Рефераты. Гендер и этничность как факторы социальной дифференциации






Процесс "нациестроительства" проходит ряд этапов:

Начинается с того, что у национальной элиты обостряется чувство этнической идентификации, вырастает интерес к историческому прошлому, культурным особенностям своего народа.

Эта активная, образованная часть нации приступает к пропаганде своих идей, формирует широкий круг сторонников национальной идеи, создания национальной государственности. Выдвигаются и приобретают широкую известность лидеры национального движения, формируются общественно-политические движения.

При благоприятных обстоятельствах этот процесс завершается созданием национального государства.

Психологическая концепция (Э. Ренан) сосредотачивается на психологических предпосылках развития этносов, на воле, желании принадлежать к этнической общности. Центральная идея данного подхода: понять, что собой представляет нация нельзя через перечисление ее признаков, так как одинаковость людей не означает, что они составляют органическую целостность. Нация - это не схожесть признаков составляющих ее единиц, а особая форма общности людей, основанная на внутреннем психологическом единстве. Объективные признаки нации являются лишь факторами, которые:

а) в данных исторических условиях помогли национальной общности возникнуть;

б) являются формами и символами, в которых нация проявляет себя, свою суть.

Нация рассматривается как общность, объединенная стихийной волей, в основе которой лежит стремление к политической самостоятельности, осознание себя как активно действующего субъекта исторического процесса.

По вопросу о предпосылках, причинах развития национальных общностей существует две основные точки зрения:

Марксистская концепция называет основным признаком нации общность экономической жизни и подчеркивает, что само появление наций обусловлено становлением капиталистического способа производства с его единым экономическим рынком. В период рабовладения и феодализма отсутствуют стабильные экономические связи, а, следовательно, здесь могут существовать только нестойкие и мало объединенные народности, где основой объединения является территория.

Конструктивистская теория (Геллнер) - на этнические процессы влияют как изменения в экономической системе общества, так и культурные изменения. В аграрном обществе существует четкая иерархия населения и множественность культур, а, следовательно, низкий уровень объединения людей, которые относятся к разным культурным кругам. Это общество не может способствовать появлению такой развитой этнической общности как нация. Переход к индустриальному обществу разрушает статусные ограничения, стимулирует социальную мобильность, появление развитой системы образования, что способствует формированию универсальной, единой для всего общества культуры. Поддерживаемая государством, эта культура является основой для становления однородного общества, а потом и нации. Важнейшим фактором развития наций является создание собственного государства.

Универсальное определение нации должно включать в себя, как минимум, следующие характеристики:

язык;

территория;

экономические характеристики;

социальные характеристики;

социально-психологические характеристики;

политические характеристики.

Современные тенденции развития межнациональных отношений:

Стремление этносов к политической независимости, создание независимых государств.

Сближение различных этносов, ломка межэтнических перегородок.

Фазы национального возрождения:

Академическая - нация становится объектом внимания исследователей, которые собирают народные песни, легенды, пословицы, поговорки, исследуют обычаи и верования, составляют словари.

Культурная - язык становится литературным, общеупотребимым в литературе, искусстве, науке, политике, общественных отношениях.

Политическая - осознание потребностей политического самоопределения и суверенности, выдвижение требований собственного государства и достижение этой цели.

Черты, характеризующие этническое сознание народа Украины в конце 20 ст.:

Несмотря на достаточно спокойную ситуацию, складывающуюся в Украине по поводу межнациональных отношений, сокращается численность индивидов, уверенных в том, что обществу не грозят межнациональные конфликты.

Склонность к восточнославянскому обособлению: положительный индекс социальной дистанции имеют украинцы, русские, белорусы и евреи.

Антисемитизм не является распространенным явлением. В массовом сознании евреи оказываются вытесненными за пределы близких контактов, но социальная дистанция по отношению к этой группе невелика, они значительно ближе населению Украины, чем другие этнические группы.

Ксенофобия - обособление от всех «чужих», недоверие по отношению практически ко всем этническим группам, с которыми нет длительного опыта совместного проживания. Эта черта присуща массовому сознанию закрытого традиционно-архаичного типа.

Регионализм - существование разного отношения к проблеме государственного суверенитета, противоположных политических симпатий, внешнеполитических ориентаций в разных регионах Украины.

3. Национально-этнические конфликты и пути их разрешения

Национально-этнические конфликты - это конфликты, связанные с борьбой за права и интересы этнических групп.

Типология этнических конфликтов:

Культурно-языковые конфликты, связанные со стремлением сохранить или возродить полноценное функционирование языка и традиционной культуры в условиях прогрессирующей аккультурации.

Социально-экономические конфликты, в которых выдвигаются требования выравнивания уровня жизни между отдельными этническими группами.

Статусные конфликты, связанные с выдвижением требований по изменению политического статуса и объема властных полномочий определенной автономной этнотерриториальной структуры.

Территориальные.

Сецессионные конфликты, в которых выдвигаются требования по созданию собственной независимой государственности или воссоединения с соседним государством.

Исходя из особенностей противостоящих сторон, выделяют:

горизонтальные конфликты между этнические группами (осетино-ингушский);

вертикальные конфликты между этнической группой и государством (чеченский).

Конфликтные люди - это стремящиеся к власти и собственности силы, которые используют стихийную неудовлетворенность, подогревают ее, выставляя себя защитниками нации.

Обстоятельства, необходимые для урегулирования конфликтов (по Дарендорфу):

Во-первых, наличие ценностных предпосылок. Каждая из конфликтных сторон должна признать наличие конфликтной ситуации, за оппонентами признать само право на их существование.

Во-вторых, определенная степень организованности сторон: чем более они организованны, тем легче достичь договоренности и добиться исполнения условий договора.

В-третьих, конфликтующие стороны должны согласиться относительно определенных правил игры, при соблюдении которых только и возможен переговорный процесс. Эти правила должны предоставлять равенство возможностей, т.е. обеспечивать баланс интересов. Эта предпосылка фактически во всех этнических конфликтах отсутствует.

Пути разрешения конфликтов:

устранение сверхцентрализации;

разработка общей концепции переустройства всей системы межнациональных отношений, основанной на равноправии, балансе интересов, диалоге;

развитие экономических связей;

создание в районах с обозначившимся напряжением в межнациональных отношениях общественных структур типа круглого стола, антиконфликтных комиссий, формирование института посредников;

развитие прогнозирования, направленного на принятие незамедлительных мер по предупреждению, локализации или скорейшему, с наименьшими потерями, разрешению.

Список литературы

1. Ажгихина Н. Гендерные стереотипы в современных масс-медиа // Гендерные исследования. - 2000. - № 5. - С.261-273.

2. Бендас Т.В. Гендерная психология. Учеб. пособие. - СПб.: Питер, 2005. - 431с.

3. Варданян Е. Введение в гендерные исследования. Междисциплинарный курс. - Ереван: АСОГИК, 2002. - 152 с.

4. Женщина. Гендер. Культура / Под ред. З.Хоткиной, Н.Пушкаревой, Е. Трофимовой. - М.: МЦГИ, 1999. - 368 с.

5. Клёцина И.С. Психология гендерных отношений. Теория и практика. - СПб., Алетейя, 2004. - 408 с.

6. Кошенова М.И. Влияние гендерных стереотипов на качество межличностного общения // Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С. Клёциной. - СПб, 2003. - С.185-195.

7. Курс лекций по социологии. - М.: МарТ, 2001. - 377 с.

8. Мирошниченко И.В. Социология. М: А-Приор, 2009. - 128с.

9. Общая психология: Учеб. Пособ./Под ред. В.В. Богословского. - М.: Просвещение, 2002. - 371 с.

10. Словарь гендерных терминов / Под ред. А.А.Денисова. - М.: Информация-ХХ1 век, 2002. - 255 с.

11. Шаберт И. Гендер как категория новой истории литературы //Пол. Гендер. Культура : Немецкие и русские исследования. /Пер. с нем.-М., 1999. С.109-130.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.