Рефераты. Культура как социальная категория






П. Сорокин объясняет развитие культур механизмом смены лежащих в их основе истин. Ни одна из культур не может быть вечной, потому что ни одна из систем истин не является абсолютной. С развитием и укреплением данной культуры ее истины подавляют истины других систем, также имеющие право на существование. Из-за этого господствующая система истин перестает удовлетворять запросы людей, служить основой их культурной и социальной жизни, она погибает, а ей на смену приходит новая, более жизнеспособная система. В изложенной концепции интересна мысль о закономерном характере развития культуры. Однако вновь не решены центральные вопросы о причинах возникновения и смены истин, лежащих в основе конкретных типов и фаз развития культур.

    Для решения сложной проблемы типологии культуры необходимо найти объективные закономерности развития этого важного социального феномена. Для этого используется концепция смены общественно-экономических формаций. Каждая такая формация порождает особый тип культуры со своей системой материальных и духовных ценностей и способов деятельности для их создания. Сравнивая этот подход с вышеизложенными, легко заметить, что он в отличие от них кладет в основу классификации типов культуры объективные критерии, и потому эта классификация перестает быть произволом исследователей. Общую схему исторических типов культуры можно представить следующим образом: первобытная культура, культура рабовладельческого строя, культура азиатского деспотического общества, культура феодального общества, культура капиталистического общества, социалистическая культура. Каждая общественно-экономическая формация, являясь качественно своеобразным историческим этапом в процессе поступательного развития общества, создает свой тип культуры, свою специфическую, т. е. только ей присущую, совокупность материальных и духовных ценностей и способов деятельности для их создания.

    Поскольку ни одна общественно-экономическая формация, кроме исторически самой первой - первобытнообщинной, никогда не существовала "в чистом виде", как единственная, а должна была делить место под солнцем с другой или другими такими формациями, постольку мы всегда наблюдаем в истории столкновение культур различных типов, их борьбу, их взаимовлияние и даже взаимопроникновение. Так что действительный исторический процесс развития мировой культуры значительно сложнее, нежели его представляют однолинейная и многолинейная концепции или теория культурного релятивизма. Материалистическое понимание истории указывает только общие принципы развития культуры, предполагая при этом, что анализ каждого конкретного ее исторического типа на основе установленных закономерностей всегда должен проводиться заново.

Субкультура или контркультура

Культура становиться “массовой”, когда её продукты стандартизируют и распространяют среди широкой публики. Во всех обществах существует множество подгрупп, имеющих различные культурные ценности и традиции. Для отражения культуры в социологии используется понятие субкуль-туры. Субкультурой называют систему норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества. Субкультура -- это набор символов, убеждений, ценностей, норм, образцов поведения, отличающих то или иное сообщество или какую-либо социальную группу. Каждое сообщество создает свою субкультуру. Субкультура не отрицает общечеловеческой культуры, но г. то же время она имеет свои специфические отличия. Эти отличия свя-заны с особенностями жизнедеятельности тех или иных сообществ.

    Субкультура формируется под влиянием таких факторов, как социальный класс, этническое происхождение, религия и место жительства. Ценности субкультуры воздействуют на формирование личности членов группы. Некоторые из наиболее интересных исследований субкультур посвящены языку. Например, Уильям Лабов (1970) старался доказать, что употребление нестандартного английского языка детьми из негритянской гетто не свидетельствует об их “языковой неполноценности”. Лабов считает, что негритянские дети не лишены способности общаться, как белые, просто они употребляют несколько иную систему грамматических правил; за многие годы эти правила укоренились в субкультуре негров. Лабов доказал, что в соответствующих ситуациях и черные и белые дети говорят одно и то же, хотя употребляют различные слова. Тем не менее употребление нестандартного английского языка неизбежно вызывает проблему - неодобрительную реакцию большинства на так называемое нарушение общепринятых правил. Учителя часто считают использование негритянского диалекта нарушением правил английского языка. Поэтому негритянские дети незаслуженно подвергаются критике и наказаниям.

Можно выделить национальные, конфессиональные, профессиональные субкультуры организаций, социальных групп и т. д. Термин «национальная культура» применяется для определения символов, верований, ценностей, норм и образцов поведения, которые характе-ризуют человеческое сообщество в той или иной стране, государстве. В государстве, однородном в лингвистическом и этническом отношении, может быть одна национальная культура. Однако в большинстве стран земного шара имеется несколько различных национальных культур. Как правило, в этих странах можно выделить субкультуру большинства наций и субкультуры национальных меньшинств. При-мером такого соотношения культур является Российская Федерация.

Для социологии важно определить, смешиваются ли эти суб-культуры, сосуществуют и терпимо относятся друг к другу или же имеют место культурные конфликты. Часто культурные меньшин-ства прилагают особые усилия, чтобы сохранить свою самобытность, защитить свои ценности и выжить в среде, где преобладают культу-ры большинства населения, которые воздействуют на все остальные культуры и даже подавляют их. От правильной культурной полити-ки зависят состояние экономики, социально-политический климат и все благосостояние данного государства.

Другой важнейшей формой является конфессиональная суб-культура. Конфессиональная культура складывается на основе общности вероисповедания, принадлежности к той или иной церкви. На базе этой общности формируется общность символов, ценностей, идеалов и образцов поведения. Например, можно говорить о христи-анской, мусульманской, буддийской культурах в целом. Отдельные ветви, направления в мировых религиях создают свои субкультуры: например, православную, католическую, протестантскую. В свою очередь, в этих субкультурах возможны свои субкультуры.

Профессиональная субкультура образуется на основе общих символов, ценностей, норм и образцов поведения, разделяемых той или иной профессиональной группой. Она тесно связана с содержани-ем работы и ролью, которую в обществе играют ее представители. На нее оказывают влияние профессиональное образование и подготовка.

Термин “субкультура” далеко не означает, что та или иная группа выступает против культуры, господствующей в обществе. Однако во многих случаях большинство

общества относится к субкультуре с неодобрением или недоверием. Эта проблема может возникнуть даже по отношению к уважаемым субкультурам врачей или

военных. Но иногда группа активно стремиться выработать нормы или ценности, которые противоречат основным аспектам господствующей культуры. На основе таких норм и ценностей формируется контркультура. Известная контркультура в западном обществе - богема, а наиболее яркий пример в ней - хиппи 60-х годов.

Ценности контркультуры могут быть причиной длительных и неразрешимых конфликтов в обществе. Однако иногда они проникают в саму господствующую

культуру. Длинные волосы, изобретательность в языке и одежде, употребление наркотиков, характерные для хиппи, получили широкое распространение в американском обществе, где главным образом через средства массовой информации, как часто бывает, эти ценности стали менее вызывающими, поэтому привлекательными для контркультуры и, соответственно, менее угрожающими для

культуры господствующей.

Самой же опасной контркультурой является преступность. Главным двигателем этой контркультуры является телевидение, которое внушает человеческому подсознанию возвышение культа преступности. Дети уже с малых лет ориентируются на эту наиболее опасную контркультуру, игнорируя всё остальное - преступный мир обеспечивает себе воспроизводство. Тем самым резко падает уровень нравственного сознания и культурное развитие резко бежит назад.

В контркультурах 20-го века явно проявляется идея всеобщей толерантности, терпимости и т.д. В частности это проявляется в отношении сексуальных меньшинств - к ним становятся значительно терпимее, идея “сексуального разнообразия” стремится стать нормой культуры в целом, а ведь это приводит к уменьшению нормальных браков, нормальных семей, рождаемость падает.

Вместо заключения

Мировой культуры, как единого организма, нет. Есть культуры мира, национальные культурные единицы. Есть некое услов-ное единое "тело" культуры, цивилизация. Непрошенные навязчивые усилия полчищ миссионеров от религии и прочих "культуртрегеров", не работающих на благо русской и других национальных культур. Они лишь тормозят духовное возрождение России. И небескорыстно.

Русская культура никогда не знала человеконена-вистничества и национализма. Русская культура есть достояние не одной России, она принадлежит и Западу и Востоку. Русский человек "не любит жить настоящим", он в смятении от несовершенства настоящего. Эта неудовлетворен-ность настоящим есть залог движения вперёд, показатель силы нации. В духовной мощи русской культуры сокрыты, может быть, самые лучшие откровения и надежда для всех народов, исчер-павших возможности некогда славных своих и всех других культур и ищущих спасения из надвигающейся катастрофы.

Русская культура по сути своей соборна. Соборность же её бы-ла извращена "культурной революцией". Отсюда и омертвение огром-ного тела страны, распад его. Русская соборность - уникальный опыт человечества - око в Будущее для всех землян. Субкультуры, контркультуры, сатанизм, обречены. Но пока они ли-куют.

Россия должна быть Россией - страной равной среди равных, сберегая для себя и мира свою самобытную плодоносную культуру.

Список литературы

1.Социология: Учеб. пособие под ред. А.Н. Елсукова - Минск: ТетраСистемс, 1998.

2.Маркович Д. “Общая социология”, Ростов-на дону, 1993.

3.Культурология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Феникс, 1995.  

4.Смезлер Н. Социология: пер. с англ. - М.: Феникс, 1994.

5.Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: Курс лекций - М.: Центр, 1997.

6.П. Сорокин. Циклические концепции социально-исторического процесса. М.: Триада-веб, 2002.

7.Ю.Г. Марченко, И.И. Мамай. Основы культурологии: учебное пособие. - Новосибирск: СГГА, 1995.

8.Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. -- М.: «Гардарика», «Экспертное бюро», 1997.

9.Новейший словарь иностранных слов и выражений. - Мн.: Харвест, М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.