Рефераты. Диалектика преемственности поколений: от конфронтации к диалогу






Преемственность поколений предполагает обязательный учет временных параметров: поколение 20-х, 30-х годов, довоенное и послевоенное поколение, дети войны, поколение шестидесятников (люди хрущевской «оттепели»), дети перестройки, наши современники, вошедшие в новый век. Их взгляды на жизнь, прошлое нашей страны часто не совпадают (разный жизненный опыт), а иногда и диаметрально противоположны: события 1917 года в глазах старших -- революция, части молодежи -- переворот. Но есть и то великое общение, что их объединяет. Это память. «Память -- мера человечности личности, ее духовность. Память -- это, значит, иметь мужество остаться наедине с собственной совестью, не заглушая ее, не пытаясь уйти от ответа на ее настойчивые и нередко беспощадные вопросы» (Чингиз Айтматов).

Взаимоотношения поколений, их преемственность складываются, прежде всего, в семье. Здесь дети приобретают первый опыт общественных отношений, опыт нравственности, опыт гуманности, честности, справедливости, а иногда и их антиподы. Идеально, когда в семье 3-4 поколения: дети -- родители -- родители родителей (дедушка, бабушка) -- прадеды. В семье должна быть единая педагогическая платформа для всех старших членов семьи. Профессор А.В. Петровский рекомендует: «Пусть же самые старшие члены сохраняют активную жизненную позицию, не теряют связи со сферой своих профессиональных интересов, принимают участие в общественной работе, не считают преступлением против внуков очередное посещение театра или стадиона, поездку в санаторий или на курорт. С естественной добротой и вниманием, при всех обстоятельствах проявляемых к нему (ребенку) дедушкой и бабушкой, соединится интерес ребенка к ним как людям, имеющим собственное лицо, широкий круг интересов, не отставшим от жизни, не утратившим к ней вкуса, остающимся личностями в прямом смысле этого слова».

Нельзя жить, ожидая благодарности, бесконечно упрекая детей. Дети даны нам для нашего бескорыстия.

В чем благодарность детей? Ответ -- в легенде.

... Старый орел с тремя молодыми орлятами залетел на маленький остров. Вдруг поднялась страшная буря. Орел подхватил одного из сыновей и понес его над бушующими волнами. На полпути он спросил: «Сын мой, видишь, как забочусь о тебе, как спасаю твою жизнь. Будешь ли так заботиться обо мне, когда я стану совсем старым и дряхлым' «О, конечно, отец! -- отвечает сын. -- Я отплачу тебе тем же, и буду заботиться о тебе так же, как и ты обо мне». Тогда старый орел сказал: «Мне очень грустно, что у меня вырос сын-лжец». И он бросил сына в море.

Вернулся за вторым, понес его к берегу:

-- Будешь ли ты, сын, заботиться обо мне так же?

-- Отец, как ты можешь в этом сомневаться? Только донеси меня до берега.

И второго сына постигла та же участь: отец бросил его в море. Он не терпел лжецов. Полетел за третьим. Несет его над волнами, чуть не падая:

-- Сын мой, будешь ли ты заботиться обо мне так же, как я о тебе?

-- Отец, этого я тебе обещать не могу. Но я обещаю, что, когда у меня будут дети, я буду заботиться о них так же, как ты обо мне...

И старый орел донес орленка до берега.

Спорно, но ясно одно: эстафета бескорыстия идет через века.

Сегодня особенно важно воспитывать умение «давать» и «получать», а психологическая помощь нужна всей семье, включая представителей старшего поколения. Первый шаг, пример подает тот, кто мудрее. Нынешние россияне, потомки Мономаха и Ярослава Мудрого, имеют свой склад жизни, но из глубокой древности тянутся нити, связывающие жизнь поколений, и через традиции передаются из поколения в поколение.

Старшее поколение обязано донести до молодежи поэзию российских деревень, наигрыш гармони, прелесть избы, чудесные песни, мудрые пословицы, загадки, поговорки, колядки, потешки, частушки. Без них нет русского человека, россиянина.

В XXI веке ритм жизни новых поколений будет отличаться особой динамичностью и напряженностью, время будет еще информационнее и эмоционально насыщенным. В ограниченные сроки станет необходимым решать жизненно важные проблемы, и здесь без единения поколений не обойтись. Умение использовать быстро текущее время полноценно, с максимальной пользой, оправданно -- присуще людям старшего поколения, его необходимо передать молодым.

Выработка чувства пунктуальности, умения организовать жизнедеятельность с пользой для себя и окружающих -- одна из важных проблем сегодня. Важно научить молодое поколение умению полноценно, с пользой для здоровья и самоусовершенствования использовать досуг, свое свободное время.

Как много времени упускают молодые, часто не задумываясь над последствиями «не успел», «убить время», «скоротать вечерок». А ведь это нереализованные возможности научиться жизненно важным навыкам и умениям, постичь опыт предшественников, обогащать свой собственный, пусть и небогатый, опыт. Человек ответствен не только за свое прошлое, но и за будущее, в котором будут жить его дети, внуки, правнуки. Бережное отношение ко времени, стремление достойно прожить жизнь, передать новому поколению свои знания и опыт, предупредить от неизбежных, казалось бы, ошибок и трудностей позволят представителям старших поколений, независимо от образования, вероисповедания, встретить окончание жизни спокойно и с достоинством, Смерти меньше всего боится тот, чья жизнь имеет наивысшую ценность. Бессмертие или смерть человека -- в его деяниях, в том, что он оставил в наследство своим потомкам, в нравственных ценностях.

Чтобы предупредить конфликты и обеспечить единение поколений, особенно важно знать особенности современного молодого поколения. Знать его психологию, интересы, потребности и идеалы, особенности возрастного порядка, помнить -- за молодыми будущее, им и наследовать, и воспроизводить структуру общественных отношений. Для молодежи характерно особенное содержание личностной, предметной и процессуальной сторон конкретно-исторического бытия.

Перед молодежью возникает много проблем. Среди них -- экономические и социальные, неблагоприятная морально-психологическая атмосфера, чувство эмоционального неблагополучия, дискомфорта. Отсюда рост преступности, суицид. Исчезли даже иллюзия спокойной, благополучной жизни. Неудовлетворенность собой, жизнью в обществе, бесперспективность присущи сегодня представителям всех поколений. Но у молодежи это более ярко выражено. Вновь встает проблема «потерянного поколения».

Помочь людям разных поколений обрести смысл жизни -- актуальная задача. Люди должны видеть множество потенциальных смыслов, которые должна содержать в себе любая, даже, казалось бы, безвыходная ситуация. Несомненно, поиск смысла жизни более характерен для молодежи. Пожилые и старые люди переосмысливают прожитое. У молодого поколения силы еще не растрачены, им надо самоутверждаться.

Стремление к смыслу жизни -- мотив их деятельности, отторжение его ведет к опустошенности, пессимизму, нигилизму и авантюризму.

Требования к жизни, к людям у молодежи завышены, желания не совпадают с реальностью. Юношеский максимализм затрудняет жизнь. При всех сложностях и противоречиях во взаимоотношениях поколений тактика «заигрывания» с молодежью недопустима.

Еще в 30-е годы XX века (советский период в истории России) предпринималась попытка объявить молодежь «барометром общественной жизни». Наблюдались такие попытки и в наше многострадальное время. Ясно одно: молодежи нужны опыт и знания пожилых, необходимо наследовать этот опыт, дополнять и умножать его, а для этого важно бережно относиться к старшему поколению, молодежи -- не стремиться к конфликтам и конфронтации, но, напротив, к совместной деятельности на базе общих интересов и общих устремлений.

Университет третьего возраста при Орловской областной организации общества «Знание» России проводил массовый опрос среди пожилых на тему: «Ваше отношение к себе, семье, обществу», используя страницы газеты «Орловская правда». Аналогичные вопросы спустя некоторое время, в конце 1999 года, были заданы молодежи -- студентам 1 --5-х курсов Орловского государственного института искусств и культуры по теме «Пожилые глазами молодых». Респонденты (152 человека) анонимно отвечали на вопросы: какими они видят пожилых, как они живут, проводят свободное время, какую роль играют пожилые в семье, востребованы ли обществом их опыт и знания, что они ждут от нынешнего общества?

Ответы были разнообразны, но по ряду вопросов мнения молодых людей совпали. Так, все студенты видят в пожилых «хранителей времени, традиций, обрядов», «знатоков ремесел, сегодня забытых». «К ним надо прислушиваться», «опыт нужен, но его не надо навязывать», «если представители старшего поколения были авторитетом для детей, они им останутся и для внуков». «Дедушка у нас в семье самый главный человек, он охотно дает советы (когда даже и не надо), но мы и не в обиде, это же наш дедушка». «Мы мало слушаем советы старших, отсюда и ошибки, конфликты в семье». «О старших быстро вспоминают, когда в семье грянет беда: развод, нужна крупная сумма денег, нужна нянька».

В одной из анкет приведена легенда, когда племя решило истребить стариков как ненужных. И лишь один юноша спрятал своего отца. Неожиданно нагрянула беда, а молодым не с кем было посоветоваться. Вот тогда-то и пригодился единственный оставшийся в живых старик...

Из анкеты студента-первокурсника Д. (так он сам себя обозначил): «Мы, молодые, должны уважать и беречь престарелых людей, быть к ним снисходительнее, ведь и мы будем такими же со временем, и как мы относимся к старшему поколению, так и к нам будут относиться дети и внуки, все возвращается бумерангом».

Были и ответы (6 человек) такого плана: «Пожилые -- обуза, не захочешь их ветеранской пенсии, суют свой нос, куда не следует», «Они все психи, брюзжат, ноют», «Целый день катаются бесплатно в городском транспорте», «...сварливые, капризные, недоверчивые», «Занимают рабочие места, не дают дороги молодым».

Два человека высказались категорично; «Их советы нам не нужны, они жили в другое время», «Пожилые -- это разжигатели конфликтов в семье».

Прозвучало и потребительское отношение к пожилым: ожидание наследства, квартиры, дачи, машины, драгоценностей бабушки («если дождетесь, скорее сама умру»).

Пожилыми молодежь считает людей по достижении пенсионного возраста, некоторые из респондентов высказали мнение, что «и в 80 лет можно выглядеть достойно, а некоторые 30-летние -- уже старики…»

Практически все опрошенные считают, что молодежь в долгу перед старшим поколением: «Пожилым нужно, прежде всего, доброе слово», «Государство должно обеспечить достойную старость, чтобы не было нищих среди пожилых, чтобы они не собирали бутылки», «Пожилой человек не должен один на один оставаться со своими болезнями и нуждой», «Пожилые живут бедновато, но мы можем, поучиться у них аккуратности и терпению», «Прожив нелегкую жизнь, пережив войну, голод, пожилые нередко содержат молодых, своих детей и внуков».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.