Рефераты. Исследование основной проблемы человека в гендерной и феминистской философии






5. Феминистская критика антропологии

5.1 Критика эволюционных теорий в антропологии

Постепенно эволюционные теории стали все менее удовлетворять антропологов.

Ш Во-первых, они исходят из идеи истории как развития от первобытного состояния к индустриальному. Однако «так как все общества существуют в одном историческом потоке и имели равное количество времени для изменений, такой подход не логичен и неявно осуждает «менее развитых».

Ш Во-вторых, нет доказательств того, что развитие человечества и смена формаций шли именно в той последовательности, как принято представлять.

Ш В-третьих, кросс-культурные сравнения статуса женщин невозможны в принципе, т. к. предполагают наложение западной системы культурных координат на общества, построенные по абсолютно другим принципам, а потому не поддающиеся описанию в терминах западной науки.

Пока что мы только можем с некоторой степенью уверенности полагать, что во всех культурах женщины рожают, вскармливают грудью и занимаются воспитанием детей и что нам не известно ни одно общество, в котором женщины обладали бы властью над мужчинами в публичной сфере.

На основе этой аргументации феминистская критика признает, что критерии определения статуса женщин, которые использует в своей практике ООН - статистика по сравнительному потреблению и расходу калорий мужчинами и женщинами, насилию в отношении женщин и государственной политике по улучшению их положения - являются очень приблизительными и зависят от методов сбора данных и желания зачастую скрыть положение дел. Исследователи, работающие над тематикой «женщины и развитие», полагают, что политика, которую выстраивает на основании этих данных Всемирный банк и Международный валютный фонд, вызывает разрушение тех традиционных систем (землепользования, наследования, ирригации и т.п.), в которых женщины могут обладать властью, и формирует новую капиталистическую стратификацию, в которой они ее теряют.

5.2 Антиструктуралистская тенденция в антропологии и критика проблемы власти

Антиструктуралистская тенденция в антропологии связана с попытками рассказать культурную историю «снизу», дав слово ее ранее «немым» (для западного общества) участникам. Обретя голос, они порождают текст, и мир как текст становится основным объектом этнографического анализа. Но даже в этом случае устная история, научный доклад, история болезни, роман, поэма, газета, рекламное объявление, прогноз погоды и уголовный кодекс могут оставаться более или менее убедительной «литературой», а отношения между текстами повторять отношения власти - подчинения между теми, кто их порождает. Как можно представить после Фуко, «канонические» тексты западной цивилизации признаны таковыми теми, кто определял, что такое канон и посредством власти сделал эти каноны «всемирными».

Критика науки и кризис эпистемологии (теории познания) в значительной мере питаются размышлениями о феноменологии производства антропологического знания в контексте проблемы власти, то есть ситуации взаимодействия господина и вассала. Исследователь-этнограф, пытаясь представить скрупулезную картину жизни далекого племени, создает убедительную для западной аудитории «литературу» на тему о культурных различиях. Сюда можно отнести раскрутку популярной в последние годы темы траффика - вывоза женщин для секс-торговли, где конструируется образ Центральной и Восточной Европы как третьего мира, куда части западных политиков удобно ее отнести в контексте глобального дискурса о власти.

Заслуга феминистской и антирасистской волны заключается в расширении канона, в легитимизации текстов, созданных «другими», а также в изменении представлений о том, кто является производителем «знания».

6. По дороге к гендерному равенству: краткая хронология женского движения

1405 Франция

Кристина Пизанская публикует «Книгу о граде женском», в которой представила женщин, достойных восхищения из-за своих добродетельных черт и вклада в развитие человеческой культуры. Она сделала предположение, что в результате хорошего образования женщины могли бы стать равными мужчинам.

1442 Франция

Мартин ле Франк в книге «Защитник дам» резюмирует известные аргументы за и против женщин и становится на сторону защитников женского пола.

1529 Германия

Издана книга немецкого медика и просветителя Генриха Корнелия Агриппы «Величие и превосходство женщин», содержащая высказывания и рассуждения мужчин-философов, историков и поэтов в пользу женщин. Автор провозглашает превосходство женского пола над мужским.

1553 Франция

Гильом Постель присоединяется к спору о женщинах, публикуя трактат, содержащий мистическое прославление женщин.

1559 Франция

Маргарита Наваррская, наиболее известная писательница эпохи Ренессанса, публикует «Гептамерон», в котором защищает женщин от продолжающихся мизогинистских атак со стороны авторов-мужчин.

1563 Англия

Принят Устав ремесленников, по которому уровень оплаты труда женщин должен достигать одной трети или половины оплаты труда мужчин. При этом оба пола работают одинаковое количество часов и выполняют одинаковую работу.

1578 Россия

В Москве выходит в свет и широко распространяется свод житейских правил и наставлений - «Домострой» (предполагаемый автор - священник Сильвестр). Особое внимание в нем обращается на поведение женщины, которая должна быть всегда послушна воле мужа.

1605 Франция

Маркиза Рамбуйе Катрин де Вивонн организует в Париже первый салон, тем самым создает традицию регулярных собраний общественности под руководством образованных женщин с целью борьбы за цивилизованные манеры общения, развития литературного вкуса, языка. Салоны на протяжении последующих двух веков были женским институтом цивильности в Европе, центрами формирования общественного мнения по вопросам искусства, политики, науки.

1622 Франция

Писательница и редактор посмертных изданий Монтеня Мари де Гурне публикует книгу «Равноправие мужчин и женщин», в которой критикует лицемерие общества по отношению к женщинам и идею женской подчиненности «от природы». В 1626 г. выходит в свет другая ее книга - «Жалобы женщин» также с аргументами против превосходства одного пола над другим.

1632 Англия

Издан юридический справочник по правам женщин. В нем помимо прочего сообщается, что за мужем сохраняется право бить жену и это право неоспоримо.

1673 Франция

Пулен де ля Барр в книге «О равенстве обоих полов», применяя картезианский и предсоциологический методы, выступает против идеи естественного превосходства мужчин и указывает на культурные условия как основную причину половых различий.

1700 Англия

Опубликован памфлет Мэри Астелл - «Размышление о браке», в котором брак обозначается как «освященная зависимость женщины».

1738 Италия

Ученая - математик Мария Агнези публикует книгу «Вопросы философии» - 19 очерков по философии, механике, логике, ньютоновской теории гравитации. Отдельный раздел книги посвящен вопросу женского образования.

1783 Россия

Екатерина II назначает директором Петербургской Академии наук княгиню Екатерину Романовну Дашкову. Впервые в России женщина вступает на ответственный государственный пост.

1793 Франция

Конвент декларирует о том, что женщины наряду с детьми, сумасшедшими и преступниками не считаются гражданами республики. В октябре издается декрет о закрытии всех женских политических клубов.

1795 Франция

Согласно декрету правительства всем женщинам надлежит вернуться домой, запрещается впредь посещать политические собрания и не разрешается собираться на улице более чем пяти женщинам.

1804 Франция

Кодекс Наполеона резко ограничивает женщин в правах, предоставляя абсолютную власть мужьям и отцам.

1808 Франция

Теоретик социализма Шарль Фурье в книге «Теория четырех движений» заявляет, что о социальном прогрессе нужно судить по степени свободы женщины.

1832 Франция

Жорж Санд публикует романы «Индиана» и «Валентина» с резкой критикой буржуазного брака, унижающего женщину.

1839 Великобритания

Парламент пропускает Акт об опеке над детьми - первый закон в пользу прав женщин, когда-либо рассматриваемый в Палате общин. Матери разрешается опека над своим ребенком в возрасте до семи лет; в случае обвинения в адюльтере она лишается этого права.

1839 США

Миссисипи стал первым штатом, где был принят закон о собственности замужней женщины. Впервые в истории США женщина получает право на владение собственностью, включая свой заработок.

1857 Дания

Женщинам предоставляется право заниматься ремеслами, трудиться в торговле, а также работать в некоторых других близких к ним отраслях.

1862 США

Под председательством Анны Павловны Философовой начала действовать женская трудовая ассоциация Общество женского труда».

1863 Норвегия

Незамужние женщины больше не приравниваются законом к несовершеннолетним.

1863 Финляндия

Женщины в сельских районах могут голосовать на выборах в местные органы власти.

1865 Германия

В Лейпциге создана Всеобщая ассоциация немецких женщин с целью борьбы за право на труд и образование.

1866 США

В Нью-Йорке создается Ассоциация за равные права женщин.

1867 Новая Зеландия

Женщинам-налогоплательщицам разрешено голосовать на местных выборах.

1868 Великобритания

В октябре открывается первый конгресс Национального общества суфражисток.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.