Виды занятий
Направление обучения
технич.
естеств.
экон.
гуман.
Весь массив
1. Работать по специальности в госструктурах
2. Работать по специальности в коммерческих структурах
3. Работать не по специальности в госструктурах
4. Работать не по специальности в коммерческих структурах
5. Продолжить образование
6. Заняться научно-исследовательской работой
7. Работать преподавателем в школе, вузе
8. Основать свое дело
9. Посвятить себя дому, семье
10. Поехать за границу работать или учиться
11. Другие планы
12. Еще нет планов на будущее.
18
41
5
14
3
2
23
11
17
7
32
35
6
13
15
19
4
9
55
12
28
16
31
37
0
10
24
42
Политические ориентации студентов
Политика не является приоритетной сферой интересов и потребностей современных студентов. Важнейшей детерминантой отношения молодежи к политике становится ухудшение ее материального положения. Политическая заинтересованность современной молодежи имеет «избирательный» характер и появляется от случая к случаю.
Основная форма интереса молодежи к политике сегодня - информационная. В среднем интерес к политической информации отметил каждый второй респондент и это весьма весомо. Большинство молодых людей отдают предпочтение демократическим реформам. Даже в условиях, когда многие студенты непосредственно ощущают негативные последствия этих реформ, общедемократическая направленность их ориентации сохраняется. Хотя - и это нужно предвидеть - дальнейшая переоценка ценностей и снижение престижа в глазах студентов демократических партий и движений вполне возможны.
Отношение к политике, когда реальностью становится все большее неучастие в ней, студенты все чаще соотносят с готовностью и способностью властных структур любого уровня решать конкретные социальные проблемы. Вполне нормальной можно считать характерную для молодежного сознания переориентацию с ценностей глобального уровня на конкретные острые и переменные проблемы.
Досуг студенческой молодежи
Самые доступные социальные площадки для конкретных дел молодежи - досуг, где можно проявить собственную самостоятельность: умение принимать решение и руководить, организовывать и организовываться.
Досуг - это не только общение, но и своего рода социальная игра, отсутствие навыков таких игр в юности приводит к тому, что человек и в зрелом возрасте считает себя свободным от обязательств.
Для молодёжной культуры характерны преимущественно развлекательно-реактивная направленность в проведении досуга, приоритет потребительских ориентаций. Исследования, проведенные в 1997г. в Беларуси, показали, что 26% опрошенных молодых людей предпочитают «ничегонеделание», а 32% - рассматривают стремление «оттянуться» как лучший вариант проведения свободного времени. Если мы к тому же примем во внимание, что 57% молодых людей Беларуси предпочитают основную часть свободного времени отводить просмотрам телепередач, то станет ясно, что одним из каналов распространения стандартов культуры студенчества является вестернизация, главным образом американизация, суженных культурных потребностей и интересов под влиянием видеотриллеров и героинь так называемых «мыльных опер».
Постановка проблемы
Основным противоречием в исследуемой области является противоречие между культурными стереотипами студенческой молодежи и культурными стереотипами взрослых - противоречия между понятиями отцов и детей. Есть «наша» мода, «наша» музыка, «наше» общение, а есть - «папино», которое предлагается институциональными средствами гуманитарной социализации. Здесь прослеживается культурное отчуждение культуры студенческой молодежи от культуры общества в целом.
Необходимо социологическое исследование данной проблемы для определения уровня культуры среди студентов, их культурной самоидентификации. Исследования в области социологии молодежи могут помочь понять причины происходящего в нашем обществе культурного конфликта поколений.
ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
1. Объект, предмет, цель и задачи исследования
Объект - студенческая молодежь, получающая высшее образование.
Предмет - культура студентов.
Цель - выяснить содержание и уровень культуры студенчества, и факторы, влияющие на ее формирование.
Задачи:
1. Выяснить существенные региональные и национальные различия студентов и их влияние на студенческую культуру.
2. Выяснить особенности поколения и их влияние культуру студентов.
3. Выяснить влияние имущественного расслоения молодежи на культуру студентов.
4. Определить как меняются ценностные ориентации студентов за годы обучения в вузе.
5. Выяснить уровень осмысления студентами своего места в современной социокультурной среде.
6. Определить место этнокультурной самоидентификации в культуре студентов.
2. Теоретическое уточнение
и интерпретация основных понятий
Студенческая молодежь - это социальная возрастная группа молодых людей ( от 16 до 28 лет ), получающая среднее или высшее профессиональное образование.
Культура студентов - совокупность искусственных порядков, убеждений, созданных студентами для дополнения к общественным, обретенных знаний, образов самопознания, способов организации жизни, досуга, учебной и профессиональной деятельности студентов, а также создаваемых ими ценностей.
Ценности - 1) Этические идеалы и убеждения. 2) Основные убеждения и цели индивидуума либо общества.
Ценностные ориентации - сознание человеком, общественной группой всей совокупности желаемых материальных и духовных благ, образа жизни, необходимых нравственных норм и выбор из них наиболее предпочитаемых, выраженный в поведении.
Досуг - время, свободное от работы, учебы и рутинных домашних обязанностей и пригодное для восстановление, расслабления, хобби, отдыха, а также культурных и художественных занятий.
Мотив - внутреннее побуждение к определенной деятельности.
3. Эмпирические показатели понятия
«КУЛЬТУРА СТУДЕНТОВ»
Субъективные показатели - Ценности и нормы:
Ш Моральные нормы
Ш Семейные ценности
Ш Религиозные ориентации
Ш Политические ориентации
Ш Смысложизненные ориентации
Ш Профессиональное самоопределение
Ш Этические, нравственные предпочтения
Ш Отношение к девиантным формам поведения
Объективные показатели - Уровень культуры:
Ш Проведение досуга
Ш Встречи с друзьями
Ш Интерес к живописи
Ш Предпочтения в музыке
Ш Занятия физкультурой и спортом
Ш Занятия творческой деятельностью
Ш Частота посещения театров, кино, музеев...
Ш Частота чтения художественной литературы
Ш Умение играть на каком-либо музыкальном инструменте
Ш Просмотр культурных, научно-познавательных телепередач
4. Предварительный системный анализ предмета исследования
Структурный анализ
Типология культур:
Элитарная культура - культура, ориентированная на небольшую группу избранных людей, обладающих повышенной и хорошо развитой художественной восприимчивостью, в силу чего они хотят расцениваться как лучшая часть общества, его элита. Включает искусство, классическую музыку и литературу.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9