В России вплоть до настоящего времени помощь при лечении алкоголизма в большинстве случаев оказывается только самому больному. Для них действуют наркологические диспансеры, антиалкогольные клиники, кабинеты анонимного лечения. В этом направлении работали и печально известные лечебно-трудовые профилактории. Существует обильная информация различных целителях, которые кодируют от алкоголизма. Помощь, однако, нужна не только больным; она крайне необходима и членам их семей.
Организация социально-педагогической помощи семьям, имеющим алкогольную созависимость, строится по следующим направлениям:
- выявление алкогольной зависимости в семье, определение нуждаемости семьи в помощи социального педагога, нарколога, психолога, в критических ситуациях - защита прав ребёнка, консультирование семьи по вопросам помощи, информирование о наличии в городе, районе наркологических служб;
- работа по профилактике пьянства, наркомании и токсикомании среди подростков;
- работа с людьми, страдающими алкогольной зависимостью, но решившими сделать шаг к выздоровлению.
При работе с семьей существует ряд препятствий:
- первое препятствие связанно со сложившимся в нашей культуре отношением к алкоголикам как к морально несостоятельным людям, которые должны быть поставлены вне общества. Понятно, что человеку легче отрицать всё, чем признать себя алкоголиком. Поэтому публикации в местной печати, передачи на местном телевиденье, радио должны быть посвящены пагубным последствиям алкоголизма как специфической болезни, а не этической категории;
- второе препятствие связанно с отсутствием достаточной мотивировки у алкоголика для обращения за помощью по решению своих проблем. Он не хочет их афишировать. Поэтому существуют телефоны доверия;
- третье препятствие связанно с заблуждением всей семьи алкоголика в том, что её задача - заставить алкоголика не пить, не меняясь самой. Чтобы преодолеть такое заблуждение, проводится большая работа социальным педагогом. Его основная задача - доказать членам семьи необходимость таких изменений и настроить их для обращения за соответствующей помощью к психологу. Социальная работа с семьями, страдающими от алкогольной зависимости, является делом новым. Не хватает литературы о работе с семьёй, мало квалифицированных специалистов. Однако нынешнее состояние общества, дальнейшая алкоголизация взрослого и детского населения, рост преступности на этой почве, разбитые семьи и брошенные дети- всё это говорит о необходимости такой работы, обмена крупицами опыта, взаимодействия со всеми заинтересованными организациями и учреждениями[23.c18].
В него входят: консультации с заместителем директора по воспитательной работе, инспектором по охране прав детства, классными руководителями по вопросам организации мероприятий. Это выбор конкретных объектов исследования и регламентация временных рамок. На этом этапе мы выбрали наиболее подходящие объекты - это 9а и 11а классы. В 9а 13 учащихся- 6 мальчиков и 7 девочек. В 11а 15 учащихся- 12 девушек и 3 юношей. Наш выбор обусловлен тем, что это выпускные классы и в них обучаются отдельные учащиеся, замеченные в употреблении спиртного. По статистке в этом возрасте наиболее часто школьники приобщаются к алкоголю.
Включает в себя проведение теста « Определение уровня знаний об алкоголизме» [Приложение 4], скрининг - анкеты «уровень алкоголизма» [Приложение 3]. При анализе данных мы получили следующие результаты:
1. В 9а классе средний уровень знаний об алкоголизме у 9 учащихся, высокий уровень знаний у 4 учащихся, низкий уровень знаний не выявлен. В 11а классе средний уровень знаний об алкоголизме выявлен у 9 учащихся, высокий уровень знаний у 6 учащихся, низкий уровень знаний не выявлен. Как видно из этих данных у учащихся 9а и 11а класса преобладает средний уровень знаний. Более высокий уровень знаний у 11а класса. Это объясняется тем, что они в целом обладают большим объемом знаний и жизненным опытом [Приложение 5].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8