Рефераты. Гендерный подход к социальной работе






Равноценность процесса и конечного результата означает, что нельзя достигать цели с помощью принудительных, несправедливых, жестоких пли патерналистских методов. Поэтому именно то, как достигается цель, само по себе становится целью. Например, чтобы помочь матери-одиночке в поиске работы, вряд ли достаточно лишь обеспечить ей социальное пособие, необходимо предоставить возможности профессиональной подготовки и доступ к приемлемым услугам дошкольных учреждений. Между тем существующие программы поиска работы или переподготовки далеко не всегда учитывают особые условия, необходимые для самой большой социальной группы бедных в современной России - женщин, воспитывающих своих детей без поддержки со стороны мужчин или других родственников.

Экосистемный, или холистский, подход требует учитывать целостность и устойчивость изменений для индивидов, семей и сообществ, отрицая разобщенность и изолированность людей и общества. Изменение вряд ли можно осуществить лишь на микроуровне, так как в феминистской социальной работе для решения проблемы одного человека, семьи или группы приходится задействовать формальные и неформальные социальные сети, различные организации и разных специалистов, часто необходимо инициирование коллективного действия и привлечение внимания средств массовой информации к проблеме. Например, случай домашнего насилия над женщинами: порой кризисные центры, которые в принципе воплощают идеи феминистской социальной работы, занимаются лишь психологической и юридической помощью конкретным пострадавшим женщинам, хотя во многих других случаях подобные организации воплощают стратегию действий по предотвращению насилия, представляя себе данную проблему не индивидуальной, а политической. Такая стратегия подразумевает создание групп самопомощи, инициирование движений против насилия, образовательные программы для детей и молодежи, просветительскую работу с журналистами и другими профессионалами.

Принцип переопределения означает, что представители общественного движения за гражданские права, члены женских организаций имеют право голоса и самостоятельного определения своих проблем. В этом случае используются новые термины, чтобы называть людей и их проблемы, изменяются значения привычных терминов путем изменения конфигурации языка, лексических инноваций, производятся переименование мест и предметов, пересмотр старых понятий и создание новых. Тем самым осуществляется вызов власти, господствующим стереотипам и доминирующей культурной группе, присвоившей право на контроль над уникальным опытом угнетенных людей и его дискредитацию. Обладание правом на переименование собственного опыта становится акцией свободного волеизъявления. Феминистская социальная работа применяет этот принцип в процессе активизации коллективного потенциала социальных групп для решения политически важных задач. «Личное есть политическое» в связи с феминистской социальной работой соотносит индивидуальное поведение, ценности и убеждения личности с социальной политикой. Социальные движения, которые рождаются из совместных действий людей, влияют на поведение личности. Указанные принципы используются как в практике социальной работы, так и в образовательных программах, а также в исследовании качества социальных услуг.

Социальная работа, основанная на теории феминизма, отталкивается от представления, что идеология, социальная структура и поведение взаимосвязаны, например, проблемы клиента могут быть следствием твердых убеждений о традиционных гендерных ролях. Тем самым интервенция (социальная работа) в подобную ситуацию ставит следующие цели: достижение у клиента понимания воздействия, которое оказывают на поведение патриархатные ценности и структуры; развитие самоуправляемой, самореализующейся личности; создание или усиление структур, сообществ, практик, основанных на принципах эгалитаризма. В некоторых случаях требуется, чтобы индивидуальную или групповую работу терапевтического характера проводили социальные работники женского пола, хотя среди феминистски настроенных социальных работников встречаются и мужчины.

Наиболее распространенные компоненты феминистской социальной работы включают: интеграцию теории и практики, фасилитацию выражения точки зрения женщин ее собственным голосом, внимательное слушание женщин, работу в партнерстве с женщинами, рассмотрение частных вопросов как социальных, поиск коллективных решений социальных проблем, признание взаимозависимости, существующей между представителями местных, национальных и международных сообществ, понимание характера отношений между неоплачиваемой домашней работой женщин и рынком труда, учет связи между ответственностью женщин за других и необходимостью удовлетворять собственные потребности, способность оценивать и ценить опыт, навыки и знания женщин, уважение достоинства каждой женщины, соблюдение принципов и методов, которые гарантируют благополучие детей, мужчин и женщин.

Тот факт, что женщины часто становятся клиентами социальной службы из-за мужчин, стал па Западе очевидным в социальной работе в 1960-1970-х годах, когда развивалось женское движение второй полны. Это и привело к оформлению гендерно чувствительной социальной работы, основанной на феминистских принципах Доэл М., Шадлоу С. Практика социальной работы. М.: Аспект-Пресс, 1995. С. 46..

Как показывают исследования, социальные работники и за рубежом, в России порой следуют ошибочным ожиданиям и предубеждениям, воспринимая женщин-клиентов как носителей исключительно семейных ролей и функций, сквозь призму житейского и «женского» опыта, В официальных документах, которые регламентируют деятельность службы, отсутствует принцип гендерного равенства, далеко не всегда четко сформулированы механизмы его реализации.

В существующей системе социальной помощи и поддержки очевидна недооценка мужчин как отцов, основные просители и получатели помощи для детей - это их матери. Даже в названии социальных служб заложена программа действий для членов семьи: «Центр помощи женщинам, семье и детям». Прочитав такое название, молодой человек или одинокий пожилой мужчина, супруг или отец не всегда решатся обратиться с каким-либо вопросом, заявить о своей собственной потребности в консультации, проблемах своих детей и семьи в целом.

Социальные работники и клиенты: гендерный аспект взаимоотношений

При оценке трудной жизненной ситуации клиентов существует риск того, что социальные работники, следуя стереотипам, будут полагать предназначение женщин, в первую очередь, в осуществлении ухода за детьми и другими родственниками. В самом деле, многие женщины заботятся о своих детях и о других членах семьи, выполняя большой объем работы по дому. Однако у них ведь есть и другие потребности, умения, знания и способности, о которых мы подчас просто не догадываемся.

Между тем занятость женщины в публичной сфере, экономике важна и для семейного дохода, и для ее самоуважения. Но работники социальных служб, согласно общепринятым представлениям, иногда делают акцент на взаимоотношениях внутри семьи и рассматривают проблемы женщины исключительно как матери, жены или дочери, игнорируя статус занятости своей клиентки в экономике.

Кроме того, эта ее роль и соответствующая данной роли работа по дому, забота о нетрудоспособных родственниках воспринимается обществом как прямая обязанность, как должное, и в аналогичных обстоятельствах женщины получают от государства меньше помощи, чем мужчины. Например, исследования практики социального обслуживания в Великобритании в 1980-е годы показали, что социальные работники оказывают меньше помощи по дому женщинам-инвалидам, чем мужчинам-инвалидам. Отметим, что домашняя работа и уход за близкими, требующие определенных навыков и высокой ответственности, часто недооцениваются по сравнению с оплачиваемой занятостью, с которой обычно связывают мужскую работу.

Вообще экономические трудности семьи, эмоциональные неурядицы и сложности, которые испытывают женщины в поиске работы, ни в коем случае не следует считать специфически женскими проблемами. Было бы ошибкой предлагать женщинам-клиентам в качестве способа разрешения межличностных или экономических проблем семьи терпеть оскорбления или даже насилие, во что бы то ни стало поддерживая отношения с мужем только по причине ее экономической зависимости.

Социальная работа подразумевает, что статус женщины и отношение к ней общества не должны определяться ее брачным статусом или последствиями развода. Социальная работа должна быть основана на уважении достоинства женщины и направлена на повышение ее самооценки. Это достигается посредством поощрения женщин, усилий по раскрытию их потенциала, путем признания их заслуг, оказания им всяческой поддержки в той важной работе, которую они ведут изо дня в день. Однако преодолеть стереотипы в своей профессиональной деятельности оказывается для социальных работников не так уж просто Карева А., Забадыкина Е. Телефонное консультирование // Насилие и социальные изменения. Ч. II-III. 2000. С. 181-197..

Несмотря на то, что женские исследования и женское движение получили на Западе весьма существенное развитие уже с конца 1960-х годов, образование и практика социальной работы начали признавать те же самые вопросы, которые поднимались женским движением, лишь в 1980-е годы. В 1984 году была основана Ассоциация женщин в социальной работе (AWSW), одной из целей которой является «развитие феминистских ценностей, знания, положений, исследований, и поведения; и содействие их внедрению в практику и образование по социальной работе». В 1986 году был основан новый журнал - «Аффилия: журнал женщин и социальной работы». Тем самым произошла институализация феминизма в теории, практике и исследованиях социальной работы.

«Аффилия» - это единственный на сегодня журнал, который рассматривает проблемы социальных работников и их клиентов с феминистской точки зрения, предоставляя уникальные исследовательские данные, развивая новые теории и творческие подходы к тем испытаниям, с которыми сталкиваются женщины.

Чтобы пересмотреть возможные предвзятости и предубеждения в своей профессиональной деятельности социальным работникам было бы полезно проанализировать общее и особенное в жизненном опыте женщин, различающемся в силу возраста, этнической принадлежности, характера занятости, доступа к власти. Кроме того, оценка социальными работниками ситуации всех женщин-клиентов и каждой из них в отдельности должна основываться на понимании новых социальных проблем, знании современных жизненных практик. Рост числа монородительских семей, снижение количества детей в семьях, рост разводов и повторных браков, другие тенденции влияют на социальную ситуацию женщин-клиентов. В социальной науке и на практике пересматриваются понятия типичного жизненного пути, одобряемого и отклоняющегося поведения, трансформируются тины семьи и брака, образцы воспитания детей.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.