Рефераты. Компьютерная грамотность как условие становления социального работника






Компьютеры используются правоохранительными органами не только в информационных сетях ЭВМ, но и в процессе розыскной работы. Например, в лабораториях криминалистов компьютеры помогаю проводить анализ веществ, обнаруженных на месте преступления. Заключения компьютера-эксперта часто оказываются решающими в доказательствах по рассматриваемому делу.

Компьютеры часто применяются и для составления «географии» преступлений. Данные о совершённых преступлениях в разных регионах страны вводятся в компьютер, который отмечает не географической карте пункты, где были совершены преступления. На основе таких данных правоохранительные органы принимают меры по предупреждению преступлений в районах, прилегающих к отмеченным пунктам.

Компьютеры в искусстве.

Несколько десятилетий назад компьютерами пользовались только учёные и математики. Сегодня же вычислительная техника стала достоянием писателей, художников, музыкантов и представителей других профессий мира искусств. Компьютер-творец помогает писать книги, рисовать, сочинять песни, создавать специальные эффекты в научно-фантастических фильмах.

Не так давно два популярных писателя США - Стивен Кинг и Петер Штрауб - решили объединиться и вместе написать рассказ. Единственной проблемой, мешавшей им осуществить это решение, было то, что они жили в разных штатах - Мэн и Коннектикут. Что же они сделали? Они стали работать вместе с помощью электроники, которая соединила их процессоры через модемы и телефонные линии. Объединение творческих усилий авторов окончилось успешно, их рассказ «Талисман» был опубликован в 1985 году.

В последнее время всё больше и больше профессиональных писателей применяют текстовые процессоры для повышения качества и ускорения своей работы. Но не только новеллисты, подобные Кингу и Штраубу, но и журналисты, авторы технических текстов, сценаристы, авторы учебников (в том числе и авторы настоящей книги), а также многие другие используют компьютеры при работе с текстами. Текстовый процессор значительно облегчает редактирование и сверку текстов. Кроме того, он освобождает от необходимости перепечатки текстов и тем самым экономит время. Наконец, применение специальных программ помогает выявлять и устранять орфографические ошибки и синтаксические ошибки.

Писатели, имеющие микрокомпьютеры, точно так же, могут соединяться с соответствующими банками данных. Конечно, это дополнительно экономит время, когда в процессе работы нужно провести какое-то исследование. Микрокомпьютеры писателей хранят их записи, освобождают от ведения бумажных дел, высылают счета на оплату принятых к публикации произведений.

В руках художника компьютер становится инструментом для рисования. Иллюстраторы, дизайнеры, карикатуристы, кинематографисты считают, что вычислительная техника предоставляем им новые возможности в их творческой деятельности. С помощью таких средств, как графопостроитель, графический планшет, световое перо, художники создают многоцветные рисунки, графики, географические карты и диаграммы.

1.3 Компьютерная грамотность и информационная культура

Примечательно, что всего лишь один год, прошедший со времени публикации первой программы курса ОИВТ, показал, что цели преподавания информатики не могут жестоко ограничиваться рамками компьютерной грамотности и что уже в ближайшей перспективе потребуется развитие и расширение самих целей. На ряду с уже известным понятием «компьютерная грамотность» в новой программе впервые на нормативном уровне появляется новое понятие «информационная культура». Согласно пояснительной записке проектируемый обновленный курс ОИВТ «…должен формировать у учащихся:

1. навыки грамотной постановки задач, возникающих в практической деятельности, для их решения с помощью ЭВМ;

2. навыки формализованного описания поставленных задач, элементарные знания о методах математического моделирования и умение строить простые математические модели поставленных задач;

3. знания основных алгоритмических структур и умение применять эти знания для построения алгоритмов решения задач по их математическим моделям;

4. понимание устройства и функционирования ЭВМ и элементарные навыки составления программ для ЭВМ по построенному алгоритму на одном из языков программирования высокого уровня;

5. навыки квалификационного использования основных типов современных информационных систем для решения с их помощью практических задач и понимание основных принципов;

6. умение грамотно интерпретировать результаты решения практических задач с помощью ЭВМ и применять эти результаты в практической деятельности;

эти требования, взятые в их минимальном объеме, составляют задачу достижения первого уровня компьютерной грамотности, взятые в максимальном объеме - воспитание информационной культуры».

Укажем на еще одно примечательное( хотя и носящее как бы редакционный характер) расширение целей в новой программе: компонент компьютерной грамотности, отождествляемый в прежней редакции с развитием упрощенных навыков «общения» с ЭВМ, в новой системе целей связывается уже с навыками «квалифицированного использования основных типов современных информационных систем» и «понимание основных принципов, лежащих в основе функционирования этих систем ».

Очевидно, что в данном случае мы имеем дело с фактом стабилизации линии информационных технологий как перспективной содержательно - методической линии.

Информатизация как глобальное явление затрагивает все сферы человеческой жизни и общества, поэтому и возникла необходимость рассмотрения особенностей развития общества в период активного становления информационного общества. Очень часто смешивают понятия «компьютеризация» и «информатизации».

Компьютеризация - широкое внедрение компьютеров в различные сферы человеческой деятельности [13].

Следовательно, компьютеризация» означает техническое оснащение, а понятие «информатизации» - явление социальное.

Информатизация есть период развития человеческой цивилизации, характеризующийся изменениями в производственной сфере, увеличением доли информационной составляющей и охватывающий, период примерно с 50-х годов XX столетия и по настоящее время.

Если сузить понятие, то информатизация звучит как совокупность взаимосвязанных политических, социально-экономических и технологических факторов, которые обеспечивают свободный доступ членам общества к любым источникам информации, кроме ограниченного количества законодательно закрытых блоков информации.

Информатизация рассматривается и как процесс, и как явление, влияющие на становление информационной цивилизации.

Информационное общество - историческая фаза развития цивилизации, в которой главным продуктом производства являются информация и знания, а большая часть населения занята получением, хранением, передачей и обработкой информации.

Отличительными чертами информационного общества являются:

- доступность информации для всех его членов;

- способность общества производить необходимую для его жизнедеятельности информацию;

- возможность обеспечения свободного доступа к необходимой информации и средствами защиты информации на основе высокой информационной культуры и использования информационных и коммуникационных технологий.

Компьютерная грамотность является элементом информационной культуры.

Наряду с понятием «компьютерная грамотность» часто стало фигурировать новое понятие «информационная культура», что означает умение находить и воспринимать информацию, применяя компьютерные технологии, создавать объекты и устанавливать связи в гиперсреде, включающей в себя все типы и носители информации; конструировать объекты и действия в реальном мире и его моделях с помощью компьютера.

Под информационной культурой мы будем понимать совокупность следующих способностей, умений, поведенческих и психологических характеристик:

- коммуникативные умения;

- способность эффективного осуществления наблюдения, сравнения, анализа, синтеза;

- умение представлять информацию в различных видах и формах;

- умение составлять информационные модели объектов окружающей действительности;

- умение строить схемы и модели;

- наличие эмоционально-волевой сферы;

- владение методами информатики, к которым, прежде всего, относятся формализация и моделирование;

- владение знаниями о современных информационных и компьютерных технологиях, информационных системах, о процессах управления и познания, о различных видах деятельности человека в информационном обществе и главное - владение учебными навыками.

В понятии «коммуникация» отражен смысловой аспект социального взаимодействия. Действия, сознательно ориентированные на их смысловое восприятие другими людьми, иногда называют коммуникативными действиями. В коммуникации реализуются управленческие, информативные, эмотивные и некоторые другие функции.

Владение компьютерной грамотностью является сегодня одним из требований к выпускнику, и перед преподавателем информатики стоит задача выработать определенные качества, необходимые человеку, который будет учиться, работать в информационном обществе, и дать знания, необходимые для использования ЭВМ в той или иной профессиональной области.

Раскрыв содержание понятия «компьютерная грамотность» и выявив значимость владения компьютерной грамотностью, мы пришли к выводу о том, что знание компьютера является одним из условий формирования компьютерной грамотности.

Глава 2 Компьютерная грамотность как условие становления социального работника

2.1 Планирование процесса формирования компьютерной грамотности у социальных работников

Для практического подтверждения теоретических выводов спроецировано проведение эксперимента, целью которого являлось установление влияния комплекса разработанных теоретических и практических занятий на овладение социальными работниками компьютерной грамотностью. Некоторые из них представлены в приложениях (Приложение 2,3,4,5).

Комплекс содержит теоретические и практические занятия по следующим разделам: информация и информационные процессы, компьютер, информационные технологии.

Для выявления уровня компьютерной грамотности социальных работников нами была разработана анкета (Приложение 6). Проведение анкетирования до и после использования комплекса разработанных теоретических и практических занятий позволит определить динамику уровня компьютерной грамотности социальных работников.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.