Рефераты. Компьютерная грамотность как условие становления социального работника






2.2 Организация и проведение исследования

Эксперимент проводился с конца 2008года до начала 2009года на базе ГОУ СПО «Тотемский педагогический колледж». В качестве экспериментальной группы определена группа социальных работников в количестве 10 человек по специальности 040101 Социальная работа (заочная форма обучения).

Этапы проведения исследования:

1. Проведение констатирующего эксперимента с целью выявления исходного уровня владения социальными работниками компьютерной грамотностью (конец 2008 - начало 2009 года).

2. Проведение формирующего эксперимента, где были включены разработанные теоретические и практические занятия (2 семинара и 2 практические работы).

3. Проведение контрольного среза.

4. Сравнение результатов на констатирующем и контрольном этапах.

На первом этапе эксперимента был выявлен уровень владения социальными работниками компьютерной грамотностью. Для этого социальным работникам было предложено ответить на вопросы разработанной нами анкеты (Приложения 6). Для оценки уровня владения социальными работниками компьютерной грамотностью мы использовали количество положительных ответов на предложенные вопросы (Таблица 1) следующим образом:

Таблица 1. Уровни владения социальными работниками компьютерной грамотностью

Уровень владения компьютерной

грамотностью

Количество положительных

ответов

очень низкий

менее 25 %

низкий

25% - 50%

средний

50% - 85%

высокий

85% - 100%

После проведения констатирующего эксперимента были получены результаты (Приложение 7) и определены следующие группы социальных работников по уровню владения компьютерной грамотностью: 2 социальных работника (20 % экспериментальной группы) обладают очень низким уровнем компьютерной грамотности, 7 социальных работника (70 % экспериментальной группы) имеют низкий уровень компьютерной грамотности и 1 социальный работник (10 % экспериментальной группы) обладает средним уровнем компьютерной грамотности. Социальных работников, владеющих компьютерной грамотностью на высоком уровне, в экспериментальной группе не было выявлено (Таблица 2, Диаграмма 1).

Таблица 2. Группы социальных работников, определённые по уровню владения компьютерной грамотностью (конец 2008 года)

уровень владения социальными работниками компьютерной грамотностью

очень низкий

низкий

средний

высокий

Экспериментальная группа

2

7

1

--

Диаграмма 1. Группы социальных работников, определённые по уровню владения компьютерной грамотностью (конец 2008года)

Анализируя полученные результаты, нами были сделан вывод, что исходный уровень владения социальными работниками компьютерной грамотностью наиболее близок к низкому уровню.

На формирующем этапе эксперимента были включены разработанные теоретические и практические занятия, направленные на овладение социальными работниками компьютерной грамотностью.

При проведении контрольного среза (начало 2009 года) социальным работникам предлагалось ответить на вопросы ранее разработанной анкеты (Приложение 6).

После проведения контрольного среза были получены результаты (Приложение 7) и определены следующие группы социальных работников по уровню владения компьютерной грамотностью: 10 социальных работников (100 % экспериментальной группы) владеют высоким уровнем компьютерной грамотности (Таблица 3, Диаграмма 2).

Таблица 3. Группы социальных работников, определённые по уровню владения компьютерной грамотностью (начало 2009 года)

уровень владения социальными работниками компьютерной грамотностью

очень низкий

низкий

средний

высокий

Экспериментальная группа

--

--

--

10 чел.

Диаграмма 2. Группы социальных работников, определённые по уровню владения компьютерной грамотностью (начало 2009 года)

Таким образом, после проведения констатирующего, формирующего экспериментов и контрольного среза можно заметить положительную динамику в развитии компьютерной грамотности социальных работников.

2.3 Обработка и анализ результатов

Сравнивая результаты на констатирующем и контрольном этапах (начало 2009 года), нами был получен следующий результат (Диаграмма 3).

Диаграмма 3. Результаты на констатирующем и контрольном этапах

(начало 2009 года)

Анализируя результаты данного эксперимента, можно сказать, что после применения теоретических и практических занятий уровень владения социальными работниками компьютерной грамотностью повысился. Наблюдается положительная динамика овладения социальными работниками компьютерной грамотностью на различных уровнях: количество социальных работников, обладающих очень низким и низким уровнями компьютерной грамотности, снизилось (было 2 социальных работника с очень низким уровнем компьютерной грамотности: Чернышева Е., Рычкова Г.; 7 с низким уровнем компьютерной грамотности: Смирнова В., Ивановская Н., Шемякина Э., Чащина О.. ,Воронина М., Попова С., Коротина Т.; и 1 со средним уровнем компьютерной грамотности, все они повысили свой уровень компьютерной грамотности до высокого уровня).

Таким образом, проведение формирующего эксперимента с использованием комплекса разработанных теоретических и практических заданий повлияло на развитие компьютерной грамотности социальных работников.

Заключение

Процесс формирования компьютерной грамотности направлен на формирование информационной культуры - необходимой составляющей базовых компетенций современного человека. В связи с этим формирование компьютерной грамотности представляет интерес и является целью данной работы.

В работе раскрыта сущность понятия «компьютерная грамотность», выявлена значимость владения компьютерной грамотностью. В результате анализа литературы мы пришли к следующим теоретическим выводам:

- одной из составляющих компьютерной грамотности является освоение теории и практики в совокупности;

- при выявлении уровня компьютерной грамотности необходимо учитывать особенности пользователя компьютера, в нашем случае - социальных работников;

- в качестве оценки уровня владения социальными работниками компьютерной грамотностью могут выступать количество положительных ответов на предложенные вопросы анкеты;

- в качестве условий, способствующих развитию компьютерной грамотности социальных работников, выступают следующие условия:

· наличие кадров, владеющих компьютерной грамотностью на высоком уровне;

· наличие необходимой материальной базы (наличие необходимого ПО, свободный выход в Интернет и т.д.);

Для практического подтверждения теоретических выводов мы провели эксперимент, подтверждающий влияние комплекса разработанных теоретических и практических занятий на овладение социальными работниками компьютерной грамотностью.

Оценивая трудности в процессе овладения социальными работниками компьютерной грамотностью, следует учесть их при разработке дополнений в методические рекомендации в связи с тем, что уровень требований к уровню компьютерной грамотности не является неизменным.

.

Литература

1. Бочкин А.И. Методика преподавания информатики: Учеб. пособие. - Минск: Вышэйш. шк., 1998.

2. Информатика 7-9 класс. Базовый курс. Теория/Под ред. Н.В.Макаровой. - СПб.: Питер, 2003.

3. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10 - 11 классов / Н. Д. Угринович. - 3 - е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

4. Информационные технологии: Учебник для сред. проф. образования / Г. С. Гохберг, А. В. Зафиевский, А. А. Короткин. -- М.: Издательский центр «Академия», 2004.

5. Лапчик М. П. и др. Методика преподавания информатики: Учебное пособие по информатике для студентов пед. вузов. - М.:Издательский центр «Академия»,2001

6. Компьютерные технологии обработки информации: Учеб. Пособие /Под ред. С. В.Назарова. М.: Финансы статистика, 1995-

7. Информатика 5-6 кл. Начальный курс.;Учебник 2-е изд./под ред.Н.В. Макаровой изд. Питер:2003

8. А.Моль. Теория информации и эстетическое восприятие. М.,1966

9. А.Петрович. Поговорим о информации. М., 2003

10. Е.В.Михеева. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности. Москва. Издательский центр «Академия».2007

11. Е.В Михеева. Информационные технологии в профессиональной деятельности. Москва. Издательский центр «Академия». 2006

12. Н Угринович. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10- 11 классов. -4е издание - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. - 511 с.: ил.

13. Хребтов В.А. Информатика для младших школьников. - СПб.: Издательский дом «Литература»,2006.-64

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.