Главная:
Рефераты
Главная
Инвестиции
Международное публичное право
Схемотехника
Философия
АХД экпред финансы предприятий
Геодезия
Логистика
Режущий инструмент
Реклама и PR
Ресторанно-гостиничный бизнес бытовое обслуживан
ТГП
ТММ
Транспорт грузоперевозки
Безопасность жизнедеятельности
Гражданское процессуальное право
Конституционное право России
Прокурорский надзор
Таможенное право
Экологическое право
психология педагогика
Геология
Зоология
Криптология
Полиграфия
Журналистика издательское дело и СМИ
Медицина
Сельское лесное хозяйство и землепользование
Социология и обществознание
Экология и охрана природы
История экономики эк-ских учений
Качество упр-е качеством
Коммерческое дело торговля
Конституционное право
Криминалистика
Криминология
Планирование прогнозирование
Политология
Правоохранительные органы
Предпринимательство
Менеджмент
Метрология
Микроэкономика
Мировая экономика МЭО
Язык программирования СИ
Карта сайта
...
Рефераты. Гендерный подход к социальной работе
Социальным работникам важно признать, что в социальной службе есть своя внутренняя иерархия, причем власть распределена неравномерно не только между начальниками и подчиненными, но и между специалистами и клиентами. Неравные отношения препятствуют установлению доверительных отношений, проявлению эмпатии, не позволяют добиться позитивных изменений в трудной жизненной ситуации. Если социальный работник сможет увидеть этот дисбаланс властных отношений, то реальным будет и предпринять усилия по установлению партнерских отношений с клиентами. Модель таких отношений представлена в различных формах групповой работы, где устанавливаются партнерские, равноправные отношения между клиентами и социальными работниками.
Современным профессионалам в области социальной работы свойственно стремление рефлексировать, то есть подвергать осмыслению собственную деятельность, ее результаты, способы, которыми удалось достигнуть поставленной цели. Для гендерно чувствительной практики характерно подобное рефлексивное отношение к повседневной работе, ведь это ведет к профессиональному развитию и позволяет не только изменить культуру социального обслуживания, но и по-новому посмотреть на систему подготовки социальных работников. Инновации в обучении, в частности, подразумевают включение пользователей социальных услуг в подготовку социальных работников, а изменения в практике социального обслуживания подразумевают переход на принципы партнерства между специалистами и общественными организациями, волонтерами, студентами.
В некоторых службах, например в негосударственных кризисных центрах для женщин, ведется групповая работа с клиентами. Здесь создаются группы самопомощи, которые позволяют женщинам понять и преодолеть эффекты властных и негуманных отношении в обществе, семье, на работе или других сферах, помогая наметить план позитивных изменений. В групповой работе используется диалог между женщинами как рапными, в поисках взаимопонимания и совместного интереса определяется совместная идеология, демонстрируется уважение взглядов друг друга, личные проблемы объясняются в связи с проблемами социальными. Групповая социальная работа, а также группы самопомощи применяются для роста самосознания и развития позитивной идентичности у клиентов. Однако без четкого определения целей, направления движения и идеологии группа самопомощи может превратиться в собрание женщин, жалующихся на систему и смирившихся с реальным положением вещей.
Женщины - социальные работники и женщины-клиенты, безусловно, имеют много общего не только в аспекте анатомии и физиологии, но и в социальных и культурных аспектах. Даже если социальные работники и клиенты отличаются в аспектах национальной культуры, семейно-брачного статуса, занятости, то их объединяют социальные ожидания, предъявляемые к ним в обществе как к женщинам. Эти социальные ожидания раскрываются в том, как жизнь этих женщин поделена между публичной и приватной сферой (работой и семьей), в том, что они несут двойную нагрузку, выполняя домашний труд и имея оплачиваемую работу. Их часто сближают между собой опыт материнства, отношений с мужчинами, возможно, экономические и социальные эффекты брака и развода, многочисленные собственные проблемы, проблемы детей и родственников.
Для многих женщин - социальных работников признание сходства с другой женщиной порой связано с опасением испытать сверх-идентификацию, то есть ощущение слишком сильного вовлечения в судьбу клиента. В этой связи даже говорят о потенциальной неспособности специалиста точно и объективно оценить проблемы клиента. С одной стороны, признание такого сходства означает потерю власти, экспертного мнения и дистанции. С другой стороны, понимание опыта другого человека на основании родства гендерных идентичностей является важной частью формирования профессиональной идентичности и навыков предоставления социальных услуг, в центре которых находится женщина-клиент.
Безусловно, между социальным работником и клиентом, независимо от их половой принадлежности, есть и целый ряд различий. Прежде всего, это касается неравных позиций, занимаемых той и другой стороной. Возможно, женщина-клиент не имеет работы, ее доход еще ниже, чем у социального работника, возможно, уровень и характер образования, жизненный стиль, трудность жизненной ситуации, природа социальных связей - все это обладает своей спецификой. Другие измерения отличий - возраст, этничность, сексуальные предпочтения, индивидуальные особенности здоровья, история контактов с государственными органами исполнения и наказания, жилищные условия и многие другие - также являются факторами дифференциации.
Процесс признания сходств и различий между собой и клиентом является чрезвычайно важным в развитии профессиональной идентичности социального работника. В случае непризнания родства или, напротив, чрезмерного отождествления позиций есть риск стереотипизации женщин-клиентов и аутостереотипизации женщины - социального работника. В этом случае о женщинах-клиентах могут говорить как о тех, кто не справляется, как об относящихся к группе риска или беспомощных, а об их семьях - как об асоциальных и неблагополучных. Распознавая разнообразие через общность, социальные работники развивают как самопонимание, так и свой профессионализм Ваалдейк Б. Социальная работа и политическая власть а переходный период: попытка сравнения // Гендерные истории Восточной Европы / Под ред. Е Гапоновой, Л. Усмановой, А Пето. Минск: БГУ, 2002. С. 132-142..
Фундаментальная предпосылка в социальной работе с женщинами - верить своим клиентам, принимать их проблемы. Именно партнерство является сегодня одним из критериев профессионализма в теории социальной работы, однако на практике к женщинам-клиентам не всегда относятся как к целостным личностям, достойным равноправного взаимодействия в социальном обслуживании. Индивидуальность, уникальность и целостность таких женщин было бы трудно разглядеть за стереотипным представлением о женском предназначении. Если согласиться с тем, что женщины-клиенты не в состоянии отвечать за себя и свою жизнь, то можно прийти к медикалистскому, экспертному видению социальной работы, где профессионал дает советы и действует подобно врачу, стремясь излечить заболевание одному ему известными способами, реализуя монопольную власть над пациентом. Подобно пациентам клиники, женщины - клиенты социальной службы будут испытывать чувства вины и неполноценности, находясь в абсолютной власти эксперта и не в состоянии справиться с собственной проблемой. Между тем именно женщины могут выступать ресурсом друг для друга, в частности, в упомянутой выше групповой социальной работе, отношения власти в которой будут организованы горизонтальным образом, то есть не-иерархично. В феминистской социальной работе женщины-клиенты принимаются как компетентные субъекты, имеющие свои сильные стропы и права Они ни в коем случае не должны чувствован, вину и неполноценность за то, что не могут справиться с той или иной проблемой. Напротив, им предоставляется возможность эмоционального самовыражения, им помогают укрепить способность самоконтроля и выработать навыки совпадания с трудностями.
Вот несколько советов для тех социальных работников, которые хотели бы развить у себя гендерную чувствительность в практике оказания услуг, основывать свою деятельность па принципах уважения прав женщин:
* Необходимо принимать себя и женщин-клиентов как личностей, а не как чьих-то жен, матерей, домохозяек, девиц или бабулек. Если согласится с тем, что женщина - это широкое понятие, границы которого могут меняться с течением времени и отличаться у разных людей, то скорее можно распознать как стереотипы пола и дискриминация могут действовать на восприятие женщинами самих себя, на их реальное положение в семье, на работе и в обществе, на их поведение и принимаемые решения.
* Если проанализировать свои собственные взгляды и возможные предрассудки в отношении женщин, можно начинать работать над их изменением.
* Важно задумываться о том, какие требования предъявляются к женщине в семье - в ее детстве, отрочестве и зрелом возрасте - и как это могло повлиять на поведение и судьбу клиентки. Нужно обращать особое внимание на те способы и стратегии совладания с трудностями, которые вырабатываются и применяются женщинами в различных жизненных ситуациях и разные периоды жизненного цикла. Определить преимущества и недостатки этих стратегий.
* Необходимо задумываться над тем, откуда у женщин появляются именно те, а не иные проблемы. Связаны ли некоторые из них с гендерными стереотипами, с тем, что социальное окружение навязывает женщине в отношении ее поведения, особенностей характера, жизненного выбора в семье и занятости? Если Вы заметите, что СМИ или Ваши коллеги представляют поведение женщин как аномальное, девиантное и патологическое, задумайтесь, почему женщин показывают именно таким образом. Постарайтесь противопоставить свои аргументы этим представлениям.
Заключение
Подавляющая часть социальных работников - это женщины. В России часто это те, кто потерял работу на предприятии, не смог найти высокооплачиваемое место или заинтересован - больше, чем в высокой оплате своего труда - в скользящем графике и возможности посещать дома своих больных родственников. Как и повсюду в мире, в России среди социальных работников преобладают женщины. И хотя их достаточно много среди администраторов социальных служб, руководство управлений и министерств социальной сферы представлено мужчинами. Социальная работа является частью вторичного рынка труда, где женщинам отведены низкостатусные роли, и представлена в организациях и СМИ как «женская работа», требующая не столько профессиональных знаний и навыков, сколько «женских» качеств - доброты, эмпатии, ответственности, терпения, якобы от природы присущих женщинам. Тем самым оправдываются низкий статус и низкие зарплаты социальных работников (в соответствии с принципами разделения труда по признаку пола).
В заключении необходимо сказать о том, как важно принимать тот факт, что изменения на уровне гендерной системы общества и даже в отдельной семье являются сложными и постепенными. Осуществление таких изменений требует формирования партнерских отношений и увеличения числа союзников не только среди Ваших коллег, но и среди клиентов, а также других ключевых социальных факторов. Стремление к изменению уже означает развитие. Для профессионального роста социальным работникам необходимо стать более квалифицированными и информированными. В частности, обращать внимание на то, что дискриминация всегда связана с властью и конкуренцией за ресурсы, поэтому было бы важно отказаться от возведения «многоэтажных» иерархий подчинения и подавления в отношениях
с
коллегами и клиентами. Создавать и поддерживать групповые встречи для клиентов и социальных работников, это позволит укрепить чувство контроля и самоуважения. Поощрять обмен опытом, ресурсами и стратегиями совладения.
Литература
1. Берг Н. ваи Деи, Купер Л. Б. Феминизм и социальная работа // Энциклопедия социальной работы: В 3-х т.т. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1994. Т. 3. С. 369-375.
2. Ваалдейк Б. Социальная работа и политическая власть а переходный период: попытка сравнения // Гендерные истории Восточной Европы / Под ред. Е Гапоновой, Л. Усмановой, А Пето. Минск: БГУ, 2002. С. 132-142.
3. Доэл М., Шадлоу С. Практика социальной работы. М.: Аспект-Пресс, 1995.
4. Карева А., Забадыкина Е. Телефонное консультирование // Насилие и социальные изменения. Ч. II-III. 2000. С. 181-197.
5. Кованов А.Ю. Антидискриминационная практика в социальной работе // Российский журнал социальной работы. 1998. № 1/7.
Страницы:
1
,
2
, 3
Апрель (48)
Март (20)
Февраль (988)
Январь (720)
Январь (21)
2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная
ссылка на источник
обязательна.