Компенсаторные механизмы, посредством которых подросток «восстанавливает» подорванное самоуважение, не совсем одинаковы для той, или иной стороны его «Я». Чувство своей недостаточной маскулинности может побудить подростка начать курить и пить, что повышает его самоуважение как «крепкого парня». Кроме того, подростковое самоуничижение снимается девиантсным поведением лишь постольку, поскольку такое поведение принято в соответствующей субкультуре.
Девиантное поведение вначале всегда бывает немотивированным. Подросток хочет соответствовать требованиям общества, но по каким-то причинам (конституционные факторы, социальные условия, неумение правильно определить свои социальные идентичности и роли, противоречивые ожидания значимых других, недостаток материальных ресурсов, плохое овладение нормальными способами социальной адаптации и преодоления трудностей) он не может этого сделать. Это отражается в его самосознании и толкает на поиск в других направлениях.
При этом образуется прочный круг. Девиантные поступки увеличивают привлекательность совершающего их подростка для других, которые принимают такой стиль поведения; совершая антинормативные поступки, подросток привлекает к себе внимание. Вместе с тем девиантные поступки усиливают потребность подростка в социальном одобрении группы. Наконец, девиантные действия вызывают отрицательное отношение к санкции со стороны «нормальных» других, вплоть до исключения девиантного подростка из общения с ним. Это способствует активизации общения подростка с девиантной средой, уменьшает возможности социального контроля и способствует дальнейшему усилению девиантного поведения и склонности к нему. Для этой ситуации характерно формирование обратной зависимости между отношениями подростка в семье и степенью его вовлечённости в девиантные группы. В результате девиантные поступки из немотивированных становятся мотивированными. [12]
Подростковый возраст - как переходный период затягивается в основном из-за большого времени требуемого для усвоения «взрослых ролей». Для достижения статуса взрослости подросткам приходится справляться с рядом задач развития возникающих на этом этапе жизненного пути. В процессе выполнения этих задач могут возникать трудности. В силу различных причин в отрочестве и юности часто имеет место девиантное и деликвентное поведение.
Анализируя личность несовершеннолетнего правонарушителя, отмечаем зависимость от:
1. Наследственно-биологических факторов: отрицательно влияют алкоголизм, предрасположенность к нервным или психическим заболеваниям одного из родителей, патологическая беременность, роды.
2. Ближайшего социального окружения подростка: семья, социально-экономический статус родителей, братьев, сестер, особенности воспитания подростков, школа, положение подростка в классе, ценностные ориентации, друзья, статус подростка в группе друзей.
3. Личностные характеристики подростка: особенности характера и темперамента, ценностно-мотивационный блок, мотивация достижения, уровень притязаний, самооценка и возможные конфликты в области самооценки.
4. Правосознание подростка.
Таким образом, антисоциальное поведение несовершеннолетнего взаимообусловлено влиянием биологических и социальных факторов, учитывая которые, необходимо строить систему воспитания подростков.
В детской и подростковой психологии заключение о девиантном требует осторожности, ибо:
1. Суждение о нем выносят взрослые, в силу различных причин так или иначе находящиеся в оппозиции к детству и психосоциальным издержкам развития.
2. Критериями для суждения о девиантном поведении являются нормы и ожидания ближайшего окружения, от которого ребенок прямо зависим и в котором права ребенка не соблюдаются или попираются. Хотя в формировании девиантного поведения могут участвовать и психические нарушения или расстройства, целесообразно избегать односторонней психиатризации понятия девиантного поведения и связанного с ним психиатрического этикетирования (В. Коган)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алмазов Б. Н. Психологическая средовая дезадаптация
несовершеннолетних. - Свердловск, 1985
2. Васильев В. Л. Юридическая психология. - СПб., 1997
3. Кон И. С. Психология ранней юности.- М., 1989
4. Кон И. С. Психология старшеклассника. - М., 1980
5. Крайг Г. Психология развития. - СПб., 2001
6. Личко А. Е. Типы акцентуаций характера и психопатий
у подростков. - М., 1999
7. Личко А. Е. Эти трудные подростки: записки психиатра. - Л., 1983
8. Личность преступника. - М., 1975
9. Можгинский Ю. Б. Агрессия подростка: эмоциональный и кризисный механизм. - СПб., 1999
10. Раттер М. Помощь трудным детям. - М., 1987
11. Степанов В. Г. Психология трудных школьников. - М., 1988
12. Трудный подросток: причины и следствия / Под редакцией
Татенко В. А. - Киев, 1985
13. Фельдштейн Д. И. Психология воспитания подростка. - М. :Знание, 1978
14. Шихарев П. Н. Жить без алкоголя? - М., 1988
ПРИЛОЖЕНИЕ
Программа по активной профилактической работе социально-негативных явлений среди молодёжи Усть-Илимского района.
Наименование Программы: «Будущему - здоровое поколение»
Основные разработчики: Управление образования
Управление социальной защиты
Управление здравоохранения
Отдел по ФК,С и МП
Комиссия ПДН
Отдел культуры
Администрации Усть-Илимского района
Цель программы:
Целью данной программы является: создание целостной системы по профилактике социально-негативных явлений для достижения указанной цели предусматривается решение следующих задач:
Задачи:
1. создание системы информирования населения по проблемам социально-негативных явлений;
2. создание и совершенствование нормативно-правовой базы и системы оптимального взаимодействия всех структур власти, общественности и заинтересованных ведомств, организаций и учреждений по вопросам профилактической деятельности;
3выявление лиц злоупотребляющих алкоголем и потребляющих наркотические вещества;
4 создание координационного совета, мониторинговой службы для осуществления комплекса аналитико-диагностической деятельности и отслеживания эффективности всех направлений и видов профилактической деятельности;
5. обучение специалистов и представителей общественности новым технологиям предупредительной профилактической деятельности;
6. отработка системы проведения мероприятий целевой профилактической направленности и мероприятий социальной профилактики, обеспечивающих общественно-значимую, трудовую, культурно-досуговую и спортивно-оздоровительную занятость детей, подростков и молодежи;
7. привлечение к профилактической деятельности учащихся, молодежи и подростковые профильные объединения.
Сроки реализации 2004-2008 год.
Ожидаемые конечные результаты реализации программы
- создание системы информационного обеспечения населения о социально-негативных явлений;
- повышение квалификации кадров и общественного актива, обеспечивающих профилактическую деятельность;
- создание местных поселковых организаций по профилактической работе;
- стабилизация профилактики социально-негативных явлений.
Организация управления и контроль над реализацией программы.
С целью осуществления управления и реализации программы при администрации Усть-Илимского района создается координационный совет. Во главе которого - председатель в лице заместителя главы администрации Усть-Илимского района по социальным вопросам и координатор программы в лице - главного специалиста региональной системы О.Г.У. «Центр Профилактики Наркомании».
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6