Первые четыре позиции, представленные в Таблице 1, можно отнести к классическим ценностям нормального здорового общества. Однако прагматизм последних лет жизни нашего общества прямо коснулся и студенческой молодежи, о чем свидетельствует распределение ответов по следующим четырем позициям. С одной стороны мы убеждаемся, что усиливается прагматизм, стремление к материальному достатку среди молодежи, а с другой, эти тенденции не доминируют, не отодвигают на задний план ценности нашего общества.
Приведем и другую шкалу ценностей, ориентированную на выбор предпочитаемых человеческих качеств (см. табл. 2). Здесь также очевидна традиционная иерархия ценностей, что отражает доминирование первых трех позиций.
Следует отметить рост предпочтения добра и терпения, умения дружить и жертвовать ради Друга; устойчивое понижение рейтинга индекса «физическая сила», упавшего вдвое за 6 лет, и повышение рейтинга позиции
«интеллект, образование». Значимыми выглядят индексы «духовная сила, сила характера», «самостоятельность, независимость», «честь, достоинство». Отметим, что значимость параметров «красота» и «физическая сила» несколько снижается с возрастом, школьники отдают им предпочтение в два раза чаще чем студенты. При этом с возрастом вдвое возрастают значение параметров «интеллект» и в четыре раза - «напористость и энергичность.
Вторую группу предпочтений составили позиции 13-16 таблицы 2. Нужно заметить, что рейтинг позиции «свобода и раскрепощенность» резко упал при введении позиции «самостоятельность и независимость». Быстро возвращает свои позиции, постоянно возрастая, «утонченность, чувство прекрасного», снижается рейтинг оказавшегося модным принципа «умение жить красиво», еще в 1993г. занимавшего 7-е место.
Варианты ответов
1993 г.
1995 г.
1997 г.
1999 г.
16. свобода и раскрепощенность
15
18
3
_
Таблица 2
Отношение студентов к негативным, девиантным формам поведения
Формы поведения
Индекс (пятичленная шкала от (+2) до (-2))
Ранг
Доля тех, кто осуждает (в %)
Свободная сексуальная жизнь
+0,04
XV
27
Обратим внимание на отношение студентов к различным формам поведения, оцениваемым в обществе как негативные, девиантные, не одобряемые (см. табл. 3). Мы видим, что студенты города толерантны к тем формам поведения, которые распространены в студенческой среде и характеризуют сегодня лицо постсоветского общества вообще: пьянству, свободной сексуальной жизни, курению, азартным играм, проституции, мистицизму.
Максимальное неприятие вызывают те форму девиации, которые связаны с насилием, преследуются как уголовные преступления: воровство, «дедовщина», вымогательство, рэкет, наркомания.
Профессиональное самоопределение студентов
Таблица 4
Мотивы выбора
Весь массив
Направления обучения
технич.
естеств.
экон.
гуман.
1. Желание получить диплом
2. Престиж, авторитет вуза
3. Интерес к профессии
4. Наилучшие способности именно в этой области
5. Учеба в специализированном классе, техникуме
6. Семейная традиция, желание родителей
7. Совет учителей, специалистов по профориентации
8. Перспектива найти хорошую работу после вуза
9. Стремление продлить беззаботный период жизни
10. Нежелание идти в армию
11. Другие мотивы
9
32
45
33
22
5
30
17
14
31
23
20
6
25
19
7
56
47
26
13
12
8
50
38
24
11
2
41
4
60
43
36
Обратим внимание на мотивацию выбора студентами своей специальности, вуза (см. табл. 4). В пятерке приоритетных мотивов - интерес к профессии, возможность проявить свои способности, авторитет вуза, перспектива хорошей работы по окончании вуза и влияние семейной традиции, совет родителей.
Важное место в мотивации студентов отводится надежде в перспективе найти хорошую работу. Такой мотив, как «совет учителей, специалистов по профориентации» теряет свой вес.
В число мотивов выбора вуза включен и такой как «стремление продлить беззаботный период жизни». В тех вузах, где интерес к профессии и желание реализовать свои способности наиболее высоки, соответственно и меньше доля тех, кто настроен на беззаботный образ жизни. Снижение же интереса к профессии сопряжено с увеличением почти в два раза тех, кто настроен продлить трудовой период жизни, либо уклониться от службы в армии.
Профессиональное самочувствие третьекурсников уже обращено и к перспективам. Как планируют респонденты свою жизнь после окончания вуза (см. табл. 5).
В целом четвертая часть студентов планирует работать в государственном секторе; 42 % - в коммерческих структурах, по избранной специальности. Соотношение желающих работать в госструктурах и в коммерческих структурах составляет 1 : 2, по специальности и не по специальности 5 : 1.
Около 16 % студентов планируют продолжить образование и заняться научно-исследовательской деятельностью.
Нужно отметить, что от 18 до 20 % студентов различных вузов уже сейчас не намериваются работать по специальности, 14 % студентов собираются посвятить себя семье, дому. Особенно высок последний показатель у женщин - 21 %. Хотели бы уехать за границу учиться и работать - 16 % студентов.
Таблица 5
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9