Рефераты. Классики зарубежной социологии: Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, Г. Зиммель, М. Вебер






Вебер признан одним из основоположников социологии религии и изучения воздействия религиозных идей на общественную жизнь и хозяйственную деятельность.

В теории социального познания он придавал большое значение единству принципа причинности и теории понимания. Задача социологии, по Веберу, дать понимание, интерпретацию субъективных мотивов индивидуального действия. Эта интерпретация должна быть проверена эмпирически и сама является частью причинного объяснения индивидуального события. "Социологическое объяснение ставит своей целью именно рациональное толкование." ( л.2 с.496)

Вебер дает типологию индивидуальных социальных действий по степени их осмысленности. "Действие, особенно социальное, очень редко ориентировано только на тот или иной тип рациональности, и самая эта классификация, конечно, не исчерпывает типы ориентаций действия."(л.2 с.630)

В факте возникновения современного общества, по мнению Вебера , не следует усматривать результат действия какой-то объективной закономерности. Оно сформировалось как сложносоставная производная, в образовании которой принимали участие самые разнообразные силы, факторы разных порядков и различного происхождения.

По Веберу, главная цель социологии - сделать максимально понятным то, что не было таковым в самой реальности, выявить смысл того, что было пережито, даже если этот смысл самими людьми не был осознан. "Научное рассмотрение оценочных суждений состоит не только в том, чтобы способствовать пониманию и переживанию поставленных целей и лежащих в их основе идеалов, но и в том, чтобы научить критически судить о них".(л.2 с.349)

Его определение предмета социологии тесно связано с его пониманием социального поведения : социальное поведение существует лишь в том случае, если присутствует взаимная психологическая связь между человеческими поступками, то есть если один из действующих индивидов понимает "субъективный смысл" поступка другого действующего индивида и строит свое поведение на основе такого знания.

Исходя из такого понимания взаимосвязи человеческих действий, без которой они не являются социальными по своему характеру, Вебер определяет предмет социологии, как науку, которая интерпретируя, стремится понять социальное действие и тем самым объяснить его ход и результаты с точки зрения причинности, понимая под действием человеческое поведение, а под социальным действием такое действие, которое по своему смыслу связано с поведением других людей и направлено на них.

Согласно понимающей теории М.Вебера, цель научного исследования общественных явлений состоит в их понимании.

Задачей общественных наук является понимание, и их основной метод состоит не в объяснении, а в интерпретации и толковании смысла социального действия.

"Социальная наука - наука о действительности. Мы стремимся понять окружающую нас действительную жизнь в её своеобразии - взаимосвязь и культурную значимость отдельных её явлений в их нынешнем облике, а также причины того, что они исторически сложились именно так, а не иначе." ( л.2 с.369)

Определяя сущность социального явления, Вебер исходил из индивидуального сознания, и подчеркивал, что в качестве социального явления выступает не всякое поведение индивида, но лишь такое, которое имеет внутреннее значение для поступающего определенным образом и которое ориентировано на поведение другого индивида. Он считал, что важнейшей задачей социологии является понимание значения мотивов, ведущих к определенному поведению. Поэтому, общественные науки должны не только исследовать причинные связи между явлениями, но и понимать эти явления.

5.1 Понимающая социология М.Вебера

Понятие рациональности играет решающую роль и в социальной философии и в социологии Вебера.

По мере углубления процесса рационализации происходит разрушение религиозной картины мира, что угрожает его существованию. Возрастает роль науки как содержательной предпосылки, задающей направлении рационализации в мире. Выражением нового типа отношения к миру оказывается этика ответственности, вступающая в очень сложные отношения с этикой убеждения. "Эмпирическая наука никого не может научить тому, что он должен делать, она указывает только на то, что он может, а при известных обстоятельствах на то, что он хочет совершить." (л.2 с.350)

Рациональность оказывается закономерностью, пробивающей себе дорогу вопреки воле и желанию людей, которых она грозит полностью лишить индивидуальной свободы.

Понятие социального действия принадлежит к числу отправных содержательно-теоретических понятий социологии Вебера. Социальное действие - это простейшая единица социального поведения. Под социальным действием Вебер понимает действие индивида, сознательно ориентированное на прошедшее, настоящее или будущее поведение других людей. "Социальное действие может быть ориентировано на прошедшее, настоящее или ожидаемое в будущем поведение других."(л.2 с.625)

Социальным действие становится при наличии двух условий :

1). если это сознательное действие, обладающее той или иной степенью рациональной осмысленности;

2). если оно ориентировано на фактическое или возможное поведение других людей.

Действие, ориентированное на предполагаемые индивидом ожидания хотя бы в минимальной степени и не характеризующиеся определенной мерой осознанности этой ориентации, не является социальным.

Вебер выделял четыре типа социального действия :

1). целерациональное действие - действие, характеризующееся ясностью и однозначностью осознания действующим субъектом своей цели, рационально соотнесенной с осмысленными средствами, обеспечивающими ее достижение. Оно представляет собой мысленную конструкцию, построенную на основе сочетания ряда специфических характеристик, отвлеченных от реального человеческого поведения.

В качестве социального действия, данное действие предполагает рациональный расчет действующего субъекта на соответствующую реакцию окружающих людей и использование их поведения для достижения поставленной им цели.

2). ценностно-рациональное действие - действие, основанное на вере в безусловную ценность поведения, взятого в своей ценностной определенности как нечто самодостаточное и независимое от его возможных результатов.

Смысл такого действия заключается в собственном определенном характере, которым утверждается абсолютность соответствующей ценности.

Ценностно-рациональное действие всегда обусловлено определенными заповедями и требованиями, в подчинении которым действующий индивид видит свой долг.

3). традиционное действие - действие, основанное на привычке к определенным действиям, получающим почти автоматический характер и минимально опосредованным осмысленным целепологанием. Значимость этого типа социального поведения связана с тем, что к нему близка большая часть обычного повседневного поведения людей, в котором большую роль играет привычка.

4). аффективное действие - действие, определяющей характеристикой которого является эмоциональное состояние действующего субъекта. Это действие имеет свой смысл в определенности поведения, его характера, одушевляющей его страсти. Главное в нем - стремление к немедленному удовлетворению страсти, владеющей индивидом. Такое поведение находится на границе осмысленного и сознательно ориентированного человеческого действия.

6. Заключение

Г.Спенсер стремился применить в своих исследованиях эмпирический подход, понимая его как необходимость включения в социологическую теорию "эмпирических данных" - исторических, этнографических и других факторов.

По его мнению, жизненный процесс представляет собой всего лишь особый вид проявления закона сохранения энергии, которая в своем движении меняет формы, являясь при этом постоянной. Человеческое общество является постоянным и лишь переходит из одной формы в другую. Как и организм, общество растет, становясь все более гетерогенным, путем дифференциации органов и функций, вследствие чего возрастает взаимозависимость членов общества.

Общество как организм состоит из клеток - индивидов. В обществе между отдельными его органами - индивидами существует разделение труда, подобное тому, которое присуще органам живого существа.

Спенсер увидел сходство между природой и обществом, но не увидел различия. Он не заметил, что общество представляет собой особую область действительности, в которой господствуют особые законы развития, и именно поэтому оно не может отождествляться с организмом.

Общество по существу тем и отличается от природы, что биологическую борьбу за существование, присущую животным, превращает в социальное существование посредством производства. Ведущаяся в обществе борьба является социально, а не биологически обусловленной.

Концепция Спенсера возникла под влиянием нерешенности в науке вопроса об отношении природы и общества.

Э.Дюркгейм стремился рассматривать общество как нечто большее, чем просто совокупность индивидов и их взаимосвязь. Социальные явления существуют как вещи, как особые установления. Индивид находит их в обществе готовыми, и они осуществляют на него такое давление и так, что он должен им подчиниться. Социальное, превосходит индивидуальное, как целое превосходит часть, и поэтому общественное сознание представляет индивидуальность нового вида. Коллективное сознание отделено от индивидуального, и его составляют коллективные представления, коллективный способ мышления и поведения. Люди же их распознают, поскольку они существуют как нечто внешнее. Коллективные представления предшествуют индивиду, существуют независимо от индивидов и становятся обязательными для них.

Дюркгейм считал общество особой областью действительности, имеющую свои особые законы, и что социальные явления объективны и независимы от сознания индивидов.

Подход Г.Зиммеля к определению предмета социологии потерял свою актуальность вследствие очевидной невозможности отделить форму от содержания.

С точки зрения Зиммеля, предмет общей социологии может быть определен в том случае, если отвлечь социологию от содержания общественных явлений и нацелить на изучение их форм, поскольку содержание и форму можно разделить. Общая социология должна изучать, по его мнению, лишь формы общественной жизни, а их содержание должны изучать специальные общественные науки. Он подчеркивал необходимость для социологии изучать не содержание общественных явлений, но их форму.

Теория Зиммеля имеет значение главным образом для более точного определения предмета социологии, а не для объяснения социальных явлений, так как знание, полученное путем изучения лишь форм общественной жизни, более или менее очищенных от всякого содержания, путем рассмотрения этих форм с вневременных и внеисторических позиций, как чистых форм, могло быть использовано для классификации отдельных общественных явлений, ноне для их причинного объяснения.

М.Вебер видел различия между природными и общественными явлениями, и, как следствие, различие методов естественных и общественных наук. Если естественные науки могут открывать причинные связи между явлениями и тем объяснять отдельные события, то социология может понимать поведение индивидов, которые участвуют в некотором отношении. И если естественные науки занимаются фактами, то задачей общественных наук является понимание.

Такое понимание метода и задач общественных наук и метода социологии представляется неверным, поскольку понимание не может заменить объяснение явлений с точки зрения причинности, а такое объяснение может быть достигнуто не путем сопоставления эмпирического с идеальным, но путем сопоставления эмпирического с эмпирическим.

Вебер, как и Зиммель, считал, что предметом исследования социолога может быть только индивид, поскольку именно он обладает сознанием, мотивацией своих действий и рациональным поведением. Они подчеркивали важность понимания социологом субъективного смысла, который вкладывается в действие самим действующим индивидом. По их мнению, наблюдая цепочку реальных действий людей, социолог должен сконструировать их объяснение на основе понимания внутренних мотивов этих действий. Здесь социологу поможет знание того, что в исходных ситуациях большинство людей поступает одинаковым образом, руководствуется аналогичными мотивами.

Рассмотрение этих четырех классиков социологии явилось для меня не только интересным, но и познавательным. Каждый из них по своему, непохоже и разносторонне повлиял на социологию своей теорией.

7. Список литературы

1. Батыгин Г.С., Подвойский Д.Г. "История социологии." Москва. "Новый учебник." 2004г.

2. Вебер М. "Избранные произведения." Москва. "Прогресс." 1990г.

3. Горелов А.А. "Социология". Москва. "Московский лицей." 2002г.

4. Девятко Н.Ф. "Социологические теории деятельности и практической рациональности." Москва. "Аванти Плюс." 2003г.

5. Дюркгейм Э. "Социология : ее предмет, метод." Москва. "Прогресс." 1995г.

6. Зиммель Г. "Избранное." Москва. "Юристь." 1996г.

7. "История теоретической социологии ." в 2-х томах. Москва. "Канон." 1997 - 1998гг.

8. Коллинз Г. "Синетическая философия Г.Спенсера." Киев. "Вист - С." 1997г.

9. Маркович Д.Ж. "Общая социология." Москва. "Владос." 1998г.

10. Осипов Г.В. "История социологии в Западной Европе и США." Москва. "Норма - Инфра - М." 1999г.

11. Самыгин С.И., Перов Г.О. "Социология." Ростов - на - Дону. "МарТ." 1999г.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.