Для более точного определения качеств, характерных для лидера была предпринята попытка взять для сравнения личность отвергаемого человека в нашем классе. Но при анализе ответов было выявлено, что ответы отвергаемого не соответствуют действительности, т. е. желаемое выдаётся за действительное, и это подтверждает теорию Карделла о существовании качеств - «разъединителей», которые резко отрицательно сказываются на формировании такого качества, как лидерство.
ДИАГРАММА
Если сделать анализ всех 16 черт представленных в данной диаграмме, то можно определить какие из них характерны для лидера в данной социальной группе (мой класс).
Факторы:
(I) эмпатия, сочувствие, мягкость, понимание и др.
(Q4) повышенная мотивация в реализации, активное неудовлетворение стремлений
(B) интеллект
(M) воображение, высокий творческий потенциал
(Q1) интеллектуальные интересы, стремление к информированности.
(E) независимость
Многие из черт личности у мальчика и у девочки не сходятся. Это объясняется тем, что, во-первых, с мальчиком мы учимся с первого класса, а девочка пришла в нашу школу только два года назад, поэтому ей, конечно, требуются помимо тех качеств, которыми обладает мальчик ещё и другие - такие как, например, общительность. Во-вторых, мальчики взрослеют и формируются позднее, чем девочки и это в какой-то степени влияет на разрозненность их черт личности.
Все эти факторы можно разделить на три группы:
B,M,Q1-интеллектуальные особенности
C,G,I,O,Q4-эмоционально-волевые
A,H,F,E,Q2,N,L-коммуникативные
Из этого следует, что для лидера в нашем классе необходимы интеллектуальные и эмоционально-волевые особенности личности. Что и подтверждает следующий опыт.
4.3 Личностный дифференциал
Ни один вывод не может быть сделан на основе только одного теста, поэтому я использовала ещё один тест «Личностный дифференциал». Методика личностного дифференциала (ЛД) разработана на базе современного русского языка и отражает сформировавшиеся в нашей культуре представления о структуре личности.
. Методика ЛД адаптиро-вана сотрудниками психоневрологического института им. В. М. Бехте-рева. Целью ее разработки являлось создание компактного инструмента изучения определенных свойств личности, ее самосоз-нания, межличностных отношений, который мог бы быть применен в клинико-психологической и психодиагностической работе, а также в социально-психологической практике.
0+1. Обаятельный
3210123 -
Непривлекательный
С - 2. Слабый
3210123 +
Сильный
А + 3. Разговорчивый
Молчаливый
0-4. Безответственный
Добросовестный
С + 5. Упрямый
Уступчивый
А - 6. Замкнутый
Открытый
0+7. Добрый
Эгоистичный
С - 8. Зависимый
Независимый
А + 9. Деятельный
Пассивный
0-10 Черствый
Отзывчивый
С + 11. Решительный
Нерешительный
А - 12. Вялый
Энергичный
0 + 13. Справедливый
Несправедливый
С - 14. Расслабленный
Напряженный
А + 15. Суетливый
Спокойный
0 - 16. Враждебный
Дружелюбный
С + 17. Уверенный
Неуверенный
А - 18. Нелюдимый
Общительный
0 + 19. Честный
Неискренний
С - 20. Несамостоятельный
Самостоятельный
А + 21. Раздражительный
Невозмутимый
ЛД был сформирован путем отбора слов из современ-ного русского языка, описывающих черты личности, с последующим изучением внутренней факторной структуры своеобразной «модели личности», существующей в культуре и развивающейся у каждого че-ловека в результате усвоения социального и языкового опыта.
Из толкового словаря русского языка Ожегова были отобраны 120 слов, обозначающих черты личности. Из этого исходного набора ото-браны черты, в наибольшей степени характеризующие полюса 3-х клас-сических факторов семантического дифференциала:
1. Оценки
2. Силы
3. Активности.
Интерпретация факторов ЛД
(О+) самоуважение, Я-концепция, удовлетворение собой
(О-) критичное отношение к себе
(С+) уверенность в себе независимость, рассчитывание на свои силы - волевые качества
(С-) зависимость от оценок и обстоятельств
(А+) высокая активность, импульсивность, общительность, экстравертированность
(А-) интравертированность, пассивность
АНАЛИЗ ДИАГРАММЫ:
Девочка Мальчик
О немного завышена ниже среднего
С одинаково выше среднего
А высокая средняя
Из полученного видно, что для лидера в нашем классе характерна повышенная волевая сторона личности, а две другие характеристики не играют роли для получения статуса лидера. Всё это свидетельствует только о субъективной точке зрения испытуемого, но и эти результаты подтверждают значимость высоких эмоционально-волевых качеств, характерных для лидера нашего класса.
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Итак, в реферате сделан обзор одной из теорий лидерства, где сформировано представление о личности лидера в социальной группе, а также определено как лидеры группы влияют друг на друга. В практической части выявлены черты личности, которыми должен обладать лидер с точки зрения учеников и учителей нашего класса, а затем проанализированы качества личности лидеров класса, выделенных с помощью социометрической методики. Тесты (16PF тест Кеттела и «личностный дифференциал») показали, что лидерам нашего класса присущи черты: сочувствие, мягкость, понимание, повышенная, мотивация в реализации, активное неудовлетворение стремлений, интеллект, воображение, высокий творческий потенциал, интеллектуальные интересы, стремление к информированности, независимость, но в жизни имеется сколько угодно случаев, когда лица, отмеченные сильной волей, интеллектом и другими достоинствами, так и не стали лидерами. Надо сказать что, выявленные качества характерны для лидера только нашего класса, и нигде больше они не будут являться гарантом того, что статус того или иного человека повысится.
Результаты работы позволяют кое-что сказать о нашем классе. Не только то, кто является в нем лидером, но и, рассмотрев черты наших лидеров, судить о тех качествах, которые ценятся в нашем классе. Это: высокий интеллект, эмпатия, умение понять окружающих, а также уверенность в себе, независимость, воля. Т.е. мы смогли установить черты личности, которые способны влиять на становление статуса лидера или приближенного к нему статуса «звезды» в нашем классе. Таким образом, существует возможность для «отвергаемых» повысить свой статус. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи - не только облегчает подростку некоторое независимое существование от взрослых, но дает ему чрезвычайно важное для него чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Сумел ли он заслужить уважение и любовь равных, имеет решающее значение для юношеского самоуважения. Я надеюсь, что моё небольшое исследование может помочь ребятам нашего класса лучше понять себя и задуматься о тех качествах личности, которые могут положительно сказаться на их положении в классе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1) А.В. Петровская, В.В. Шпалинская, Социальная психология коллектива, Москва, «Просвещение», 1978
2) Альманах психологических тестов, Римские Р.Р. и С.А., Москва, «КСП», 1995
3) Ф. Карделл, Психотерапия и лидерство, СПб., Изд-во «Речь», 2000
4) Большая советская энциклопедия, Главный ред. Прохоров А.М., Третье издание, Москва «Советская энциклопедия», 1973
5) Р.М. Грановская, Элементы практической психологии, Изд-во «Свет», СПб., 1997
6) И.С. Кон, Психология старшеклассника, Москва, «Просвещение», 1980
7) А.В. Батаршев, Многофакторный личностный опросник Р. Кэттела, Москва, ТЦ Сфера, 2002
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5