Ю. Н. Емельянов предлагает термин «коммуникативная компетенция», схожий с понятием социальный интеллект. Коммуникативная компетенция формируется благодаря интериоризации социальных контекстов. Это процесс бесконечный и постоянный. Он имеет вектор от интер- к интра-, от актуальных межличностных событий к результатам осознания этих событий которые закрепляются в когнитивных структурах психики в виде умений, и навыков. Эмпатия является основой сензитивности - особой чувствительности к психическим состояниям других, их стремлениям, ценностям и целям, которая в свою очередь формирует социальный интеллект. Ученый подчеркивает, что с годами эмпатийная способность тускнеет, вытесняется символическими средствами представленности.
Выделяют следующие источники развития социального интеллекта:
· Жизненный опыт, - ему принадлежит ведущая роль в развитии коммуникативной компетенции. Важен опыт межличностного общения. Его характеристики следующие. (1) он социален, включает интериоризированные нормы и ценности конкретной общественной среды; (2) он индивидуален, т.к. основывается на индивидуальных особенностях и психологических событиях личной жизни.
· Искусство, - эстетическая деятельность двусторонне обогащает человека: и в роли творца и в роли воспринимающего произведения искусства. Оно способствует развитию коммуникативных умений.
· Общая эрудиция - это запас достоверных и систематизированных гуманитарных знаний, относящиеся к истории и культуре человеческого общения, которыми располагает данный индивид.
· Научные методы - предполагают интеграцию всех источников коммуникативной компетенции, открывают возможность описания, концептуализации, объяснения и прогноза межличностного взаимодействия с последующей разработкой практических средств повышения коммуникативной компетенции на уровне индивида, групп и коллективов, а также всего общества.
Емельянов так же, как и другие исследователи, связывает социальный интеллект и ситуативную адаптацию. Социальный интеллект предполагает свободное владение вербальными и невербальными средствами социального поведения, - всеми видами семиотических систем. Автор дополняет коммуникативную компетенцию элементами, относящимися к осознанию деятельностной среды (социальной и физической), окружающей человека, и способность воздействовать на нее для достижения своих целей, а в условиях совместной работы делать свои действия понятными для других. Этот аспект коммуникативной компетенции требует осознания:
а) собственных потребностей и ценностных ориентаций, техники личной работы;
б) своих перцептивных умений, т.е. способность воспринимать окружающее без субъективных искажений и «систематизированных слепых пятен» (стойких предубеждений в отношении тех или иных проблем);
в) готовности воспринимать новое во внешней среде;
г) своих возможностей в понимании норм и ценностей других социальных групп и культур (реальный интернационализм);
д) своих чувств и психических состояний в связи с воздействием факторов внешней среды (экологическая психокультура);
е) способов персонализации окружающей среды (материальное воплощение «чувства хозяина»);
ж) уровня своей экономической культуры (отношение к среде обитания жилищу, земле как источнику продуктов питания, родному краю, архитектуре и т.п.).
На социальный интеллект могут быть распространены те закономерности, которые обнаруживаются в сфере общего интеллекта. При этом определение социального интеллекта должно быть также ограничено: умение взаимодействовать с людьми отнюдь не сводится к умению их понимать. Социальный интеллект, если мы понимаем его как интеллект, -- это способность к познанию социальных явлений, которая составляет лишь один из компонентов социальных умений и компетентности, а не исчерпывает их. Тогда социальный интеллект становится в один ряд с другими видами интеллекта, образуя вместе с ними способность к высшему виду познавательной деятельности -- обобщенной и опосредованной.
Социальный интеллект - многомерная, сложная структура, имеющая следующие аспекты:
1. Коммуникативно-личностный потенциал - комплекс свойств, облегчающих или затрудняющих общение, на основе которого формируются такие интегральные коммуникативные качества, как психологическая контактность и коммуникативная совместимость; это - основной стержень социального интеллекта.
2. Характеристики самосознания - чувство самоуважения, свобода от комплексов, предрассудков, подавленных импульсов, открытость новым идеям.
3. Социальная перцепция, социальное мышление, социальное воображение, социальное представление, способность к пониманию и моделированию социальных явлений, людей и движущих ими мотивов.
4. Энергетические характеристики: психическая и физическая выносливость, активность или истощаемость.
Еще один элемент социального интеллекта - социальная компетентность. Понятие социальная компетентность - составная часть длительной исследовательской традиции, связанной с изучением социального интеллекта. Успех личности в процессе социализации и профессионального становления определяется не только академическими знаниями, но и рядом способностей, таких, как компетентность, умение полноценно общаться, решать практические проблемы, адаптироваться к условиям существования, т.е. эффективно справляться с повседневными задачами. Так же компетентность означает отказ от прямого копирования чужого опыта, норм, традиций, образцов, свободу от стереотипов, чьих-то указаний, предписаний, установок.
В психологической компетентности могут быть выделены следующие общие элементы:
- освоение психологических средств познания и самопознания, общения, игры и др.;
- анализ прошлого опыта и его адекватное использование для решения
актуальных психологических проблем;
- овладение знаниями, навыками, умениями, необходимыми для решения психологических проблем, задач (саморегуляции, общения и др.), и их адекватное использование, перенос в конкретные условия;
- выработка эффективных программ поведения, деятельности в различных ситуациях.
В работах отечественных и зарубежных ученых рассматриваются отдельные стороны психологической компетентности: компетентность в общении, интеллектуальная компетентность, социальная компетентность и др. Основным критерием компетентности является партнерская позиция в общении или позиция «на равных».
Так, Т. Гордон в коммуникативную компетентность включал различные виды умений:
- умение оказать и принимать знаки внимания;
- реагирование на справедливую критику;
- реагирование на несправедливую критику;
- реагирование на задевающие, провоцирующие вопросы;
- умение обратиться к другому человеку с просьбой;
- умение ответить отказом на чужую просьбу;
- умение самому оказать сочувствие, поддержку;
- умение принять сочувствие, поддержку;
- умение вступить в контакт;
- реагирование на попытку другого вступить в контакт;
- умение просить и принимать помощь;
- реагирование на собственный успех и неуспех.
Ю.Н. Емельянов определял коммуникативную компетентность как способность к эффективному общению. Не противоречит этому определению и формулировка, данная Л.А. Петровской. Под коммуникативной компетентностью она понимает способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. В состав компетентности включают некоторую совокупность знаний и умений, обеспечивающих эффективное протекание коммуникативного процесса.
Аналогичное определение предлагает Л.Д. Столяренко.
«Коммуникативная компетентность - способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Для эффективной коммуникации характерно: достижение взаимопонимания партнёров, лучшее понимание ситуации и предмета общения (достижение большей определённости в понимании ситуации способствует разрешению проблем, обеспечивает достижение целей оптимальным расходованием ресурсов). Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определённом круге ситуаций межличностного взаимодействия» (Столяренко). М.А. Холодная считает, что интеллектуальная компетентность это особый тип организации знаний, обеспечивающий возможность принятия эффективных решений в определенной предметной области деятельности. По мнению автора, знания компетентного человека должны отвечать следующим требованиям:
- разнообразие (множество различных знаний о разном);
- артикулированность (элементы знания чётко выделены, при этом все они находятся в определённых взаимосвязях между собой);
- гибкость (как содержание отдельных элементов, так и связи между ними могут быстро меняться под влиянием тех или иных объективных.
Коммуникативная компетенция по форме и содержанию непосредственно соотносится с особенностями выполняемых социальных ролей индивида. Целесообразно выделять также профессиональную коммуникативную компетенцию и общую коммуникативную компетенцию. Говоря о пути повышения коммуникативной компетенции, Ю.Н. Емельянов замечает, что коммуникативные умения и интеллект межличностных отношений при их несомненной важности, тем не менее, являются вторичными (как в филогенетической, так и онтогенетической перспективе) по отношению к фактору совместной деятельности людей. Поэтому, ключевые способы повышения коммуникативной компетенции нужно искать не в шлифовке поведенческих умений и не в рискованных попытках личностной реконструкции, а на путях активного осознания индивидом естественных межличностных ситуаций и самого себя как участника этих деятельностных ситуаций, на путях развития социально-психологического воображения, позволяющего видеть мир с точки зрения других людей.
Важным аспектом представляется то, что социальный интеллект и коммуникативная компетентность являются составляющими компонентами в разрешении проблемы самореализации личности как неотъемлемой части ее интеллектуального преобразования. В то же время, сегодня недостаточно исследований, которые были бы непосредственно ориентированы на установление взаимосвязи между социальным интеллектом и уровнем развития коммуникативной компетентности личности и, в частности, у специалистов, выбравших профессию, требующую для ее эффективного выполнения определенного уровня развития названных свойств.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11