Рефераты. Молодежная культура






Первые четыре позиции, представленные в Таблице 1, можно отнести к классическим ценностям нормального здорового общества. Однако прагматизм последних лет жизни нашего общества прямо коснулся и студенческой молодежи, о чем свидетельствует распределение ответов по следующим четырем позициям. С одной стороны мы убеждаемся, что усиливается прагматизм, стремление к материальному достатку среди молодежи, а с другой, эти тенденции не доминируют, не отодвигают на задний план ценности нашего общества.

Приведем и другую шкалу ценностей, ориентированную на выбор предпочитаемых человеческих качеств (см. табл. 2). Здесь также очевидна традиционная иерархия ценностей, что отражает доминирование первых трех позиций.

Следует отметить рост предпочтения добра и терпения, умения дружить и жертвовать ради Друга; устойчивое понижение рейтинга индекса «физическая сила», упавшего вдвое за 6 лет, и повышение рейтинга позиции

«интеллект, образование». Значимыми выглядят индексы «духовная сила, сила характера», «самостоятельность, независимость», «честь, достоинство». Отметим, что значимость параметров «красота» и «физическая сила» несколько снижается с возрастом, школьники отдают им предпочтение в два раза чаще чем студенты. При этом с возрастом вдвое возрастают значение параметров «интеллект» и в четыре раза - «напористость и энергичность.

Вторую группу предпочтений составили позиции 13-16 таблицы 2. Нужно заметить, что рейтинг позиции «свобода и раскрепощенность» резко упал при введении позиции «самостоятельность и независимость». Быстро возвращает свои позиции, постоянно возрастая, «утонченность, чувство прекрасного», снижается рейтинг оказавшегося модным принципа «умение жить красиво», еще в 1993г. занимавшего 7-е место.

Варианты ответов

1993 г.

1995 г.

1997 г.

1999 г.

1. Красота

2. Доброта, терпение

3. Умение дружить, жертвовать ради Друга

4. Духовная сила, сила характера

5.Любовь к детям

6. Интеллект, образование

7. Самостоятельность, независимость

8. Скромность

9. Вежливость и интеллигентность

10. Честь, достоинство

11. Физическая сила

12. Аккуратность и точность

13. Утонченность, понимание прекрасного

14. Умение жить красиво (роскошно)

15. Напористость, энергичность

16. свобода и раскрепощенность

62

50

47

_

35

23

_

29

21

_

45

25

9

26

9

15

53

57

55

_

37

26

_

26

33

_

31

30

12

23

12

18

46

58

55

37

37

33

32

21

34

_

26

28

15

17

9

3

54,9

54,1

53

40

30

30

28

27

23

24

23

21

16

13

8

_

Таблица 2

Отношение студентов к негативным, девиантным формам поведения

Таблица 3

Формы поведения

Индекс (пятичленная шкала от (+2) до (-2))

Ранг

Доля тех, кто осуждает (в %)

Воровство
«Дедовщина»
Шантаж, вымогательство
Наркомания, токсикомания
Мошенничество, обман
Религиозный фанатизм
Решение конфликтов с помощью силы
Национализм
Мат, сквернословие
Злоупотребление алкоголем
Азартные игры на деньги (в т.ч. карты)
Мистицизм
Проституция
Курение

Свободная сексуальная жизнь

+1,81
+1,80
+1,80
+1,70
+1,63
+1,36
+1,35
+1,33
+1,18
+0,96
+0,85
+0,84
+0,83
+,079

+0,04

I-III
I-III
I-III
IV
V
VI
VII
VIII
IX
X
XI
XII
XIII
XIV

XV

96
96
96
92
91
80
86
83
77
67
60
56
64
56

27

Обратим внимание на отношение студентов к различным формам поведения, оцениваемым в обществе как негативные, девиантные, не одобряемые (см. табл. 3). Мы видим, что студенты города толерантны к тем формам поведения, которые распространены в студенческой среде и характеризуют сегодня лицо постсоветского общества вообще: пьянству, свободной сексуальной жизни, курению, азартным играм, проституции, мистицизму.

Максимальное неприятие вызывают те форму девиации, которые связаны с насилием, преследуются как уголовные преступления: воровство, «дедовщина», вымогательство, рэкет, наркомания.

Профессиональное самоопределение студентов

Таблица 4

Мотивы выбора

Весь массив

Направления обучения

технич.

естеств.

экон.

гуман.

1. Желание получить диплом

2. Престиж, авторитет вуза

3. Интерес к профессии

4. Наилучшие способности именно в этой области

5. Учеба в специализированном классе, техникуме

6. Семейная традиция, желание родителей

7. Совет учителей, специалистов по профориентации

8. Перспектива найти хорошую работу после вуза

9. Стремление продлить беззаботный период жизни

10. Нежелание идти в армию

11. Другие мотивы

9

32

45

33

15

22

5

30

15

17

14

32

31

23

23

20

6

25

19

33

5

7

22

56

47

20

26

6

18

13

12

3

8

50

38

24

11

18

2

41

14

8

4

6

24

60

43

5

26

6

36

14

8

2

Обратим внимание на мотивацию выбора студентами своей специальности, вуза (см. табл. 4). В пятерке приоритетных мотивов - интерес к профессии, возможность проявить свои способности, авторитет вуза, перспектива хорошей работы по окончании вуза и влияние семейной традиции, совет родителей.

Важное место в мотивации студентов отводится надежде в перспективе найти хорошую работу. Такой мотив, как «совет учителей, специалистов по профориентации» теряет свой вес.

В число мотивов выбора вуза включен и такой как «стремление продлить беззаботный период жизни». В тех вузах, где интерес к профессии и желание реализовать свои способности наиболее высоки, соответственно и меньше доля тех, кто настроен на беззаботный образ жизни. Снижение же интереса к профессии сопряжено с увеличением почти в два раза тех, кто настроен продлить трудовой период жизни, либо уклониться от службы в армии.

Профессиональное самочувствие третьекурсников уже обращено и к перспективам. Как планируют респонденты свою жизнь после окончания вуза (см. табл. 5).

В целом четвертая часть студентов планирует работать в государственном секторе; 42 % - в коммерческих структурах, по избранной специальности. Соотношение желающих работать в госструктурах и в коммерческих структурах составляет 1 : 2, по специальности и не по специальности 5 : 1.

Около 16 % студентов планируют продолжить образование и заняться научно-исследовательской деятельностью.

Нужно отметить, что от 18 до 20 % студентов различных вузов уже сейчас не намериваются работать по специальности, 14 % студентов собираются посвятить себя семье, дому. Особенно высок последний показатель у женщин - 21 %. Хотели бы уехать за границу учиться и работать - 16 % студентов.

Таблица 5

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.