регулирование послеаварийных ситуаций; регулирование ответственности и возмещение ущерба; регулирование информационного обеспечения в ЧС и др.
Как же выполняются поставленные задачи?
В течение последних пяти лет в стране достаточно ин-тенсивно идет процесс формирования законодательной базы в области обеспечения безопасности, защиты населе-ния и территорий от ЧС природного и техногенного харак-тера.
В стадии становления находится нормотворческая дея-тельность субъектов РФ. Началом формирования регио-нальных механизмов регулирования отношений в этой об-ласти послужили Федеральные законы “О защите населе-ния и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”, “Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей”, “О государственном мате-риальном резерве”, а также ряд нормативных актов Прави-тельства РФ, в частности “Положение о единой государст-венной системе предупреждения и ликвидации чрезвы-чайных ситуаций”.
В этих актах прежде всего отражены организация, структура, силы, средства и задачи PC ЧС по ликвидации последствий ЧС, порядок их действия в зонах по оказанию помощи населению, права и обязанности спасателей и на-селения, а также сказано о материальном снабжении, об установлении и осуществлении контроля в зонах, о дейст-виях должностных лиц, предприятий и местных органов управления.
“Основы законодательства Российской регулирования Федерации об охране здоровья граждан” от 22 июля 1993 г. наряду с регулированием административных отношений обеспечивают защиту прав граждан, гарантируют право на охрану здоровья, право на информацию о факторах, влияющих на здоровье. Особо закреплены права граждан на охрану здоровья в неблаго-получных районах и права граждан на обжалование дейст-вий государственных органов и должностных лиц в облас-ти охраны здоровья.
Законом Российской Федерации “Об охране окружаю-щей среды” от 10 января 2002г. впервые в ис-тории российского законодательства провозглашается право граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, авариями, ката-строфами, стихийными бедствиями.
Предприятия, учреждения, организации и граждане, причинившие вред окружающей среде, здоровью и иму-ществу граждан, народному хозяйству загрязнением окру-жающей природной среды, порчей, уничтожением, повре-ждением, нерациональным использованием природных ресурсов, разрушением естественных экологических систем и другими экологическими нарушениями, обязаны возместить это в полном объеме. В России происходит быстрое расширение особо не-благоприятных экологических зон. Эти зоны составляют 15% территории нашей страны с населением около 50 млн. человек. Качество окружающей среды становится лимити-рующим фактором социально-экономического развития и здоровья населения все большего числа регионов России. В нашей стране 30% населения умирает по причине “гряз-ной” экологии.
Обратимся к Федеральному Закону РФ “Об охране окружаю-щей среды”. Зонами ЧС объявляются участки территории, где в результате хозяйственной и иной дея-тельности происходят устойчивые отрицательные измене-ния в окружающей природной среде, что угрожает здоро-вью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных.
Это усиливает социальную напряженность в России. В стране начался отток населения из ряда крупных индуст-риальных центров, т.е. появились “экологические бежен-цы”. Свыше 100 городов опасны для проживания в эколо-гическом плане. В 440 городах временно или постоянно превышаются ПДК вредных веществ. Не является исклю-чением и Москва.
Решения об объявлении территорий зонами бедствия принимаются на основании государственной экологиче-ской экспертизы и объявляются органами государствен-ной власти.
В соответствии с законом в зонах прекращается дея-тельность, отрицательно влияющая на окружающую сре-ду, приостанавливается работа предприятий, цехов, агре-гатов, оборудования, оказывающая неблагопри-ятное влияние на здоровье человека, его генетический фонд и окружающую среду, ограничиваются отдельные виды при-родопользования, проводятся оперативные меры по вос-становлению и воспроизводству природных ресурсов.
Порядок снятия режима зоны, отмены чрезвычайной ситуации, как и оценки полученных результатов, должен быть аналогичным объявлением зоны, предусматриваться Правительством РФ.
Согласно ст.11, 12 Закона граждане и общественные организации имеют право ставить вопрос о привлечении виновных граждан, должностных лиц, юридических лиц к ответственности, в том числе и уголовной, за экологиче-ские преступления. В связи с этим хочется напомнить о “громком” деле бывшего директора ЧАЭС и ее главного инженера. За четыре года до апрельской аварии 1986 г. на ЧАЭС уже было ЧП с выбросом радионуклидов на При-пять. И вот 25 и 26 апреля руководители станции решили провести испытание реактора на четвертом энергоблоке при полном обесточивании защитных устройств и отклю-чении аварийного охлаждения.
Цена этого преступления -- загрязнение сельскохозяй-ственных угодий Украины, Белоруссии и 15 областей Рос-сии с уровнем более 5 Ки/км2, где проживает около 1 млн.человек. А в 30-километровой зоне уровни загрязне-ния по цезию-137 15--40 Ки/км2 и более.
Закон Российской Федерации “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” (принят в 1999г.) регулирует отношения по обеспечению такого состояния здоровья и среды обитания людей, при котором отсутству-ет вредное влияние факторов среды на организм человека и созданы благоприятные условия для его жизнедеятель-ности. Закон возлагает на предприятия обязанность осу-ществления производственного, санитарного, экологиче-ского контроля с целью предотвращения загрязнения ок-ружающей среды.
В настоящее время можно говорить о том, что имеется необходимая законодательная база в вопросе защиты эко-логических прав в области снижения рисков и смягчения чрезвычайных ситуаций.
Теперь попробуем дать оценку экологических рисков в ЧС из области ядерной энергетики.
29 сентября 1957г. в Челябинской области на производ-ственном объединении “Маяк” случилась авария. Жидкие радиоактивные отходы радиохимического завода после пе-реработки энергетического топлива по извлечению плуто-ния закачивались в емкости из бетона и нержавеющей ста-ли. Из-за отсутствия должного контроля за хранением и вследствие перегрева материалов, которые были в емкости вместе с радионуклидами, произошел тепловой взрыв. Было выброшено 2 млн. Ки. След взрыва прошел на север Челя-бинской области. Длина следа -- 105 км, ширина -- 5--6 км, площадь -- 800 км2, и на этой территории проживало 17 тыс. человек. Все они были переселены. К настоящему вре-мени в народнохозяйственный оборот возвращено только 80% земли, а на полную ликвидацию уйдет еще 5--7 лет.
Там же в озеро Карачай сброшено 120 млн. Ки, что примерно в 2,5 раза больше, чем было выброшено при ава-рии на ЧАЭС.
6 марта 1993 г. в Томске-7 на радиохимическом заводе в цехе переработки ядерного топлива АЭС прогремел взрыв. Эта авария с выбросом РВ загрязнила территорию длиной 27 км, шириной 1,5 км с уровнем радиации 60 мР/ч.
В связи с этим осуществлен ряд важнейших мероприя-тий по охране окружающей природной среды. Вот некото-рые из них: засыпается оз. Карачай на ПО “Маяк” Челябинской об-ласти; на ПО “Маяк” закончено строительство полигона для глубинного захоронения осветленных сточных вод и соз-дан опытный цех по отвердению отходов путем остекловывания в матрицы; на Государственном химическом комбинате (Красно-ярск-26) прекращена работа двух реакторов, что снизило риск радиационной обстановки в регионе; на Сибирском химическом комбинате также засыпается озеро с жидкими радиоактивными отходами и многие др.
И в заключение об одном из принципов теории рисков. Он звучит так: “Деятельность, при которой даже неболь-шая группа населения подвергается чрезмерному риску, не может быть оправдана, даже если эта деятельность выгод-на для общества в целом”. В большинстве западных стран этот принцип реализован.
Страницы: 1, 2, 3, 4