КУРСОВАЯ РАБОТА
по предмету:____________
на тему:
«представление учащихся о собственном будущем»СОДЕРЖАНИЕ:
Проблеме осознания будущего ребенка посвящено немало исследований в отечественной психологии. Эти исследования сконцентрированы в основном вокруг двух групп вопросов. В работах Б. Г. Ананьева Ананьев Б. Г. К постановке проблемы развития детского самосознания. -- Изв. АПН РСФСР, вып. 18. М., 1948. , Л. И. Божович Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
, Л. С. Выготского, Выготский Л. С. Развитие личности и мировоззрение ребенка. -- В кн.: Психология личности. Тексты. Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М., 1982.
в общетеоретическом и методологическом аспектах проанализирован вопрос о становлении самосознания в контексте более общей проблемы развития личности. В другой группе исследований рассматриваются более специальные вопросы, прежде всего, связанные с особенностями самооценок, их взаимосвязью с оценками окружающих. Исследования А. А. Бодалева по социальной перцепции заострили интерес к вопросу связи познания других людей и самопознания.
Целью курсовой работы является проанализировать особенности представления учащихся о собственном будущем.
Актуальность курсовой работы заключается в том, что наше будущее в руках современных детей и подростков. От того, что будет заложена в детей обществом, государством и семьей сегодня зависит то, какими будет наше будущее завтра. Выявить проблемы, с которыми сталкиваются дети сегодня - основная задача государства. Не секрет, что многие учащиеся опасаются за свое будущее и не представляют себя в нем.
В ходе работы следует выполнить ряд задач:
1. Определить объект исследования.
2. Определить методы работы.
3. Провести практическое исследование
5. На основе полученных результатов сделать выводы.
В ходе работы использовались такие методы, как опрос, анкетирование, статистическая обработка и анализ результатов.
Объектом исследования стали учащиеся средней школы №39 г. Витебска в возрасте 10-17 лет.
Работа состоит из трех глав, заключения-вывода и списка используемой литературы.
Как известно, теория познания и диалектика должны складывать-ся из истории философии, истории отдельных наук, истории умствен-ного развития ребенка и детенышей животных, истории языка Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития советского школьника. -- Вопр. психологии, 1971,№ 4.
. Заостряя внимание именно на истории умственного развития ребен-ка, следует отличать ее как от развития ребенка в ортогенезе, так и от неравномерного развития детей в различных современных куль-турах.
Проблема истории детства -- одна из наиболее трудных в современной детской психологии, так как в этой области невозможно про-водить ни наблюдение, ни эксперимент. Этнографам хорошо извест-но, что памятники культуры, имеющие отношение к детям, бедны. Даже в тех, не очень частых случаях, когда в археологических рас-копках находят игрушки, это обычно -- предметы культа, которые в древности клали в могилы, чтобы они служили хозяину в загробном мире. Миниатюрные изображения людей и животных использова-лись также в целях колдовства и магии. Можно сказать, что экспериментальным фактам предшествовала теория.
Теоретически вопрос об историческом происхождении периодов детства был разработан в трудах П. П. Блонского, Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина. Ход психического развития ребенка, согласно Л. С. Выготскому, не подчиняется вечным законам приро-ды, законам созревания организма. Ход детского развития в классо-вом обществе, считал он, "имеет совершенно определённый классо-вый смысл". Именно поэтому, он подчеркивал, что нет вечно детско-го, а существует лишь исторически детское. Так, в литературе XIX века многочисленны свидетельства отсутствия детства у пролетар-ских детей. Например, в исследовании положения рабочего класса в Англии, Ф. Энгельс ссылался на отчет комиссии, созданной англий-ским парламентом в 1833 году для обследования условий труда на фабриках: дети иногда начинали работать с пятилетнего возраста, нередко с шестилетнего, еще чаще с семилетнего, но почти все дети неимущих родителей работали с восьмилетнего возраста; рабочее время у них продолжалось 14-16 часов.
Принято считать, что статус детства пролетарского ребенка формируется лишь в Х1Х-ХХ веках, когда с помощью законодательства об охране детства начал запрещаться детский труд. Разумеется, это не означает, что принятые юридические законы способны обеспечить детство для трудящихся низших слоев общества. Дети в этой среде и, прежде всего, девочки и сегодня выполняют работы, необходимые для общественного воспроизводства (уход за малышами, домашние работы, некоторые сельскохозяйственные работы). Таким образом, хотя в наше время и существует запрет на детский труд, нельзя говорить о статусе детства, не учитывая положения родителей в со-циальной структуре общества. "Конвенция о правах ребенка", при-нятая Юнеско в 1989 году и ратифицированная большинством стран мира, направлена на обеспечение полноценного развития личности ребенка в каждом уголке земли.
Исторически понятие детства связывается не с биологическим состоянием незрелости, а с определенным социальным статусом, с кругом прав и обязанностей, присущих этому периоду жизни, с набором доступных для него видов и форм деятельности. Много интересных фактов было собрано для подтверждения этой идеи французским демографом и историком Филиппом Ариесом. Благодаря его работам интерес к истории детства в зарубежной психологии значи-тельно возрос, а исследования самого Ф. Ариеса признаны классиче-скими.
Ф. Ариеса интересовало, как в ходе истории в сознании художни-ков, писателей и ученых складывалось понятие детства и чем оно отличалось в различные исторические эпохи. Его исследования и области изобразительного искусства привели его к выводу, что вплоть до XIIП века искусство не обращалось к детям, художники даже не пытались их изображать. Детские образы в живописи XIII века встречаются лишь в религиозно-аллегорических сюжетах. Это ангелы, младенец Иисус и нагое дитя как символ души умершего. Изображение реальных детей долго отсутствовало в живописи. Ни-кто, очевидно, не считал, что ребенок заключает в себе человеческую личность. Если же в произведениях искусства и появлялись дети, то они изображались как уменьшенные взрослые. Тогда не было знания об особенностях и природе детства. Слово "ребенок" долго не имело того точного значения, которое придается ему сейчас. Так, характер-но, например, что в средневековой Германии слово "ребенок" было синонимом для понятия "дурак". Детство считалось периодом быстро проходящим и малоценным. Безразличие по отношению к детству, по мнению Ф. Ариеса, было прямым следствием демографической ситуации того времени, отличавшейся высокой рождаемостью и большой детской смертностью. Признаком преодоления безразличия к детству, как считает французский демограф, служит появление в XVI веке портретов умерших детей. Их смерть, пишет он, теперь переживалась как действительно невосполнимая утрата, а не как вполне естественное событие. Преодоление равнодушия к детям про-исходит, если судить по живописи, не раньше XVII века, когда впер-вые на полотнах художников начинают появляться первые портрет-ные изображения реальных детей. Как правило, это были портреты детей влиятельных лиц и царственных особ в детском возрасте. Та-ким образом, по мнению Ф. Ариеса, открытие детства началось в XIII веке, его развитие можно проследить в истории живописи XIV-XVI веков, но очевидность этого открытия наиболее полно проявляется в конце XVI и в течение всего XVII столетия.
Страницы: 1, 2, 3, 4