Рефераты. Представление учащихся о собственном будущем






Представление учащихся о собственном будущем

КУРСОВАЯ РАБОТА

по предмету:____________

на тему:

«представление учащихся о собственном будущем»СОДЕРЖАНИЕ:

  • ВВЕДЕНИЕ 3
  • 1. ДЕТСТВО КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 5
    • 1.1 Исторический анализ понятия "детство" 5
    • 2.1 Эмоции и самосознание учащихся 10
  • ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ О СОБСТВЕННОМ БУДУЩЕМ 15
  • ГЛАВА 3. БУДУЩЕЕ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ 22
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 29

ВВЕДЕНИЕ

Семья, молодежь, дети... Для народов всего мира эти три категории святы. На них ориентируется государственная политика, благодаря им существуют и развиваются государства. Может быть, мы еще не до конца осознали важность инвестиций "в молодежь", новое поколение нашего общества?

Социологи и экономисты утверждают, что все затраты на поддержку юных окупаются не раньше, чем через 30 лет. Это утверждение, на мой взгляд, спорно. Однако ясно одно - результаты наших усилий мы увидим не завтра. Так стоит ли... Стоит. Мы живем в непростых экономических условиях, нас всех одолевают проблемы. Но жить только сегодняшним днем нельзя, иначе эти проблемы обязательно умножатся. Без революций и катаклизмов изменить наше общество, нашу жизнь смогут только они - новое поколение. Уже сейчас дети и молодежь знают - их будущее зависит от них самих. Задача взрослых - помочь, подсказать, не остаться в стороне. А значит надо, чтобы на страницах городских газет, телевидении и радио обсуждались детские, молодежные и семейные проблемы. Тем для дискуссий более чем достаточно.

Детство--период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, позитивные нравственные ориентации на людей, жизнеспособность и целеустремленность. Все это является основой будущего человека.

Проблеме осознания будущего ребенка посвящено немало исследований в отечественной психологии. Эти исследования сконцентрированы в основном вокруг двух групп вопросов. В работах Б. Г. Ананьева Ананьев Б. Г. К постановке проблемы развития детского самосознания. -- Изв. АПН РСФСР, вып. 18. М., 1948. , Л. И. Божович Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

, Л. С. Выготского, Выготский Л. С. Развитие личности и мировоззрение ребенка. -- В кн.: Психология личности. Тексты. Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М., 1982.

в общетеоретическом и методологическом аспектах проанализирован вопрос о становлении самосознания в контексте более общей проблемы развития личности. В другой группе исследований рассматриваются более специальные вопросы, прежде всего, связанные с особенностями самооценок, их взаимосвязью с оценками окружающих. Исследования А. А. Бодалева по социальной перцепции заострили интерес к вопросу связи познания других людей и самопознания.

Целью курсовой работы является проанализировать особенности представления учащихся о собственном будущем.

Актуальность курсовой работы заключается в том, что наше будущее в руках современных детей и подростков. От того, что будет заложена в детей обществом, государством и семьей сегодня зависит то, какими будет наше будущее завтра. Выявить проблемы, с которыми сталкиваются дети сегодня - основная задача государства. Не секрет, что многие учащиеся опасаются за свое будущее и не представляют себя в нем.

В ходе работы следует выполнить ряд задач:

1. Определить объект исследования.

2. Определить методы работы.

3. Провести практическое исследование

5. На основе полученных результатов сделать выводы.

В ходе работы использовались такие методы, как опрос, анкетирование, статистическая обработка и анализ результатов.

Объектом исследования стали учащиеся средней школы №39 г. Витебска в возрасте 10-17 лет.

Работа состоит из трех глав, заключения-вывода и списка используемой литературы.

1. ДЕТСТВО КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1 Исторический анализ понятия "детство"

Сегодня любой образованный человек на вопрос о том, что такое детство, ответит, что детство -- это период усиленного развития, изменения и обучения. Но только ученые понимают, что это период парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить “себе процесс развития. О парадоксах детского развития писали В. Штерн, Ж. Пиаже, И. А. Соколянский и многие другие. Д. Б. Эльконин говорил, что парадоксы в детской психологии -- это загадки развития, которые ученым еще предстоит разгадать. Свои лекции в Московском университете Д. Б. Эльконин неизменно начинал с характеристики двух основных парадоксов детского развития, заклю-чающих в себе необходимость исторического подхода к пониманию детства. Рассмотрим их.

Человек, появляясь на свет, наделен лишь самыми элементарны-ми механизмами для поддержания жизни. По физическому строе-нию, организации нервной системы, по типам деятельности и способам ее регуляции человек -- наиболее совершенное существо в при-роде. Однако по состоянию в момент рождения в эволюционном ряду заметно падение совершенства -- у ребенка отсутствуют какие-либо готовые формы поведения. Как правило, чем выше стоит живое существо в ряду животных, тем дольше длится его детство, тем беспомощнее это существо при рождении. Таков один из парадоксов природы, который предопределяет историю детства.

В ходе истории непрерывно росло обогащение материальной и духовной культуры человечества. За тысячелетия человеческий опыт увеличился во много тысяч раз. Но за это же время новорожден-ный ребенок практически не изменился. Опираясь на данные антро-пологов об анатомо-морфологическом сходстве кроманьонца и совре-менного европейца, можно предположить, что новорожденный со-временного человека ни в чем существенном не отличается от ново-рожденного, жившего десятки тысяч лет назад.

Как же получается, что при сходных природных предпосылках уровень психического развития, которого достигает ребенок на каж-дом историческом этапе развития общества, не одинаковый? Детство -- период, продолжающийся от новорожденности до полной социаль-ной и, следовательно, психологической зрелости; это период станов-ления ребенка полноценным членом человеческого общества. При этом продолжительность детства в первобытном обществе не равна продолжительности детства в эпоху Средневековья или в наши дни. Этапы детства человека -- продукт истории, и они столь же подвержены изменению, как и тысячи лет назад. Поэтому нельзя изучать детство ребенка и законы его становления вне развития человеческо-го общества и законов, определяющих его развитие. Продолжитель-ность детства находится в прямой зависимости от уровня материаль-ной и духовной культуры общества.

Как известно, теория познания и диалектика должны складывать-ся из истории философии, истории отдельных наук, истории умствен-ного развития ребенка и детенышей животных, истории языка Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития советского школьника. -- Вопр. психологии, 1971,№ 4.

. Заостряя внимание именно на истории умственного развития ребен-ка, следует отличать ее как от развития ребенка в ортогенезе, так и от неравномерного развития детей в различных современных куль-турах.

Проблема истории детства -- одна из наиболее трудных в современной детской психологии, так как в этой области невозможно про-водить ни наблюдение, ни эксперимент. Этнографам хорошо извест-но, что памятники культуры, имеющие отношение к детям, бедны. Даже в тех, не очень частых случаях, когда в археологических рас-копках находят игрушки, это обычно -- предметы культа, которые в древности клали в могилы, чтобы они служили хозяину в загробном мире. Миниатюрные изображения людей и животных использова-лись также в целях колдовства и магии. Можно сказать, что экспериментальным фактам предшествовала теория.

Теоретически вопрос об историческом происхождении периодов детства был разработан в трудах П. П. Блонского, Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина. Ход психического развития ребенка, согласно Л. С. Выготскому, не подчиняется вечным законам приро-ды, законам созревания организма. Ход детского развития в классо-вом обществе, считал он, "имеет совершенно определённый классо-вый смысл". Именно поэтому, он подчеркивал, что нет вечно детско-го, а существует лишь исторически детское. Так, в литературе XIX века многочисленны свидетельства отсутствия детства у пролетар-ских детей. Например, в исследовании положения рабочего класса в Англии, Ф. Энгельс ссылался на отчет комиссии, созданной англий-ским парламентом в 1833 году для обследования условий труда на фабриках: дети иногда начинали работать с пятилетнего возраста, нередко с шестилетнего, еще чаще с семилетнего, но почти все дети неимущих родителей работали с восьмилетнего возраста; рабочее время у них продолжалось 14-16 часов.

Принято считать, что статус детства пролетарского ребенка формируется лишь в Х1Х-ХХ веках, когда с помощью законодательства об охране детства начал запрещаться детский труд. Разумеется, это не означает, что принятые юридические законы способны обеспечить детство для трудящихся низших слоев общества. Дети в этой среде и, прежде всего, девочки и сегодня выполняют работы, необходимые для общественного воспроизводства (уход за малышами, домашние работы, некоторые сельскохозяйственные работы). Таким образом, хотя в наше время и существует запрет на детский труд, нельзя говорить о статусе детства, не учитывая положения родителей в со-циальной структуре общества. "Конвенция о правах ребенка", при-нятая Юнеско в 1989 году и ратифицированная большинством стран мира, направлена на обеспечение полноценного развития личности ребенка в каждом уголке земли.

Исторически понятие детства связывается не с биологическим состоянием незрелости, а с определенным социальным статусом, с кругом прав и обязанностей, присущих этому периоду жизни, с набором доступных для него видов и форм деятельности. Много интересных фактов было собрано для подтверждения этой идеи французским демографом и историком Филиппом Ариесом. Благодаря его работам интерес к истории детства в зарубежной психологии значи-тельно возрос, а исследования самого Ф. Ариеса признаны классиче-скими.

Ф. Ариеса интересовало, как в ходе истории в сознании художни-ков, писателей и ученых складывалось понятие детства и чем оно отличалось в различные исторические эпохи. Его исследования и области изобразительного искусства привели его к выводу, что вплоть до XIIП века искусство не обращалось к детям, художники даже не пытались их изображать. Детские образы в живописи XIII века встречаются лишь в религиозно-аллегорических сюжетах. Это ангелы, младенец Иисус и нагое дитя как символ души умершего. Изображение реальных детей долго отсутствовало в живописи. Ни-кто, очевидно, не считал, что ребенок заключает в себе человеческую личность. Если же в произведениях искусства и появлялись дети, то они изображались как уменьшенные взрослые. Тогда не было знания об особенностях и природе детства. Слово "ребенок" долго не имело того точного значения, которое придается ему сейчас. Так, характер-но, например, что в средневековой Германии слово "ребенок" было синонимом для понятия "дурак". Детство считалось периодом быстро проходящим и малоценным. Безразличие по отношению к детству, по мнению Ф. Ариеса, было прямым следствием демографической ситуации того времени, отличавшейся высокой рождаемостью и большой детской смертностью. Признаком преодоления безразличия к детству, как считает французский демограф, служит появление в XVI веке портретов умерших детей. Их смерть, пишет он, теперь переживалась как действительно невосполнимая утрата, а не как вполне естественное событие. Преодоление равнодушия к детям про-исходит, если судить по живописи, не раньше XVII века, когда впер-вые на полотнах художников начинают появляться первые портрет-ные изображения реальных детей. Как правило, это были портреты детей влиятельных лиц и царственных особ в детском возрасте. Та-ким образом, по мнению Ф. Ариеса, открытие детства началось в XIII веке, его развитие можно проследить в истории живописи XIV-XVI веков, но очевидность этого открытия наиболее полно проявляется в конце XVI и в течение всего XVII столетия.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.