где действуют запретительные и императивные нормы, относящиеся к условиям труда.

В России правовые нормы, связанные с регулированием положения женщин, совмещающих профессиональные и семейные обязанности, содержатся в Кодексе законов о труде Российской Федерации и касаются как охраны здоровья женщин-матерей, так и предоставления им определенных преимуществ, связанных с воспитанием детей. Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» предоставляет дополнительные гарантии занятости многодетным родителям, воспитывающим несовершеннолетних детей, женщинам, воспитывающим детей дошкольного возраста, детей-инвалидов, нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работе, путем создания дополнительных рабочих мест и специализированных предприятий, организации обучения по специальным программам и другими мерами (ст. 13).

Постановление Минтруда России № 216 «Временное положение о порядке квотирования рабочих мест на предприятиях, в учреждениях и организациях для лиц, нуждающихся в социальной защите» предусматривает квоты для приема на работу категорий населения, особо нуждающихся в социальной защите, испытывающих трудности в поиске работы, одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей; женщин, воспитывающих детей дошкольного возраста, детей-инвалидов (п. 12).

Принцип равноправия мужчин и женщин закреплен в Конституции КБР, а также других законодательных актах: законе «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства», «Об охране труда, Концепции государственной семейной политики в Кабардино-Балкарской Республике, «Национальном плане действий по улучшению положения женщин, повышению их роли в обществе, на период до 2000 года».

В соответствии со статьей 40 Конституции Кабардино-Балкарской республики:

- каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию;

- каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

В соответствии со ст.41 Конституции КБР семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства, система государственной поддержки семьи с детьми в КБР устанавливает: оплачиваемый отпуск работающей (учащейся) матери по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста в размере трехкратной минимальной оплаты труда, установленной в Российской Федерации; ежемесячное пособие неработающей матери по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста; именные накопительные вклады новорожденным гражданам КБР, социальная (адресная) поддержка нуждающимся семьям (5,12).

На первый взгляд, трудовые права и материнство женщин основательно защищены Конституцией, Кодексом законов о труде, Основа законодательства об охране труда, многочисленными указами Президента и постановлениями Правительства, многими другими документами, исключающими любую дискриминацию, в том числе по признаку пола.

Однако, в реальной жизни существует масса факторов (ухудшение условий совмещения профессиональной деятельности и семейных обязанностей), осложняющих положение женщин на рынке труда. Сегодня женщины наиболее уязвимы и наименее конкурентоспособны на рынке труда.

Подобная ситуация сложилась в результате проводимой государством многие годы политики, которая строилась на всевозможных льготах, запретах и специальном регулировании, подчеркивавших особый статус женщины.

Механизм предоставления женщинам дорогостоящих социальных льгот, содержание социальной инфрастуктуры предприятий, государства, увеличивают стоимость женской рабочей силы и ограничивают возможности произвола работодателя в ее использовании. Поскольку работодатели ориентированы на получение максимальной прибыли, они не заинтересованы содержать экономически невыгодного и «хлопотного», в плане соблюдения правовых норм, контингента работников. На практике это оборачивается дискриминацией.

Например, ст. 162 КЗОТа РФ полностью исключает возможность направления в командировку, привлечения к ночным работам, работам в выходные дни и сверхурочным работам женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет. Данные запреты действуют зачастую вопреки желанию женщин, именно малообеспеченные женщины входят на работу до того, как ребенку исполнится три года. Данный закон превращает их в неудобную и невыгодную рабочую силу.

Характер данной и многих других норм перестал бы быть дискриминационным в том случае, если они из разряда льгот для женщин перешли в разряд гарантий дающих право выбора: пользоваться или нет данной нормой.

Крайне противоречиво относятся к проблеме использования труда женщин в опасных и вредных условиях труда. Сегодня закон охраняет здоровье женщин, запрещая применение их труда на таких работах. Однако, данная норма, несмотря на ее внешнюю гуманность, ограничивает право женщин на свободный трудовой выбор.

Отражение в трудовом законодательстве оптимального разделения и сочетания профессиональных и семейных ролей обоих родителей могло бы способствовать, в том числе, более рациональному использованию потенциала трудовых и человеческих ресурсов.

Немалую роль в этом сыграет присоединение России в 1998 году к Конвенции МОТ № 156 «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящихся с семейными обязанностями» (9,42).

Роль, место и положение женщин как трудящихся с семейными обязанностями на рынке труда и реализация ими своих прав во многом определяются возможностями совмещения профессиональной деятельности с семейных обязанностей, стереотипами в их распределении.

В настоящее время трудовое законодательство в значительной степени ориентировано на работника, не обремененного семейными обязанностями. Продвижение по служебной лестнице зачастую связано с необходимостью работы сверх нормированного рабочего времени или с повышенной интенсивностью. В то же время наиболее важный для профессиональной карьеры отрезок времени, как правило, совпадает с периодом появления в семье малолетних детей и перегрузками в выполнении домашних дел. В подобных условиях женщины, на плечи которых указанные проблемы ложатся в первую очередь, теряют профессиональные навыки и конкурентоспособность на рынке труда.

Необходимо формировать новые подходы, ориентированные на то, что основная масса работников (мужчин и женщин) - это трудящиеся с семейными обязанностями, имеющие ответственность друг перед другом и перед обществом за семью и детей.

Защита прав работников с семейными обязанностями не является в нашей стране чем-то абсолютно новым. В 70-80-х годах был сформирован образный аналог системы мер по защите этих прав, встроенный в рамки семейной политики. Однако, экономический кризис, сопровождающийся ростом неформальной занятости, привел к обострению между мерами семейной политики, закрепленными в трудовом законодательстве и регулировавшими труд женщин, и новыми рыночными отношениями.

Мировой опыт показывает, что проблемы женской занятости могут решаться с помощью механизма, сочетающего рыночные и социальные принципы. Государство, используя необходимые финансовые и налоговые рычаги, создает законодательные рамки и заинтересовывает предпринимателей в использовании женского труда (в развитых странах используются скидки для предприятий, участвующих в таких программах, по отчислениям на социальное страхование, частичные льготы на налогообложение прибыли, предоставляются государственные гарантии при кредитовании, прямые скидки и т.п.). Создание дополнительных рабочих мест для женщин может быть условием для получения предпринимателем поддержки из фонда занятости (38,79).

Но этого недостаточно. Необходим комплекс мер государственной политики по поддержанию и регулированию занятости женщин.

Среди первоочередных направлений - определение приоритетов экономической политики, которые могли бы положительно повлиять на наличие рабочих мест для женщин, исходя из сложившегося разделения труда по полу. Это означает, что в числе приоритетных, пользующихся особым вниманием государства (преимущество в инвестициях, налоговые и кредитные льготы) должны находится не только добывающий .и продовольственный комплексы, но и отрасли, производящие потребительские товары, в частности, легкая промышленность, отрасли машиностроения, где высока доля женского труда.

Занятость женщины имеет важное значение для семьи, влияя на социально-психологический климат, повышая материальное благосостояние

(2, 33).

Возникают предпосылки для изменения отношения к ней со стороны супруга, в частности, его на распределение домашних обязанностей. Занятость женщины будет иметь большое значение (тем большее, чем успешнее будет карьера) в глазах детей, для которых опыт матери своего рода ориентир при выборе жизненного пути. Успехи матери в осуществлении карьеры имеют и социализирующий подтекст для ее детей: они научатся относиться к человеку (независимо от его половой принадлежности) как к индивидуальности, обладающей свободой выбора и необходимыми для его осуществления качествами. Это позволит определять свою жизненную стратегию без оглядки на принадлежность. Успешная карьера влияет на женщину и как на личность.

Согласно данным опросам женщин, в структуре жизненных ценностей на первом месте стоит семья; на втором - работа; на третьем - работа в сочетании с семейными интересами; на четвертом - карьера. Может быть, это связано с трудностями совмещения ролей супруги, матери и профессионального работника. Это оказало влияние на оценку женщинами своей карьеры как далеко не главной жизненной ценности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.