Рефераты. Бунт молодежи против общественных ценностей: социологический аспект






Ценность - особое общественное отношение, благодаря которому потребности и интересы индивида или социальной группы переносятся на мир вещей, предметов, духовных явлений, придавая им определенные социальные свойства, не связанные прямо с утилитарным назначением этих вещей, предметов, духовных явлений. [2]

Ценностная ориентация - разделяемые личностью социальные ценности, выступающие в качестве целей жизни и основных средств их достижения, являющихся важнейшим фактором, регулирующим, детерминирующим мотивацию личности и ее поведение. [2]

Социальные (общественные) ценности - В широком смысле - значимость предметов и явлений реальной действительности с точки зрения их соответствия и несоответствия потребностям общества, социальной группы, личности; в более узком - нравственные и эстетические императивы (требования), выработанные человеческой культурой и являющиеся продуктами общественного сознания. Индивид интернализирует (усваивает) ценности в процессе своей социализации, являющиеся основой социальных норм. [2]

Отклоняющееся (девиантное) поведение - 1)Поступок, деятельность человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стереотипам, образцам). Как индивидуальный поведенческий акт, отклоняющееся поведение изучается преимущественно психологией, педагогикой, психиатрией.(…)[3]

Основные виды о.п.: преступность, наркомания, проституция, алкоголизм и т.д. [2]

Обычно к о.п. относят лишь негативные явления, наносящие обществу урон и препятствующие социальному развитию. Между тем различные формы социального творчества (научного, технического, художественного и др.) можно рассматривать как позитивные отклонения, поскольку новаторство неразрывно связано с преодолением, нарушением существующих норм, типов деятельности. В борьбе с негативными формами о.п. важную роль играет социальная профилактика. Одно из общесоциальных средств профилактики - развитие социального творчества, как альтернативы антиобщественным проявлениям.[3]

Отклоняющееся поведение (психологический словарь) - система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам.

Основные виды о.п. - преступность и уголовно не наказуемое аморальное поведение (систематическое пьянство, стяжательство, сексуальная распущенность и т.д.) Связь между этими видами поведения состоит в том, что совершению правонарушений предшествует ставшее привычным аморальное поведение.(…)

Первые проявления о.п. иногда наблюдаются в детском и подростковом , возрасте и объясняются незавершенностью формирования личности, отрицательным влиянием семьи и ближайшего окружения, зависимостью от требований группы и принятых в ней ценностных ориентаций.

У детей и подростков такое поведение нередко служит средством самоутверждения, выражает протест действительности и кажущейся несправедливости взрослых.[4]

Сопротивление через ритуал - ритуализованные стили молодежной культуры рабочего класса, а также поведение во время досуга (например, пижоны), которые можно интерпретировать как нацеленные на сопротивление структурным и культурным изменениям. Выражение приобрело ценность после появления его в качестве названия сборника статей, написанных исследователями Центра современных культурных исследований в середине 1970-х гг. Оно показательно для принятого ЦСКИ подхода к изучению субкультур и пользовалось впоследствии влиянием в исследованиях молодежных культур, образования и девиации, в частности, модистов, рокеров и панков (М.Брейк, 1985). Такие молодежные субкультуры возникают во время социального переворота - краха общинности, связанного будь то с относительным богатством или безработицей - и, как полагают, отражают «договорные ответы» на эти обстоятельства. В данном процессе продукты массовой культуры не просто принимаются, но богато интерпретируются, чтобы выразить субкультурные интересы. [1]

Эмпирическая интерпретация:

Показатель

Индикатор

Шкала

1. Взгляды молодежи на маргинализацию

-Преемственность данного поведения;

-Информированность о данном явлении;

Порядковая

Дихотомическая

2 Взгляды молодежи на идеи отречения от общественных ценностей

-Информированность о данных идеях;

-Преемственность этих идей;

Дихотомическая

Порядковая

3. Оценка молодежью маргинализации

- Оценка степени распространенности;

- Оценка нормативности;

Порядковая, оценочная Порядковая, оценочная

4. Степень склонности молодежи к маргинализации

- Определение причин, способствующих принятию данных взглядов;

- Преемственность данных взглядов;

- Наличие знакомых, разделяющих данные взгляды;

Порядковая, ранговая

Дихотомическая

Дихотомическая

5. Социально-демографические характеристики объекта

- Пол;

- Возраст;

- Образование;

- Сфера деятельности (изучаемая область знаний);

- Семейное положение;

- Доход в семье;

- Сфера деятельности родителей

Номинальная

Шк. Отношений

Порядковая

Номинальная

Дихотомическая

Шк. Отношений

Номинальная

Системный анализ:

Субъективные факторы

- Малая группа

- Друзья

- Авторитеты

- Семья

Объективные факторы

- Школа/ВУЗ

- СМИ

- Поп. культура

- Худ. литература

Объект:

Молодой человек

Предмет:

Отношение к маргинализации

Резко отрицательное. Незнание проблемы Частичное разделение

Полное неприятие взглядов

взглядов

Разделение взглядов, Полное разделение

Но неприятие поведения взглядов с соблюдением

норм данного поведения

Рабочая гипотеза программы:

1.А) Больш`ая часть молодых людей не имеет представления о проблеме, либо не выделяют это явление, как социальное, видя причину в юношеском максимализме. Лишь небольшая часть опрошенных признает наличие определенной субкультуры и частично знакома с ее идеями. Степень распространенности не велика, но явление имеет место.

Б) Нормативность: мнения резко делятся два лагеря: одни не понимают такого поведения и оттого не принимают; другие же частично (редко полностью) разделяют взгляды, либо не видят в них ничего противоестественного. Видна зависимость от информированности.

2) Опрошенные не видят опасности в данном явлении, однако, большинство отмечают негативное влияние на общество.

3) Молодежь не слишком склонна к разделению подобных взглядов. Влияние оказывают в основном друзья.

4) Наибольшее влияние оказывают друзья, малая группа. Однако, есть случаи, когда общение начинается на основе сложившихся взглядов, интересов, что свидетельствует о том, что объективные факторы оказывают также не малое влияние.

5)Распространенность взглядов: в основном среди лиц мужского пола, холостых, изучающих гуманитарные области знаний (мало влияющий фактор). Материальная обеспеченность и семья играют второстепенные роли.

Список литературы:

1. Джерри Д., Джерри Д. Большой толковый социологический словарь - М: Вече, 2001.

2. Осипов Т.В. Социологический энциклопедический словарь - М: издательская группа Инфра-М-Норма-1998.

3. Осипов Т.В. Социологический энциклопедический словарь. М: Издательская группа Инфра-М-Норма, 1998.

4. Осипов Т.В. Российская социологическая энциклопедия - М: издательская группа Инфра-М-Норма - 1999г.

5. Конорулина В.Н. Психологический словарь - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003г.

6. Ковалева А.И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория // Социол. исслед. 2003. №1.

7. Ковалева Т.В., Степанова О.К. Подростки смутного времени (К проблеме социализации старшеклассников). // Социологические исследования, М., 1998г. №8

8. Маршак А.Л. Особенности социокультурных связей социально дезориентированной молодежи. // Социологические исследования, М., 1998г. №12

9. Фоминых А.М. Маргиналы и маргинальность. Новосибирск, 1998г.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Инструмент социологического исследования

Российский государственный профессионально-педагогический университет

Институт социологии

Кафедра социологии

Анкета

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.