22
Реферат
Выполнил: Малахов Сергей
U2088
«Лидерство в управлении»
Краматорск
Оглавление:
Введение 2
2. Теории лидерства 3
2.1 Три теории лидерства 3
2.2 Кто такой лидер 4
3 Теории черт личности лидера 7
3.1 Типы лидерства 10
3.2 Значение общества сверстников для подростков 11
3.3 Личность лидера и группы 11
4 Исследование личностных особенностей 10 “б” 13
4.1 Социометрия 13
4.2 Теория черт личности 14
4.3 Личностный дифференциал 19
5 Заключение 21
2. Теории лидерства
2.1. Три теории лидерства.
В современной социальной психологии существует три подхода к изучению лидерства. И я хотела бы проверить одну из них. Я выбрала «теорию черт лидера». Влияют ли черты личности лидера на его положение в группе (его статус) или его личностные качества не играют роли совсем? Этот вопрос меня очень заинтересовал.
«Теория черт лидера» исходит из того, что лидерами люди рождаются. Ряд врож-денных свойств и характеристик индивида (сила и подвижность нервных процессов, экстравертированность, способность к эмпатии--сочувствию, ярко выраженные эвристические и интел-лектуальные способности), как утверждают сторонники этой теории, позволяют ему занять господствующее положение в любой ситуации и взять на себя роль ведущего, т. е. лидера.
В жизни имеется сколько угодно случаев, когда лица, отмеченные силь-ной волей, интеллектом и другими достоинствами, так и не стали лидерами. По данным Е. Дженнингс, почти в каждой группе есть члены, превосходящие лидеров по уму, способно-стям, однако они не имеют статуса лидера.
В 50-х годах «теорию черт лидера» сменила концепция «лидерства как функции группы» (Р. Крачфилд, Д. Креч, Г. Хоманс), а также «теория лидерства как функции ситуации» {Р. Бейлс, Т. Ньюком, А. Харе).
Теория «лидерства как функции группы» исходила из того, что феномен лидерства есть результат внутригруппового разви-тия, все члены группы в той или иной степени участники этого процесса, а лидер--это член группы с наибольшим статусом, который наиболее последовательно придерживается норм и ценностей группы.
Третья точка зрения--«теория лидерства как функции си-туации» -- в настоящее время самая распространенная. Наблюдения над тем, как одни и те же лица в разных группах могут занимать разное положение, играя в них различные социальные и межличностные роли (ребенок может быть лидером среди ребят своего двора и «отвергаемым» в классе; учитель может быть лидером в своем коллективе и «ведомым» в семье и т.д.), привели исследователей к выводу, что лидерство -- это не столько функция личности или группы, сколько результат сложного и многопланового влияния различных факторов и ситуаций.
Подход к личности с точки зрения ролей, которые принимает она на себя, дал повод рассматривать различные факто-ры (ситуации) как моменты, с которых и начинается выдвиже-ние лидера. Отсюда и тезис, что специфика лидерства как функ-ции ситуации и роли заключается в том, что эту роль лидеру не «дают», а он ее «берет» сам (Н. С. Жеребова). Лидер--это тот, кто в определенной ситуации берет на себя большую ответ-ственность за выполнение групповых задач, чем все остальные.
В пределах одного школьного класса всегда можно выде-лить школьников, которым лучше других дается организация и проведение спортивных, культурно-массовых, общественно полезных, туристских и других мероприятий. Имеются случаи, когда в группе появляется универсальный лидер (он и самый подходящий капитан волейбольной команды, и самый лучший капитан команды КВН, только он может лучше других органи-зовать проведение вечера или выпуск стенной газеты, только с ним можно быть уверенным, что в походе быстро разобьешь палатки и т. д.). Однако, как правило, в различных ситуациях выдвигаются различные лидеры.
Еще в 50-х годах Р. Бейлс экспериментально выявил, что в каждой малой группе выдвигается как минимум два типа ли-деров: эмоциональный и инструментальный. Функция эмоцио-нального лидера--психологический климат в группе, забота об оптимальном урегулировании межличностных отношений. Обычно он выступает в роли арбитра, советчика. Инструмен-тальный лидер -- тот член группы, который берет на себя ини-циативу в специфических видах деятельности (благодаря своей особой компетентности в тех или иных делах) и координирует общие усилия по достижению цели. К подобным выводам при-шли и другие американские исследователи. В советской лите-ратуре было отмечено, что, правильно понимая роль ситуации для проявления лидерства, американские исследователи, одна-ко, определяют саму ситуацию лишь как сумму неких психологических ожиданий группы. Если верно, что лидер должен пси-хологически соответствовать ожиданиям группы, то уже совер-шенно неправомерно сводить ситуации к психологическим состояниям (Л. Г. Сороковой).
Исследование лидерства, проведенное Н. С. Жеребовой, показало, что специфическая сфера деятельности (учеба, общественно-полезный труд, общественная работа, отдых) выдвигает своего инструмен-тального (или, что одно и то же, ситуативного) лидера. Такие же данные получены и в работе, выполненной под руководст-вом В. В. Шпалинского. При исследовании студенческих и тру-довых коллективов в большинстве случаев лидерами в четырех названных сферах оказались различные люди. Полное совпаде-ние лидеров в одном лице в ситуациях совместной работы, уче-бы, общественно полезной деятельности и отдыха наблюдалось только в единичных случаях. В этой связи заслуживает внима-ния определение лидера, данное Б. Д. Парыгиным: «Лидер-- это член группы, который спонтанно выдвигается на роль не-официального руководителя в условиях определенной, специфической, как правило, достаточно значимой ситуации, чтобы обеспечить организацию совместной коллективной деятельности людей для наиболее быстрого и успешного достижения общей цели».
2.2. Кто такой лидер?
Теперь перейдём к самой теории. Лидерство - что это такое? Чтобы отметить черты личности лидера, характерные для получения его статуса, надо для начала ответить на вопрос: ” Кто такой лидер?” То есть дать определение этому слову. Мы познакомились с определением, которое даёт Б. Д. Парыгин, давайте посмотрим определение этого слова с других точек зрения.
Лидерство -- один из способов дифференциации группы в ре-зультате деятельности, общения и взаимодействия ее членов. Возникнув как результат общения и взаимодействия инди-видов в составе группы, лидерство становится сложным соци-ально-психологическим феноменом, в котором, определенным образом, фокусируются и проявляются важнейшие характеристики группового развития, имеющие не только психологическую или эмоционально-психологическую, но в первую очередь соци-альную и классовую природу и сущность. Попытки вывести ли-дерство из чисто психологических отношений между членами малых групп и противопоставить его руководству как процессу, имеющему исключительно социальную и политическую приро-ду, характерны для современной американской социальной пси-хологии, которая рассматривает малые группы в основном в ка-честве эмоционально-психологической общности людей.
Каждый член группы в соответствии со своими деловыми и личностными качествами, вкладом в общее дело, развитостью чувства долга и ответственности, благодаря признанию груп-пой его заслуг и способности оказывать влияние на окружаю-щих занимает определенное положение в системе групповой ор-ганизации, т. е. в ее структуре. Групповая структура с этой точ-ки зрения представляет собой своеобразную иерархию статусов ее членов. Одна из важных особенностей структуры -- ее гиб-кость и динамичность. Это значит, что в условиях социалисти-ческого общества в процессе общественно полезной деятельно-сти для каждого члена группы всегда открыта возможность из-менить свой статус в лучшую сторону, приобрести уважение, ав-торитет и признание товарищей.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5