Рефераты. Диалектика преемственности поколений: от конфронтации к диалогу






Молодежь считает, что и в пожилом возрасте можно оставаться привлекательным: нужна специальная, удобная и красивая одежда для пожилых, чтобы она была гигиеничной, не стесняла движений. «Нельзя одеваться в обноски молодых», «пожилым надо делать скидки на товары».

В то же время молодые категорически против молодящихся дам с вульгарной косметикой, декольте, старичков-селадонов.

Из анкет: «Грустное зрелище представляют молодящиеся не в меру старики и старухи».

87 процентов высказались за совместное проживание в семье представителей разных поколений, против помещения в богадельни престарелых: «Современные дома-интернаты для одиноких пожилых не выдерживают никакой критики», «Неправильно, что в интернатах рядом живут молодые инвалиды и престарелые, ведь у них разные интересы», «Грешно отдавать своих старых и больных родственников в дома-интернаты».

В ответах студентов от первого курса к пятому (по мере взросления) исчезает категоричность по отношению к пожилым и престарелым. Только среди первокурсников звучали высказывания: «Старые не любят молодых, они осуждают наш образ жизни, считают, что мы «зелень». Старшекурсники заявляют: «Пожилые должны быть ухоженными, хорошо одетыми, чтобы им было тепло и комфортно, это дает пожилому человеку чувство собственного достоинства», «Пожилые люди ждут от общества будущего без унижения».

83 процента считают, что знания, опыт пожилых не востребованы, что многие ушли на пенсию, так и не реализовав себя, живут с ощущением собственной ненужности. И это -- мнение молодых. Что уж говорить о самих пожилых... Все опрошенные считают, что необходимо создавать клубы ветеранов, клубы общения для пожилых, особые бюро по трудоустройству опытных пенсионеров: «Из них выйдут прекрасные репетиторы, няни, гувернеры, сиделки», «Пусть работают, кто может и знающ, ведь до пенсии они были и врачами, и бухгалтерами, и операторами ЭВМ», «Опытный врач всегда лучше начинающего».

Итоги проведенного анкетирования позволили создать условную таблицу.

Плюсы и минусы представителей разных поколений

Молодые

Пожилые

+

-

+

-

здоровье,

энергия,

задор,

мягкий переход

от одного вида

деятельности

к другому,

умение не

комплексовать,

готовность

действовать

большая

подверженность

вредным привычкам,

нигилизм,

бескомпромиссность,

максимализм,

ослабление института

продолжения рода,

стремление

«пожить для себя»

жизненный опыт,

умение учиться

не только на

своих ошибках,

терпимость

(толерантность),

готовность понять

и простить,

стремление к

здоровому образу жизни,

более бережное, чем

в молодости,

отношение к здоровью

ослабление здоровья

(возрастной характер),

категоричность

в суждениях о

молодежи, состояние

фрустрации («не

оценили»,

«не востребовали»),

консерватизм,

нередко высокомерие и агрессивность по

отношению к молодежи

Таблица поможет представителям разных поколений грамотно выстраивать отношения друг с другом.

Пути преодоления противоречий во взаимоотношениях поколений:

· знание представителями разных поколений возрастных индивидуально-психологических особенностей друг друга, настрой на содружество, воспитание у молодого поколения умения сочувствовать и сопереживать;

· формирование с раннего возраста уважительного отношения к старшим, пожилым, престарелым;

· преодоление иждивенческих настроений у молодежи (свадьбу делают родители, они отправляют молодых путешествовать, пенсия дедушек и бабушек отдается безоговорочно внукам, пожилым в семье - что проще из одежды и т.п.), инфантилизма, презрения к труду, страсти к «легким» деньгам;

· формирование у старшего поколения бескорыстного отношения к детям, внукам («я всю жизнь положила на вас, а что вы мне?», «молодые обязаны»), преодоление подозрительности, мнительности («ждут наследство, дом, квартиру» и т.п.);

· установка на многодетную и многоуровневую семью, забота о сохранении семьи, создание родословной каждой семьи в стремлении сохранить корни, ненавязчивое внимание к жизни молодых;

· совместная деятельность творческого характера: самодеятельное художественное творчество, освоение забытых ремесел, работа клубов любителей поэзии, изящных искусств, музыки, книги, работа творческих объединений по интересам -- филателистов, нумизматов, кинологов, совместные вечера ветеранов и молодежи, например, для полемики на тему: «Да, были люди в наше время...»;

· содержательная досуговая деятельность (рыбалка, охота, моржевание), создание совместных клубов выходного дня, любителей туризма и путешествий, компаний единомышленников и т.п., участие в развлекательных программах типа «Поле чудес», «Мама, папа, дед и я -- спортивная семья»;

· семейные праздники, переходящие в добрую традицию (дни рождения, юбилеи, полные даты, чествование новобрачных, золотые и серебряные свадьбы, свадьбы фарфоровые и бронзовые, смотрины, помолвки, обручения и многое другое);

· единение на почве религиозных убеждений, единство вероисповедания, совместное отправление представителей разных поколений религиозных культов и обрядов (крещение, соборование, венчание, всенощные бдения, религиозные праздники Рождества Христова, Пасхи, Троицы у православных христиан);

· обязательное осуществление программ по реализации идеи непрерывного образования с юных лет, включая образование пожилых как непременное условие формирования атмосферы эмоционального благополучия пожилых людей, представляющих сегодня едва ли не треть населения, содержательной, плодотворной жизни, а не «доживая», .для максимальной реализации творческого потенциала личности;

· воспитание у молодого поколения чувства благоговения перед семьей, культа семьи;

· изучение опыта работы по данному направлению у коллег за рубежом, его критическое осмысление и использование, обобщение и распространение передового опыта работы с молодежью и пожилыми как представителями полярных полюсов у себя, в России;

· возрождение наставничества, в процессе которого происходила не только передача профессиональных изменений, но молодые люди получали уроки нравственности от представителей старшего поколения.

Прожив долгую и содержательную жизнь, люди старшего поколения стремятся поделиться накопленным опытом, своими наблюдениями. С письмом к молодежи обращался великий ученый И.П. Павлов, призывая молодежь к бережному отношению ко времени. Открытое письмо молодому человеку адресовал известный французский писатель Андре Моруа: «Зачеркнуть прошлое невозможно, пытайтесь лучше создать настоящее, не отвечайте ненавистью на ненависть, не будьте злопамятны, черствы... Не презирайте мастеров прошлого; если слава их дошла до нашего времени, значит, они это заслужили... Цель не только в том, чтобы преуспеть, добиться «бренных вещей» (Плутарх), но в том, чтобы иметь право, заглянув в свою душу при свете совести, убедиться, что сделанным можно гордиться или, по крайней мере, не краснеть за него. Приятно на старости лет пожить в почете, старики немощны и нуждаются в моральной поддержке. Цель жизни не в том, чтобы стяжать себе бессмертную славу. Она в том, чтобы превращать каждый день в маленькую вечность». Увы! Мало кто из молодых знаком с содержанием этих писем. А жаль!..

Человек обязан осознать свою ответственность за судьбу последующих поколений. Время - двигатель общественной и индивидуальной жизни человека, мощный фактор культурно-творческого прогресса. Бег времени неумолим, смена поколений неизбежна. Задача состоит в том, чтобы за отведенный природой и вечностью отрезок времени сделать максимум возможного, передать накопленный социальный опыт молодым, которые, в свою очередь, должны успеть реализовать отпущенные Богом и Природой способности. У старших - опыт и осторожность, у молодых - силы, неуемная энергия, оптимизм. Необходимо соединить эти качества.

Глобальные проблемы человечества, их влияние на жизнедеятельность продолжение рода заставляют изменить образ мышления. Личностная зрелость и самостоятельность человека, его ответственность не только за свою личную судьбу, но и будущее, жизнь грядущих поколений, самосознание, самоконтроль, самообновление, готовность передать накопленный опыт молодому поколению сегодня находятся в центре внимания. «Мы уйдем с земли, дети останутся, - предупреждал М. Горький. - Позаботимся же о том, чтобы их жизнь была легче нашей. Оставим в наследство детям лучшее: наш идеализм, нашу любовь к разуму, красоте… израсходуем же нашу волю… мы будем вознаграждены за это счастьем видеть среди нас юны предтеч того, о ком так давно тоскует наша душа».

Список литературы:

1. Диалог поколений / Составитель Кононыгина Т.М. - Орел, 2001. - 112 с.

Array

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.