Рефераты. Молодежная культура






Виды занятий

Направление обучения

технич.

естеств.

экон.

гуман.

Весь массив

1. Работать по специальности в госструктурах

2. Работать по специальности в коммерческих структурах

3. Работать не по специальности в госструктурах

4. Работать не по специальности в коммерческих структурах

5. Продолжить образование

6. Заняться научно-исследовательской работой

7. Работать преподавателем в школе, вузе

8. Основать свое дело

9. Посвятить себя дому, семье

10. Поехать за границу работать или учиться

11. Другие планы

12. Еще нет планов на будущее.

18

41

5

14

5

3

2

23

11

17

7

17

32

35

3

6

18

13

13

15

19

15

4

9

18

55

4

12

14

2

2

28

16

17

5

6

31

37

0

3

10

3

3

23

12

14

4

10

24

42

3

9

11

5

23

14

16

5

11

Политические ориентации студентов

Политика не является приоритетной сферой интересов и потребностей современных студентов. Важнейшей детерминантой отношения молодежи к политике становится ухудшение ее материального положения. Политическая заинтересованность современной молодежи имеет «избирательный» характер и появляется от случая к случаю.

Основная форма интереса молодежи к политике сегодня - информационная. В среднем интерес к политической информации отметил каждый второй респондент и это весьма весомо. Большинство молодых людей отдают предпочтение демократическим реформам. Даже в условиях, когда многие студенты непосредственно ощущают негативные последствия этих реформ, общедемократическая направленность их ориентации сохраняется. Хотя - и это нужно предвидеть - дальнейшая переоценка ценностей и снижение престижа в глазах студентов демократических партий и движений вполне возможны.

Отношение к политике, когда реальностью становится все большее неучастие в ней, студенты все чаще соотносят с готовностью и способностью властных структур любого уровня решать конкретные социальные проблемы. Вполне нормальной можно считать характерную для молодежного сознания переориентацию с ценностей глобального уровня на конкретные острые и переменные проблемы.

Досуг студенческой молодежи

Самые доступные социальные площадки для конкретных дел молодежи - досуг, где можно проявить собственную самостоятельность: умение принимать решение и руководить, организовывать и организовываться.

Досуг - это не только общение, но и своего рода социальная игра, отсутствие навыков таких игр в юности приводит к тому, что человек и в зрелом возрасте считает себя свободным от обязательств.

Для молодёжной культуры характерны преимущественно развлекательно-реактивная направленность в проведении досуга, приоритет потребительских ориентаций. Исследования, проведенные в 1997г. в Беларуси, показали, что 26% опрошенных молодых людей предпочитают «ничегонеделание», а 32% - рассматривают стремление «оттянуться» как лучший вариант проведения свободного времени. Если мы к тому же примем во внимание, что 57% молодых людей Беларуси предпочитают основную часть свободного времени отводить просмотрам телепередач, то станет ясно, что одним из каналов распространения стандартов культуры студенчества является вестернизация, главным образом американизация, суженных культурных потребностей и интересов под влиянием видеотриллеров и героинь так называемых «мыльных опер».

Постановка проблемы

Основным противоречием в исследуемой области является противоречие между культурными стереотипами студенческой молодежи и культурными стереотипами взрослых - противоречия между понятиями отцов и детей. Есть «наша» мода, «наша» музыка, «наше» общение, а есть - «папино», которое предлагается институциональными средствами гуманитарной социализации. Здесь прослеживается культурное отчуждение культуры студенческой молодежи от культуры общества в целом.

Необходимо социологическое исследование данной проблемы для определения уровня культуры среди студентов, их культурной самоидентификации. Исследования в области социологии молодежи могут помочь понять причины происходящего в нашем обществе культурного конфликта поколений.

ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

1. Объект, предмет, цель и задачи исследования

Объект - студенческая молодежь, получающая высшее образование.

Предмет - культура студентов.

Цель - выяснить содержание и уровень культуры студенчества, и факторы, влияющие на ее формирование.

Задачи:

1. Выяснить существенные региональные и национальные различия студентов и их влияние на студенческую культуру.

2. Выяснить особенности поколения и их влияние культуру студентов.

3. Выяснить влияние имущественного расслоения молодежи на культуру студентов.

4. Определить как меняются ценностные ориентации студентов за годы обучения в вузе.

5. Выяснить уровень осмысления студентами своего места в современной социокультурной среде.

6. Определить место этнокультурной самоидентификации в культуре студентов.

2. Теоретическое уточнение

и интерпретация основных понятий

Студенческая молодежь - это социальная возрастная группа молодых людей ( от 16 до 28 лет ), получающая среднее или высшее профессиональное образование.

Культура студентов - совокупность искусственных порядков, убеждений, созданных студентами для дополнения к общественным, обретенных знаний, образов самопознания, способов организации жизни, досуга, учебной и профессиональной деятельности студентов, а также создаваемых ими ценностей.

Ценности - 1) Этические идеалы и убеждения. 2) Основные убеждения и цели индивидуума либо общества.

Ценностные ориентации - сознание человеком, общественной группой всей совокупности желаемых материальных и духовных благ, образа жизни, необходимых нравственных норм и выбор из них наиболее предпочитаемых, выраженный в поведении.

Досуг - время, свободное от работы, учебы и рутинных домашних обязанностей и пригодное для восстановление, расслабления, хобби, отдыха, а также культурных и художественных занятий.

Мотив - внутреннее побуждение к определенной деятельности.

3. Эмпирические показатели понятия

«КУЛЬТУРА СТУДЕНТОВ»

Субъективные показатели - Ценности и нормы:

Ш Моральные нормы

Ш Семейные ценности

Ш Религиозные ориентации

Ш Политические ориентации

Ш Смысложизненные ориентации

Ш Профессиональное самоопределение

Ш Этические, нравственные предпочтения

Ш Отношение к девиантным формам поведения

Объективные показатели - Уровень культуры:

Ш Проведение досуга

Ш Встречи с друзьями

Ш Интерес к живописи

Ш Предпочтения в музыке

Ш Занятия физкультурой и спортом

Ш Занятия творческой деятельностью

Ш Частота посещения театров, кино, музеев...

Ш Частота чтения художественной литературы

Ш Умение играть на каком-либо музыкальном инструменте

Ш Просмотр культурных, научно-познавательных телепередач

4. Предварительный системный анализ предмета исследования

Структурный анализ

Типология культур:

Элитарная культура - культура, ориентированная на небольшую группу избранных людей, обладающих повышенной и хорошо развитой художественной восприимчивостью, в силу чего они хотят расцениваться как лучшая часть общества, его элита. Включает искусство, классическую музыку и литературу.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.