Рефераты. Концепция риска






Добровольный риск - это риск, на который идет человек сознательно, зная какой вред (ущерб) причиняет себе. При этом у данного индивида есть выбор - идти на риск или не идти. Но определенная выгода может для него перевесить тот заведомо причиняемый ущерб, с которым сопряжен данный риск. Примеров такому добровольному риску много: курение, употребление алкоголя, наркотиков, азартные игры, употребление в пищу заведомо экологически нечистых продуктов, спасение других людей ценой собственного здоровья и самой жизни.

Во всех развитых в промышленном отношении странах существует устойчивая тенденция применения концепции приемлемого риска, но политика России более чем, в дру-гих странах, основана на концепции абсолютной безопас-ности.

Поэтому, оценивая приемлемость различных уровней экономического риска на первом этапе, можно ограничиться рассмотрением риска лишь тех вредных последст-вий, которые в конечном счете приводят к смертельным исходам, поскольку для этого показателя достаточно на-дежные статистические данные. Тогда понятие “экологи-ческий риск” может быть сформулировано как отношение величины возможного ущерба, выраженного в числе смер-тельных исходов от воздействия вредного экологического фактора за определенный интервал времени, к нормиро-ванной величине интенсивности этого фактора.

Таким образом, главное внимание при определении экологического риска должно быть направлено на анализ соотношения вредных экологических последствий, закан-чивающихся смертельными исходами, и количественной оценки как вредного суммарного экологического воздей-ствия, так и его компонентов.

Общественная приемлемость экологического риска, связанного с различными видами деятельности, определя-ется экономическими, социальными и психологическими факторами.

§3. Управление риском. Снижение последствий чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с концепцией безопасности на-селения и окружающей среды практическая деятельность управления риском должна быть построена таким обра-зом, чтобы общество в целом получало наиболее доступ-ную сумму благ, и эти блага распределялись равномерно среди его членов.

В принципах управления риском заложены стратегические и тактические цели. В стратегических целях выражено стремле-ние к достижению максимально возможного уровня бла-госостояния общества в целом, а в тактических -- стремле-ние к увеличению безопасности населения, продолжи-тельности жизни. В них оговариваются как интересы групп населения, так и каждой личности в защите от чрез-мерного риска.

Важнейшим принципом является положение о том, что в управление риском должен быть включен весь со-вокупный спектр существующих в обществе опасностей, и общий риск от них для любого человека и для общества в целом не может превышать “приемлемый” для него уровень.

И, наконец, политика в области управления риском должна строиться в рамках строгих ограничений на воз-действие на природные экосистемы, состоящих из требо-ваний о непревышении величин воздействий предельно допустимых экологических нагрузок на экосистемы.

Внешне неожиданную, внезапно возникающую обста-новку, характеризующуюся неопределенностью, острой конфликтностью, стрессовым состоянием населения, значительным социально-экономическим и экологическим ущербом можно определить как чрезвычайную ситуацию. Риск для людей выражается двумя категориями: индивидуальный риск, определяемый как вероятность того, что человек испытывает определенное воздействие в ходе своей деятельности; социальный риск, определяемый как соотношение ме-жду числом людей, погибших от одной аварии, и вероят-ностью этой аварии.

Сегодня оценка риска является единствен-ным аналитическим инструментом, позво-ляющим определить факторы риска для здоровья челове-ка, их соотношение и на этой базе очертить приоритеты деятельности по минимизации риска.

Оценка риска -- это анализ происхождения (возникно-вения) и масштабы риска в конкретной ситуации.

Управление риском -- анализ рисковой ситуации, раз-работка и обоснование управленческого решения нередко в форме правового акта, направленного на минимизацию риска.

Порядок оценки и управления риском следующий.

Первый элемент -- выявление опасности, установление источников и факторов риска, а также объектов их потен-циального воздействия, основные формы такого взаимо-действия.

Второй элемент оценки риска -- оценка подверженно-сти, т.е. реального воздействия, фактора риска на челове-ка и окружающую среду.

Третий элемент оценки риска связан с анализом воз-действия факторов риска на население и окружающую среду, определение устойчивости человека и экосистемы к воздействию определенного дестабилизирующего фак-тора.

Четвертый, заключительный элемент -- полная харак-теристика риска с использованием качественных и коли-чественных параметров.

Заключительная фаза модели оценки риска, характери-стика риска одновременно является первым звеном про-цедуры управления им. Основная цель управления риском состоит в определении путей уменьшения риска при за-данных ограничениях на ресурсы и время.

Модель управления риском состоит также из четырех частей и этапов.

Первый этап связан с характеристикой риска. На начальном этапе приводится сравнительная ха-рактеристика рисков с целью установления приоритетов.

На завершающей фазе оценки риска устанавливается сте-пень опасности (вредности).

Второй этап -- определение приемлемости риска. Риск сопоставляется с рядом социально-экономических факто-ров:

выгоды от того или иного вида хозяйственной деятельности;

потери, обусловленные использованием вида деятель-ности;

наличие и возможности регулирующих мер с целью уменьшения негативного влияния на среду и здоровье че-ловека.

Процесс сравнения опирается на метод “затраты -- вы-годы”.

В сопоставлении “нерисковых” факторов с “рисковы-ми” проявляется суть процесса управления риском. Возможны три варианта принимаемых решений: риск приемлем полностью; риск приемлем частично; риск неприемлем полностью.

В настоящее время уровень пренебрежимого предела риска обычно устанавливают как 1% от максимально до-пустимого.

В двух последних случаях необходимо установить про-порции контроля, что входит в задачу третьего этапа про-цедуры управления риском.

Третий этап -- определение пропорций контроля -- за-ключается в выборе одной из “типовых” мер, способст-вующей уменьшению (в первом и во втором случае) или устранению (в третьем случае) риска.

Четвертый этап -- принятие регулирующего решения -- определение нормативных актов (законов, постановле-ний, инструкций) и их положений, соответствующих реа-лизации той “типовой” меры, которая была установлена на предшествующей стадии. Данный элемент, завершая про-цесс управления риском, одновременно увязывает все его стадии, а также стадии оценки риска в единый процесс принятия решений, в единую концепцию риска. Примерная последовательность оценки риска: первичная идентификация опасности; описание источника опасности и связанного с ним ущерба; оценка риска в условиях нормальной работы; оценка риска по возможности гипотетических (момент вероятности) аварий на производстве, при хранении и транспортировке опасных веществ; спектр возможных сценариев развития аварии; статистические оценки и вероятностный анализ риска.

Внешне неожиданную, внезапно возникаю-щую обстановку, характеризующуюся неопределенно-стью, острой конфликтностью, стрессовым состоянием населения, значительным социально-экономическим и экологическим ущербом, называют чрезвычайной ситуа-цией (ЧС).

ЧС могут быть связаны со стихийными чрезвычайная бедствиями, с выбросом вредных веществ в окружающую среду, с возникновением пожаров, взрывов и т.д.

Статистика свидетельствует о том, что большая часть ЧС (свыше 70%) возникает в регионах с высокой концен-трацией предприятий угольной, нефтегазовой, химической промышленности. Достаточно сказать, что только в сфере энергетики добывается, хранится и перерабатывается око-ло 10 млрд.т условного топлива -- масса, способная гореть, взрываться, сравнимая с арсеналом ядерного оружия, на-копленного в мире за всю историю его существования.

Основными направлениями государственного регулирования в области снижения регулирование рисков и смягчения ЧС являются: правовое, экономическое и нормативно-методи-ческое. Государственное регулирование осуществляют органы представительной и исполнитель-ной власти через соответствующие органы управления территориальных и функциональных подсистем Россий-ской системы по предупреждению чрезвычайных ситуа-ций (PC ЧС) всех уровней: федерального, регионального, территориального и объектового.

Основные направления правового, экономического и нормативно-методического регулирования в области снижения рисков и смягчения последствий ЧС определяются задачами, возложенными на PC ЧС в соответствии с Федеральным законом “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного ха-рактера” (от 11 ноября 1994 г.).

Правовое регулирование в области снижения рисков и смягчения последствий ЧС обеспечивается созданием не-обходимой законодательной правовой базы Экологическое право России. Учебник. - М.: ИМП, 1997. - С. 122.

.

Экономическое регулирование обеспечивается нали-чием и совершенствованием действующего экономиче-ского механизма финансового обеспечения мероприятий по ликвидации ЧС.

К ним относятся бюджетные и внебюджетные источни-ки, формируемые за счет налогообложения, штрафных санкций и льгот, специализированных фондов и страхова-ния.

Нормативно-методическое регулирование обеспечива-ет создание необходимой и достаточной нормативно-тех-нической и нормативно-методической базы, составляю-щей единую информационную и методическую основу ре-шения задач.

Основными задачами регулирования по регулирования снижению рисков и смягчению последст-вий ЧС являются:

регулирование прогнозирования ЧС; регулирование профилактики возникновения аварий, катастроф, стихийных бедствий;

регулирование организации действий в ЧС и деятель-ности по их смягчению;

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.