Рефераты. Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников






Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников

66

  • Оглавление.
  • Введение. 3
  • Глава 1 6
    • 1.1 История возникновения и развития алкоголизма. 6
    • 1.2 Действие алкоголя на организм человека. 12
      • 1.2.1 Сердечно-сосудистая система. 12
      • 1.2.2 Нарушение функций дыхания. 13
      • 1.2.3 Действие на пищеварительную систему. 14
      • 1.2.4 Нарушение функций почек. 16
      • 1.2.5 Иммунная система. 16
      • 1.2.6 Нервная система. 16
    • 1.3 Стадии развития алкоголизма. 18
    • 1.4 Действие алкоголя на социально-психологический статус человека. 22
    • 1.5 Особенности алкоголизма у подростков. 25
    • 1.6 Социально - педагогическая деятельность со школьниками, склонными к употреблению алкоголя. 29
      • 1.6.1 Структура социально - педагогической деятельности со школьниками, склонными к употреблению алкоголя. 29
      • 1.6.2 Содержание социально-педагогической деятельности со школьниками, склонными к употреблению алкоголя. 32
      • 1.6.3 Особенности социально-педагогической деятельности с различными возрастными категориями детей, склонных к употреблению алкоголя. 36
    • 1.7 Работа с семьёй, страдающей алкоголизацией. 40
    • 1.8 Профилактика алкоголизма. 42
  • Глава 2. 46
    • 2.1 Выявление зависимости социально- педагогической деятельности по решению проблемы алкоголизации среди школьников и изменением уровня потребления алкогольных напитков. 46
      • 2.1 1 этап. Планирование. 46
      • 2.2 2 этап. Начальное диагностирование. 47
      • 2.1.3 3 этап. Комплекс мероприятий, направленных на повышение уровня знаний об алкоголизме, снижение уровня употребления алкоголя среди школьников. 48
      • 2.1.4 4 этап. Конечное диагностирование. 49
    • 2.2 Рекомендации. 51
  • Заключение. 52
  • Библиография. 54
  • Приложения 56

Введение.

Проблема борьбы с пьянством и алкоголизмом актуальна для большинства стран. Можно без преувеличения сказать, что алкоголь совершил триумфальное шествие по планете, ибо для него не существует границ. И как некогда остро стоит сегодня вопрос о борьбе с пьянством и алкоголизмом в нашей стране. Широкая реклама и продажа алкогольных напитков, социальная, экономическая и психологическая напряженность, неорганизованность досуга и отдыха способствовали росту алкоголизации населения. Регистрируемое ранее снижение заболеваемости хроническим алкоголизмом сменилось ростом, в том числе и наиболее тяжёлого его состояния, алкогольного психоза. По оценкам экспертов в середине 90-х годов Россия заняла первое место по абсолютному уровню потребления алкоголя на душу населения: от 14 до 18 литров в год. И запиваются эти 14 литров 30 литрами пива, которые в общий расчёт не входят, так как пиво не считается алкогольным напитком [4.c8]. Хочется привести данные детской подростковой службы Вологодского областного наркологического диспансера: «В прошлом году среди подростков 13-17 лет был проведён мониторинг. Результаты удручающие: употребление алкоголя и наркотических веществ возросло в 2 раза за последние 5 лет. Как правило, первую каплю алкоголя получают в 11-14 лет, а затем употребляемость колеблется от 1 раза в неделю до 3 раз в месяц». Диагноз «детский алкоголизм» в нашей области поставлен не многим, но число эпизодически употребляющих с каждым годом растёт [16.c20]. Поэтому необходимо организовать деятельность по оказанию помощи школьникам в предупреждении и преодолении проблемы алкоголизации. Эту функцию в школе выполняют классный руководитель, воспитатель, психолог и социальный педагог.

Социально-педагогическая деятельность со школьниками, склонными к употреблению алкогольных напитков, является делом новым. Не хватает литературы о работе со школьниками по решению данной проблемы, мало квалифицированных специалистов, имеющих опыт в данной области. Однако нынешнее состояние общества, дальнейшая алкоголизация подросткового населения, рост преступности на этой почве - все это говорит о необходимости такой работы, обмена крупицами опыта, взаимодействия со всеми со всеми заинтересованными организациями и учреждениями.

В связи с актуальностью проблемы, целью нашего исследования является изучение социально-педагогической деятельности по решению проблемы алкоголизации среди школьников, как одного из направлений работы социального педагога.

Для решения данной цели были реализованы следующие задачи:

1. Рассмотрена история возникновения и развития потребления алкоголя.

2. Изучено действие алкоголя на организм человека.

3. Изучены стадии алкоголизма.

4. Рассмотрены особенности подросткового алкоголизма.

5. Изучена структура социально-педагогической деятельности со школьниками, склонными к употреблению алкоголя.

6. Изучены содержание и особенности работы социального педагога с детьми, склонными к употреблению алкоголя.

7. Рассмотрена профилактика алкоголизма.

8. Рассмотрена работа с семьей, страдающей алкоголизмом.

9. Апробирована практическая часть исследования.

Гипотезой исследования является предположение, что социально-педагогическая деятельность по решению проблемы алкоголизации среди школьников приводит к уменьшению уровня употребления алкогольных напитков среди школьников.

Объектом нашего исследования служит проблема алкоголизации среди школьников.

Предметом же исследования является изучение социально-педагогической деятельности как одного из направлений работы социального педагога по решению данной проблемы.

В изучении данной проблемы мы использовали следующие методы:

- изучение и анализ научной литературы;

- наблюдение за учащимися;

- диагностика учащихся;

- индивидуальные и групповые беседы с учащимися и их родителями;

- лекции, доклады о негативном влиянии алкоголя на человека;

- игра;

- констатирующий эксперимент;

- видео метод;

- анализ результатов.

База исследования: ******************************************************* школа

Выборка: 2 класса - 9а в количестве 13 человек

11а в количестве 15 человек.

Возраст - 14-17 лет, пол смешанный.

Сроки проведения исследования: январь-март 2003г.

Методы обработки информации:

- статистический и качественный анализ полученной информации;

- отображение в виде диаграмм, графиков.

Практическая значимость заключается в использовании данного исследования в деятельности социального педагога при работе с детьми, склонными к употреблению алкоголя.

Глава 1

1.1 История возникновения и развития алкоголизма.

Слово «алкоголь» имеет арабское происхождение и означает «нечто эфирное». Предполагают, что с действием алкоголя люди знакомы с незапамятных времен, когда для утоления жажды употребляли забродившие соки различных плодов, мед. Однако только с появлением керамической посуды, приблизительно за 8 тысяч лет до нашей эры, возникла возможность изготовления в больших количествах слабых алкогольных напитков из меда, соков различных плодов, в том числе и винограда. Из сока пальм, хлебного сусла и меда в Древней Греции и Египте умели получать хмельную брагу. Римляне изготовляли вино из винограда. Они называли вино божественным даром, о нем складывали легенды, оно упоминалось в мифах, ему служили боги, ему посвящались праздники, на которых царило веселье до самозабвения: Бахусу - богу вина, плодородия и веселья у древних римлян - праздник Бахуса, Дионису - богу вина у древних греков - праздник Диониса. Культ Диониса был распространен и среди фракийцев, а Гомер и Софокл воспели средиземноморье как родину винограда и вина. Крепость вин этого времени не превышала 10-20 градусов [5.c35].

Этиловый алкоголь в чистом виде - этиловый спирт - был впервые получен в средние века алхимиками. Первым достиг успеха на этом пути бенедиктинский монах Базилиус Валентинус. Его лаборатория находилась в сумрачном подвале монастыря в Эрфурте. Как большинство алхимиков, Валентинус пытался получить вещество, дающее богатство и власть над людьми. И можно сказать, что это ему удалось. В 1400 году он получил почти безводный спирт. Вероятно, с этого времени два из трех монашеских обетов этого ордена - послушание и воздержание стали нарушаться гораздо чаще. Спустя почти 400 лет (в 1796 году) совершенно безводный спирт получили независимо друг от друга немецкие химики Ловитц и Рихтер [14.c21].

«Демон», «Кровь сатаны», «Змей, бич рода человеческого» - вот как характеризовали вино и пьянство мудрецы прошлого, они же говорили: «Как дым прогоняет пчел, так пьянство удаляет духовные дарования. Когда вино управляет пьяным, он уподобляется лошади без узды». Великий князь Киевской Руси Владимир Мономах писал: «Остерегайтесь лжи и пьянства, в этих пороках душа и тело погибнет».

В Германии, Скандинавских странах и Древней Руси из меда или хлебных продуктов вырабатывали лишь пиво и брагу - напитки с небольшим содержанием алкоголя. После открытия технологии приготовления крепких алкогольных напитков и хлебной водки крепостью до 40-50 градусов пьянство быстро распространилось по всей Европе. Пьянство охватило все слои населения: пили и знатные и простые люди. В начале XVII в английский парламент постановил высокий налог на водку, за нарушение которого виновных подвергали телесному наказанию. Принимались подобные меры и в других странах. Но все они оказались не эффективными по сравнению с покоряющей силой алкоголя, соблазн к употреблению которого поддерживался массовыми заблуждениями людей, обманутых его коварными свойствами.

Интересно отметить, что различные религиозные учения по-разному относились к употреблению алкоголя. Одни (буддистская, конфуцианская религии) выступали против всякого употребления всяких спиртных напитков, другие (христианство) проявляли большую терпимость. Это накладывало некоторый отпечаток употребления алкоголя населением, но ни в малейшей степени не являлось решающим ограничением, так как алкогольные напитки принимались и при религиозных церемониях.

Широкое распространение алкоголизма связано с развитием капитализма, который нес с собой подневольный тяжелейший труд, нищенскую заработную плату, постоянную угрозу безработицы, неуверенность в будущем. Стремление «забыться» становилось массовым. Более того, там, где предпринимателям нужно было дешево купить рабочую силу, появлялось вино. Вся история колониальной политики убедительно свидетельствует, что в течение века капиталы наживались путем спаивания народов. Спиртные напитки ввозились в колонии миллионами литров, приносили разорение, болезни и смерть местных жителей.

Любое эксплуататорское общество заинтересовано в спаивании народа. Поэтому вполне естественно, что как в прошлом, так и в настоящее время во всех капиталистических странах не было и нет единой общегосударственной системы профилактики алкоголизма. С алкоголизмом, который все более широко распространяется, вынуждено было бороться само население. В начале XIX в. в Англии и в США впервые возникли общества трезвости. Они пропагандировали программу трезвости преимущественно с религиозных позиций, обязывая своих членов ни под каким видом не пить спиртных напитков и не предлагать другим. Эти общества организовывали антиалкогольные митинги, шествия распространяли листовки с призывами к воздержанию от вина. Широко участвовали в работе обществ трезвости женщины. В отдельных случаях члены общества сжигали кабаки и трактиры, уничтожали запасы спиртного.

Безусловно, эти общества привлекали внимание широкой общественности к проблеме пьянства и алкоголизма, пропагандировали взгляд на алкоголизм не только как порок, но и как на сложную социально-экономическую, правовую, медицинскую и личностную проблему. В целом же сколько-нибудь серьезного значения для профилактики алкоголизма деятельность обществ трезвости не имела из-за их малочисленности.

Параллельно с этим во многих капиталистических странах расширялось законодательство, направленное главным образом на ограничение, если можно так сказать, внешних атрибутов пьянства. За появление в общественных местах в состоянии опьянения предусматривались специальные наказания для злоупотребляющих алкоголем, начиная от денежных штрафов и кончая тюремным заключением на срок от 3-5 дней до 6-12 месяцев.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.