Рефераты. Классики зарубежной социологии: Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, Г. Зиммель, М. Вебер






Классики зарубежной социологии: Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, Г. Зиммель, М. Вебер

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агенство по образованию

Тема : Классики зарубежной социологии : Г.Спенсер, Э.Дюркгейм, Г.Зиммель, М.Вебер

Санкт - Петербург

2007г.

Содержание

1. Введение

2. Г.Спенсер - английский философ и социолог

2.1 Эволюционная социология Г.Спенсера: первый опыт системного подхода

3. Э.Дюркгейм - французский социолог - позитивист

3.1 Социологический реализм Э.Дюркгейма

4. Г.Зиммель - немецкий философ - идеалист и социолог

4.1 Релятивистская социология Г.Зиммеля

5. М.Вебер - крупнейшая фигура в немецкой и мировой гуманитарно-социальной мысли

5.1 Понимающая социология М.Вебера

6. Заключение

7. Список литературы

1. Введение

Ситуация в науке, когда неудовлетворенность ученых - обществоведов возможностями философии привела к основанию новой социальной науки, имела широкий общественный контекст. Появление социологии было вызвано общественной потребностью понимания сущности и направлений крупномасштабных социальных перемен, происходящих в передовых странах.

В эту эпоху широкого интереса к социальному реформаторству, в котором многие общественные деятели стремились опереться на науку, изучающую функционирование и развитие общественного строя, в движении к индустриальному и гражданскому обществу - возникла такая социальная среда, в которой социальная наука обратилась к изучению конкретного человека и его повседневного поведения.

Формирующееся гражданское общество составило социальную основу возникновения социологии.

Вторая половина девятнадцатого века в интеллектуальной истории Запада - время увлечения успехами естествознания и расцвета позитивистско - натуралистического мировоззрения, под влиянием которого развивалась появившаяся новая наука. Широкое распространение получила эволюционная теория, опирающаяся на представление о единстве законов истории природы и человека, о единстве методов естественных и общественных наук.

Виднейшим представителем натуралистической ориентации в социологии был Г.Спенсер, чье учение получило название "социальный дарвинизм".

Эволюция для английского социолога - универсальный процесс, одинаково объясняющий все изменения как природной всеобщности, так и самых частных социальных и личностных феноменов. Он был сторонник организмического подхода к социальным фактам и рассматривал общество по аналогии с единым биологическим организмом.

Г.Спенсер оказался важным предшественником структурного функционализма и системного анализа, занявших первостепенное место в современной социологии.

Особый интерес представляют взгляды немецкого социолога Г.Зиммеля, считавшего, что социология должна конструироваться не традиционным путем выбора свободного другими социальными науками предмета, а как метод науки, не обладающей своим собственным содержанием. Он предложил новое социологическое видение, которое имеет своей задачей изучение закономерностей, недоступных другим социальным наукам.

Его концепция, с одной стороны, гарантирует четкость отделения социологии от других общественных наук, поскольку она изучает чистые формы социализации, с другой - позволяет провести границу между науками об обществе, в которых возможно применение социологического метода, и науками о природе.

Классиком социологической школы является французский ученый Э.Дюркгейм. К числу общих условий, необходимых для превращения социологии в самостоятельную науку, он относил наличие особого предмета, изучаемого исключительно данной наукой, и соответствующего метода исследования. Социология должна изучать, полагал он, социальную реальность, имеющую особые, только ей одной присущие качества. Элементами социологической реальности являются социальные факты, совокупность которых есть общество. Эти факты и составляют предмет социологии.

В концепции Дюркгейма социология занимает центральное место среди общественных наук. Ее задача - не только исследование социальных фактов. Социология вооружает все другие общественные науки методом и теорией.

Одним из самых влиятельных теоретиков социологии, оставивших выдающийся след в ее истории, является М.Вебер.Становление концепции исторической социологии, к которой немецкий социолог продвигался на протяжении всего своего творческого пути, было обусловлено довольно высоким уровнем развития современной ему исторической науки, накоплением ею большого количества эмпирических данных о социальных феноменах во многих обществах мира. Именно пристальный интерес к анализу этих данных помог Веберу определить свою основную задачу - сочетать общее и специфическое, выработать методологию и понятийный аппарат, с помощью которого можно было бы упорядочить хаотический разброс социальных фактов.

Труды Вебера представляют собой удивительный по широте охвата и смелости обобщений сплав исторических изысканий и социологической рефлексии.

2. Г.Спенсер - английский философ и социолог

Одним из родоначальников позитивизма является английский социолог и философ Г.Спенсер ( 1820 - 1903). Большую часть жизни Г.Спенсер провел как кабинетный ученый, пытаясь соединить эмпиризм с априоризмом, признавая самоочевидное физиологически закрепленным опытом бесчисленных поколений предков. По его мнению, что априорно для личности, то априорно для рода.

Г.Спенсер является основоположником органической школы в социологии. Данное им определение предмета социологии проистекало из его эволюционистских взглядов : он верил, что существует общий закон развития природы и человеческого общества, и что общественные явления можно в известной мере предвидеть. Образование, прогресс, структура и функции социальной группы как продукта взаимодействия людей, природе которых присущи свойства общие для всего человечества и особенности, свойственные определенной группе, и индивидуальные особенности - все это является предметом социологии, считал Спенсер.

Определяя социологию как науку, которая изучает социальные группы, он полагал, что социология при их изучении должна исходить из принципа, согласно которому отличительные особенности частей определяют свойства целого.

В соответствии с его концепцией, человеческое общество представляет собой сложный своеобразный организм, который возникает, развивается и прекращает существование согласно своим законам. Именно по этому, общество как организм есть нечто большее, нежели совокупность частей, органов, с их особыми свойствами и функциями.

Спенсер стремился объяснить общественную жизнь и развитие общества, указывая на сходство, существующее между человеческим обществом и биологическим организмом.

Философские взгляды Спенсера принадлежат традиции британского сенсуализма. Его методологические основания связаны с отрицанием спекулятивных, метафизических истин и аппеляцией к личному опыту. Вера в возможности научного знания сближает его концепцию с позитивизмом. Однако сам он отказывался считать себя позитивистом и называл свой методологический подход "преобразованным реализмом".

Прогресс рассматривается им в терминах структурного соответствия между организмом и средой. Отсюда и предположение о градациях жизненных форм : чем сложнее структура взаимодействия, тем выше уровень адаптации жизненной формы к среде. Взаимодействие между организмом и средой может быть непосредственным и опосредованным, отнесенным во времени и пространстве.

Он стремился применить в своих исследованиях эмпирический подход, понимая его как необходимость включения в социологическую теорию эмпирических данных - исторических, этнографических и других факторов.

Интеллектуальный облик Спенсера в полной мере реализовался в его характере и манере жизни. Он превратил свою жизнь в следование избранной им цели и сопротивлению внешним обстоятельствам.

Был популярен в конце XIX века. Его идеи воспринимались как провозвестие порядка в хаосе жизни.

2.1 Эволюционная социология Г.Спенсера : первый опыт системного подхода

Эволюционная социология создавалась Г.Спенсером для решения социальных проблем. Описание общих эволюционных законов движения от гомогенности к гетерогенности, от простых к сложным формам организации и к локальной специализации форм в неорганическом и органическом мирах, давало первые ориентированные характеристики самоподдерживающемуся и необратимому во времени процессу развития общественных форм как одного из типов открытых систем, взаимодействующих со сложной средой и включающих биологические организмы.

Спенсер выделял три фазы "большой эволюции" : неорганическую, органическую и недоорганическую, до неразличимости плавно переходящие друг в друга. Однако каждая фаза на определенной ступени зрелости приобретает новое качество сложности и не сводится к другой.

Социальная эволюция - часть недоорганической эволюции, которая подразумевает взаимодействие многих особей, скоординированную коллективную деятельность, по своим последствиям превышающую возможности любых индивидуальных действий.

Общие эволюционные принципы, примененные к наблюдаемым изменениям, открывают в них определенный порядок развития, порядок сосуществования и хронологической последовательности социальных явлений, и тем самым дают первые грубые ориентиры исторической социологии.

"Среда" у Спенсера - широкое понятие, включающее природные условия, преобразованный совместной деятельностью людей мир природы и социально-культурное окружение, состоящее из надличностных традиций, обычаев, привычек, обрядов, а также других социальных организмов, систем и организаций. Рост значения вторичных, социокультурных элементов среды тоже является одним из критериев прогрессивного хода эволюции.

Между обществами и биологическими организмами существуют различия: отсутствие у общества определенной чувственно-наглядной формы, значительная подвижность, пространственная незакрепленность его отдельных частей, ограниченность дифференциации функций в силу относительно равной способности людей чувствовать и сознавать; которые подчеркивают автономию отдельных людей и которой не обладают никакие части и органы биологического организма, с их четко определенными, неизменными функциями. И сходства : эволюционное значение для обоих роста массы и объема; общественное распределение труда, которое от части подобно специализации органических функций; в обоих случаях существует органическая взаимозависимость частей, когда ни одна из них не может нормально функционировать без функционирования остальных; для жизни как социального, так и биологического целого необходимо поддержание определенных функций.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.