Рефераты. Гендер и этничность как факторы социальной дифференциации






Гендер и этничность как факторы социальной дифференциации

Тема реферата:

"Гендер и этничность как факторы социальной дифференциации"

Содержание

1 Гендерные различия в современном обществе.

2 Современные этнические проблемы.

3 Национально-этнические конфликты и пути их разрешения.

Список литературы

1. Гендерные различия в современном обществе

Термин «гендер» (от англ. gender) введен в оборот американским психоаналитиком Р.Столлером в 1968 г.; обозначает социальный пол или, другими словами, все то социальное, что образуется над биологическим полом (sex). То есть быть мужчиной или женщиной - это не просто быть человеком с женской или мужской анатомией; одного этого недостаточно, общество предписывает индивидам соответствовать определенным социокультурным образцам поведения и внешнего вида: мужского и женского. Таким образом, если биологический пол отражает различия между мужчинами и женщинами как биологическими особями, то гендер - различия между феминностью (женственностью) и маскулинностью (мужественностью) как социальными моделями поведения. Феминность ассоциируется с интравертивностью, зависимостью, неуверенностью, сентиментальностью; маскулинность - с экстравертивностью, независимостью, активностью, самоуверенностью. Высший уровень близости черт феминности и маскулинности, достигнутый индивидом, свидетельствует об андрогинности (от andro - мужчина, gyne - женщина). Андрогинный индивид имеет больший выбор вариантов поведения, является более гибким в плане социального приспособления. С точки зрения гендерного подхода, совсем необязательно жестко привязывать бытие мужчины к маскулинному поведению и бытие женщины к феминному поведению, ибо модель поведения не программируется биологически, а обусловлена ценностями той или иной культуры.

В общественных науках существует несколько теорий, объясняющих дифференциацию гендерных ролей и причины ее возникновения:

Функциональная теория. Т.Парсонс полагает, что подобная дифференциация имеет позитивную функцию, поскольку способствует нормальному функционированию семьи, где роль отца - инструментальная (поддержание связей между семьей и внешним миром, материальное обеспечение семьи); а роль матери - экспрессивная (регулирование взаимоотношений в семье, забота и эмоциональная поддержка). Роль жены в этой теории выводится из способности женщины рожать и ухаживать за детьми.

Конфликтная теория. Р.Коллинз считает, что гендерное неравенство обусловлено конфликтом между господствующей группой (мужчинами) и зависимой группой (женщинами). Возникновение этого неравенства он связывает с тем фактом, что мужчины были крупнее и сильнее женщин и оказывали на них сексуальное давление. В настоящее время, по его мнению, мера зависимости женщины определяется двумя факторами: 1) материальной зависимостью; 2) ценностью женщины как собственности, подлежащей обмену.

Неомарксистская теория видит корни гендерного неравенства в структуре самого капитализма, исключающей свободу сексуального выбора и использующей женщин, их подчиненное положение для обеспечения гибкости рынка в условиях капитализма. С этой целью женщинам на рынке труда отводится вторичный сектор низкооплачиваемых должностей, которые в случае необходимости всегда можно сократить под лозунгом необходимости возвращения женщины к домашнему очагу.

Неопсихоаналитическая теория. Н.Ходоров полагает, что гендерные различия формируются в результате насаждения гендерных идеалов и формирования гендерной идентичности с детских лет.

Феминистичекая теория:

либеральный (умеренный) феминизм основан на предположении, что достичь равенства женщин с мужчинами возможно в рамках существующего общества посредством социально-экономических и юридических реформ;

марксистский (социалистический) феминизм основан на том, что угнетение женщин - продукт капиталистических отношений, устранение дискриминации женщин возможно и связано с завершением капиталистической фазы;

радикальный феминизм видит причину женской дискриминации в существовании патриархата в обществе и в андроцентризме всей современной культуры.

В современном украинском обществе дискриминация женщин проявляется в следующих сферах:

Сфера семейной жизни:

увеличение временных затрат на ведение домашнего хозяйства у семейных женщин (женщины в будни тратят на работу по дому 3 часа, в выходные - 5-6 часов, мужчины - до 1 часа);

Насилие в семье (побои со стороны мужей или сожителей пришлось пережить каждой пятой женщине).

Сфера труда:

женщины чаще проигрывают в конкурентной борьбе в силу распространенности стереотипа, что когда работы на всех не хватает, то в первую очередь необходимо ею обеспечить мужчин;

возможности для занятия предпринимательской деятельностью у женщин крайне ограничены;

общая структура занятости женщин имеет форму пирамиды: чем выше социальный статус должности, тем меньше на этих должностях женщин;

заработная плата женщин составляет около 65 % от заработной платы мужчин.

Общественно-политическая жизнь. Недостаточным является участие женщин в управлении государством:

среди депутатов парламента женщины составляют 8 % (в Швеции - 40,4 %, Норвегии - 39,4 %, Финляндии - 33,5 %);

нет ни одной женщины среди председателей областных советов народных депутатов и областных государственных администраций, среди советников и представителей Президента Украины на местах.

Нигде в мире женщины не могут похвастаться равноправием с мужчинами, хотя по данным Программы развития ООН и производят 55 % мирового богатства (с учетом неоплачиваемого домашнего труда), заняты 2/3 рабочего времени в мире, но получают 1/10 мирового дохода и владеют 1/100 мировой собственности (по данным международной организации труда). В среднем в мире они занимают лишь 13 % мест в парламентах и 14 % высших управленческих постов в компаниях и на предприятиях.

Таким образом, пол как признак биологического различия людей является не менее важным признаком социального различия, то есть основой для определения и самоопределения места индивида в социальном пространстве.

2. Современные этнические проблемы

Формирование этноса связано с осознанием принадлежности к общности, принятием ее ценностей, норм.

Этничность предполагает чувство единства, которое выражается через противопоставление «мы - они». То есть специфика этнического сводится преимущественно к содержанию этнического сознания и самосознания.

В социологической среде до 70-х годов бытовало мнение, что общее значение этничности будет постепенно снижаться, поскольку будут стираться религиозные, культурные и другие этнические различия. Однако последние десятилетия продемонстрировали возрождение этничности. В условиях нарастания социальной напряженности, углубления экономического кризиса обращение к этническим корням выполняет защитные функции. Этничность не может исчезнуть, ибо она олицетворят собой культурное наследие.

Наибольшее развитие в отечественной социологии получила концепция этноса Ю. Бромлея.

Бромлей определял этнос как исторически сложившуюся на определенной территории устойчивую совокупность людей, обладающую общими чертами и стабильными особенностями культуры (включая язык) и психологического склада, а также осознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием).

Исторические типы этноса:

Род - форма общности людей, основанная на кровном родстве.

Племя - объединение нескольких родов, имеющее общий язык, территорию, нравы и обычаи. Род и племя зарождаются и существуют при первобытнообщинном строе.

Народность - форма языковой, территориальной, экономической и культурной общности людей, складывающаяся с возникновением частнособственнических отношений и характерна для рабовладельческого и феодального обществ. Формированию народности содействует более четкая организационная структура общества, развитые политические формы.

Нация - тип этноса, возникающий в период ликвидации феодальной раздробленности и развития капиталистических отношений. Признаки нации, отличающие ее от народности:

унификация языка, главным образом в процессе распространения его литературной формы через систему образования, литературу и средства массовой информации;

развитие профессиональной культуры и искусства;

формирование социально-классового состава, соответствующего эпохе промышленно-культурного развития, через определенную форму государственности или сильно развитое движение за ее достижение, а также через определение экономической общности в рамках своих национальных государств.

Каждая новая ступень развития этнических общностей представляет собой более высокую ступень развития культуры общества, охватывает большее число людей и в этом смысле содействует в большей мере их объединению и в целом устойчивости общества.

Подход Ю. Бромлея показывает, что этнические общности существовали изначально и формируются естественным путем в силу схожести составляющих единиц. Современные западные концепции уделяют основное внимание таким сложным образованиям как нации, и акцентируют внимание на том факте, что этничность предполагает чувство единства, которое выражается через противопоставление «мы - они». То есть специфика этнического в современном мире сводится преимущественно к содержанию этнического сознания и самосознания. В рамках данных концепций выделяют конструктивистскую и психологическую теории.

Конструктивистская теория (Э. Геллнер) - предполагает, что этнические общности возникают не в результате естественноисторического процесса, а представляют собой продукт деятельности интеллектуальной элиты, целенаправленно формируемое объединение людей вокруг какого-либо ключевого символа (языка, мифа об общем происхождении, исторической памяти и т.д.) Нации и этнические общности целенаправленно конструируются. Этнос - это объединение людей, которое целенаправленно формируется государством, интеллектуальной элитой для реализации экономических, культурных, политических и других интересов.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.