Рефераты. Н.И. Кареев: основные области социалогического творчества






2. Теоретико-методологическое обоснование специфики русской субъективной школы Н. И. Кареевым

Кареев постоянно обращался к методологическому анали-зу природы гуманитарного знания. Науки об обществе, отме-чал он, зачастую подражают естествознанию, что имеет и положительное значение, ориентируя социальное познание на изучение законов. Однако при этом важно учитывать специ-фику общества, роль в нем должного, идеалов, что, в свою очередь, не должно вести к смешению научного анализа социальных явлений с их этической оценкой. В конечном счете «личность, общество и их история - вот три понятия, сблизившие между собой отдельные социальные науки и придав-шие им действительно гуманитарный характер» Кареев Н. И. Прожитое и пережитое. - Л.: Издательство Ленинградского университета, 1990. - С. 117..

Обществознание, подчеркивает Кареев, должно отказаться от метафизической ориентации на познание «скрытых сущ-ностей» вещей и исходить из следующих принципов: изуче-ние области явлений, исключительно опытное обоснование выводов, применение к духовным явлениям идеи закономерности. Полученное подобным образом знание, и здесь уже специфика гуманитаристики, требует философской полноты, стройности и целостности, что достигается вненаучным творчеством идеалов как неких упорядочивающих знание гипотез Новикова С. С. Социология: история, основы, институционализация в России. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. - С. 74..

Гуманитарное знание представляет собой весьма сложный комплекс, что побудило Кареева к рассмотрению во многих работах проблемы предметной дифференциации и классифи-кации социальных наук на основе специфики их подходов к изучаемым объектам. «Все, доступное нашему познанию, - отмечал ученый, - есть совокупность явлений, управляемых законами... Отсюда два рода наук - феноменологические, име-ющие дело с данными явлениями, и номологические, имеющие дело с известными категориями законов Кареев Н. И. Основы русской социологии. - СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 1996. - С. 69.». Впос-ледствии вместо термина «феноменологические науки» Кареев стал употреблять термин В. Виндедьбанда «идиографические науки». В поздних работах он выделяет еще и типологические науки, изучающие и обобщающие на основе сравнительного метода признаки какой-либо группы (системы) предметов и занимающие промежуточное положение между идиографией и номологией. История - наука идиографическая, политэкономия, право, политика - науки типологические, психология и социология - номологические. Понятно, что только в единстве и взаимодействии эти науки могут дать продуктивное социально-гуманитарное знание.

В структуре гуманитарного знания Кареев прежде всего выделяет следующие части: история, теория исторического процесса, социология и психология, философия истории. Логика движения гуманитарного познания выстраивается у Кареева определенным образом. Он всегда был и оставался историком, понимавшим, однако, что глубокое знание прошлого невозможно без разработки философии истории. Начав с последней, Кареев переходит к теории исторического процесса и исторического познания, что ставит проблему социологических и психологических законов, решение кото-рых вновь выводит к философии истории, но уже научно фундированной.

«Философия истории, - отмечает Кареев, - есть абстрактная феноменология социальной и культурной жизни человечества, долженствующая ответить на вопрос о том, что получило, получает и может еще получить человечество от своей исторической жизни», это «искание смысла в целом общественно-исторического процесса», что достигается сравнением «действительного хода истории с идеальной формулой прогресса» Кареев Н. И. Прожитое и пережитое. - Л.: Издательство Ленинградского университета, 1990. - С. 91.. Философия истории, иначе говоря, осуществляет, «суд над историей». Но где гарантии того, что суд этот будет справедливым и праведным и не окажется очередным, навязыванием истории некоего провиденциального плана?

Такие гарантии, полагает Кареев, возможны только в случае разработки науки о законах общественной жизни. В рамках философии истории переходом к номологическим наукам об обществе являются теория исторического знания (историка), исследующая методологию исторического познания, и теория исторического процесса (историология), объект которой - «всеобщие формы свершения истории» вне зависимости от пространства и времени. Для наших целей особый интерес представляет историология, ибо именно через неё Кареев выходит к социологии, причём так до конца и не прояснив различия между ними. Историология, согласно Карееву, обращена к тому, как получаются реальные социальные результаты в ходе изменения социальных форм и структур, почему эти результаты оказываются повторяющи-мися и общезначимыми, то есть закономерными.

Особенно значимо при этом деление Кареевым истории на прагматическую и культурную, что мы должны постоянно иметь в виду, поскольку здесь находит выражение централь-ная идея и связующая нить всей кареевской концепции социального познания. Историческая прагматика есть совокуп-ность социальных действий людей с их конкретными целями и желаниями, последовательность каузально связанных не-повторимых событий. Культура же есть совокупность состо-яний или социальных форм и условий деятельности; история в этом аспекте предстает как последовательность фазисов изменения форм. Прагматика свидетельствует о том, что, почему и для чего делали людей, культура - как они дей-ствовали Медушевский А. Н. История русской социологии. - М.: Высшая школа, 1993. - С. 139..

Социология, согласно Карееву, изучает общество как та-ковое в номологическом плане, являя собой общую теорию социального. Однако представления русского ученого о пред-мете социологии эволюционировали, как и его концепция в целом. Так Кареев подчеркивал, что предметом социологии является «со-циальная организация, регулирующая отношения индивиду-умов и соединяющая их кооперацией» Кареев Н. И. Основы русской социологии. - СПб.: Издательствово Ивана Лимбаха, 1996. - С. 15.. Очевид-но наличие оценочных элементов в этом определении. Далее оценочность полностью снимается: «...социология есть общая абстрактная наука о природе и генезисе общества, об основных его элементах, факторах и силах, о характере процессов, в нем совершающихся, где бы и когда бы всё это ни существовало и ни происходило» Кареев Н. И. Основы русской социологии. - СПб.: Издательствово Ивана Лимбаха, 1996. - С. 16..

Социальная организация, отмечает Кареев, может изучаться с трёх точек зрения - экономической, политической и юридической. При этом из ранних трудов социолога, при всех его оговорках, можно заключить, что социология есть простая сум-ма соответствующих наук или, по крайней мере, сводка их наиболее значимых результатов. В дальнейшем исследователь уточнял свою позицию в сторону большей ее чёткости, под-черкивая синтетический характер социологического знания. Уже во «Введении в изучение социологии» отмечается, что «социология не может быть простым механическим соедине-нием общих теорий политики, юриспруденции и экономики», поскольку она изучает «не три различные предмета - госу-дарство, право и народное хозяйство, а один предмет - общество». А в «Общих основах социологии» три стороны организации рассматриваются уже как три ряда параллельных явлений, где личность берется в трех разных аспектах: гражданин (политика), субъект или объект (право), производитель или потребитель (экономика). Задача социологии - интегрировать выводы специальных общественных наук, постичь «законосообразность общего социального консенсуса», показать, какие взаимоотношения и взаимодействия происходят в обществе, взятом в его цельности в контексте эволюции социально-культурных форм. Названные виды организации - это стороны (или строй) целостной структуры общества, к тому же опосредованной духовной культурой в её разнообразных и многосложных проявлениях Кукушкина Е. И. Русская социология XIX- начала XX века. - М.: Изд-во Московского ун-та, 1993. - С. 92.

.

Что касается соотношения историологии и социологии, то у Кареева мы так и не находим однозначного ответа. В прин-ципе, историология, будучи изучением социальной динамики, есть часть социологии. Признавая это, Кареев тем не менее очень неохотно отдает её социологии. Социология, считает ученый, больше интересуется результатами социальных изме-нений, тем, что получилось, историология же - тем, «как эти результаты получились, или процессами, изменяющими стро-ение, формы общества» Кареев Н. И. Основы русской социологии. - СПб.: Издательствово Ивана Лимбаха, 1996. - С. 28.. Очевидна искусственность этого разграничения, видимо, понятная и Карееву. Кто против умножения наук, замечает он, может включать историологию в социологию, конкретно - в социальную динамику, «но пусть последняя подразделяется на динамическую морфологию об-щества, изучающую его изменения в их результатах, и на историологию, изучающую процессы, результатами которых являются, между прочим, и эти изменения» Кареев Н. И. Указ. соч. - С. 29..

В ранних работах Кареев чётко обозначает практическую функцию социологии, которая, открывая, социальные законы, должна учить тому, как сознательно ориентировать социальную жизнь в должном направлении. В поздних же трудах, вероятно, не без влияния неопозитивистской критики, акцент у Кареева значительно метается. Социология, подчеркивает он, лишена прикладного характера, и если она желает быть наукой, то не только не должна ре-шать вопросов о наилучшем устройстве общества, но и вооб-ще не должна их ставить Новикова С. С. История развития социологии в России. - М.: Институт практической социологии; Воронеж, НПО «МОДЭК», 1996. - С. 98..

Ключевым принципом концепции Кареева является ана-лиз психологической основы социальной жизни. «Поскольку, - отмечает социолог, - общественные явления немыслимы там, где не существует духовной жизни, мы обязаны видеть в явлениях социальных продолжение и осложнение явлений психических», а потому «между биологией и социологией мы ставим психологию, но не индивидуальную, а кол-лективную» как «истинную основу социологии» Кареев Н. И. Указ. соч. - С. 47.

. Кареев внёс значительный вклад в становление и развитие социальной психологии, суть которой он видел в том, что она комплексирует в типичные образования индивидуальные (интраментальные) духовные процессы в форме интерментальных (межличностных) фактов, и с этого рубежа начи-нается переход к собственно социологии. Логика Кареева та-кова: психическое взаимодействие порождает психический обмен, обмен - традицию, а прочная традиция - историю в форме эволюции социальной организации, экстраментального мира. В коллективной психологии социально-культурные формы как бы оживляются.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.