Рефераты. Библиосоциальная работа в информационном обществе






Компонент 2. Метод БОУ предполагает использование разнообразных источников информации. На этапе подготовки к БОУ важное место занимают вторичные источники, роль которых играют ранее зафиксированные научные данные, относящиеся к предмету исследования. Речь идёт о статистических сведениях, научных публикациях, диссертациях, докладах, картах населённых пунктов, текстах законов, распоряжений органов власти и прочих документах. Анализ содержащейся в них информации создаёт базу метода БОУ, позволяет уточнить его проблему и тему, сформулировать те гипотезы, которые будут проверяться этим методом.

Информация, выработанная исследователями-предшественниками, конечно, первична для использующих метод БОУ т.к., последние начинают свою деятельность с её анализа. Но она называется вторичной потому, что исследователи, работающие по методу БОУ, используют её вторично, ибо первично она выработана не ими, а их предшественниками, и не на основе применения БОУ, а другими методами.

Источниками первично создаваемой методом БОУ информации выступают, с одной стороны, наблюдаемые исследователями события, происходящие в обследуемом микросоциуме, а с другой - оценки этих событий членами этого социума, их мнения, высказывания, невербальные реакции и т.д.

Компонент 3. БОУ состоит из трёх наборов специальных процедур, инструментов и техник, с помощью которых получается и анализируется как первичная, так и вторичная информация.

Инструментальная «корзина» БОУ наполнена весьма разнообразными исследовательскими документами. Большая часть их, естественно в незаполненном виде, заготавливается до начала полевого этапа БОУ. Необходимость их оперативного заполнения в ходе проведения БОУ осложняет технику данного метода.

В комплекс операций БОУ входят две разновидности наблюдения.

· Наблюдение над объектом до групповой дискуссии.

1. Какие признаки объекта поддаются наблюдению?

2. Насколько позволительно по этим признакам судить о качественных характеристиках микросоциума?

3. Чего нельзя узнать о нем с помощью наблюдения?

4. Какие гипотезы можно сформулировать на основе предварительного наблюдения?

5. Каким должно быть конкретное содержание инструментария последующего наблюдения?

· Прямое наблюдение на полевом этапе БОУ проводится для другой цели - фиксации невербальных и вербальных реакций представляющих микросоциум людей на вопросы, поставленные перед ними исследователями. Инструментарий прямого наблюдения должен быть таким, чтобы отражённая в нем информация позволяла сделать однозначные выводы о том, насколько:

1. обсуждаемый вопрос задел участников БОУ за живое, интересен и важен для них;

2. их ответы продуманы, прочувствованы и искренни;

3. поставленный вопрос отражает суть реальной актуальной проблемы микросоциума.

Полуструктурированное интервьюирование (далее-ПСИ) отличается от прочих видов собеседований исследователей с респондентами, прежде всего тем, что первые имеют жёсткую «домашнюю заготовку» лишь по части вопросов, предполагают, что в ходе интервью возникнут другие темы и необходимость их обсуждения. При этом может получиться так, что заранее продуманные вопросы отодвинутся на второй план. Если ПСИ используется в качестве чисто количественного метода, то нарушение запланированной логики беседы не допускается. Но когда ПСИ выступает в роли составляющей комплекса операций БОУ, то не стоит прерывать непредвиденный ход разговора, т.к. в нем может обнаружиться какое-то важное качество обследуемого объекта. В таком случае запрограммированные вопросы следует задать в конце интервью.

Заключение

Изменившиеся социальные условия значительно повысили уровень тревожности населения. Это отразилось как на поведении, так и на всей деятельности пользователей библиотек. В связи с этим чрезвычайно актуальным стало такое направление работы библиотек, как библиотерапия.

Библиотеки могут повысить стрессоустойчивость личности, находящейся в дискомфортном или кризисном состоянии, в том числе и вызванном дестабилизацией информации. Не случайно наиболее творческие личности среди библиотекарей рассматривают библиотерапию как одну из форм работы, ориентированную на читательское развитие и включают в это понятие весь комплекс библиотечных мероприятий.

Представляется, что наиболее плодотворен такой подход к изучению массовой библиотеки, когда она рассматривается не просто как одни из каналов получения книг, а как специфический социальный институт. При этом важно помнить, что библиотека - это не случайный набор книг, а собрание, обладающее определённым смысловым единством (в этом смысле книжный склад и книжный магазин нельзя назвать библиотекой). Причём данным собранием кто-то постоянно пользуется, иначе - это хранилище, коллекция, музей и т.д. Понимаемая таким образом библиотека исторически возникает при определённых условиях - усложнение комплекса идей и знаний, которыми располагает общество; возникновение письменности и т.д., когда социальная общность для поддержания своей идентичности в пространстве и времени начинает создавать собрания письменных текстов - библиотеки.

Производные функции трансформируются в соответствии с текущими задачами. Их реализация базируется на основе, созданной в процессе выполнения библиотекой сущностных функций. На базе ранее сформированных фондов они при необходимости могут включиться в решение определённых общественных проблем.

Однако не следует забывать о такой функции библиотеки, как о социальном институте. Таким образом, исследования в области библиосоциальной работы позволяют не только шире взглянуть на библиотеку, но и вносят вклад в социологию в целом, дополняя её новыми методами исследования.

Наряду с простыми методами существуют довольно трудоёмкие исследования, которые могут быть реализованы лишь при участии сравнительно большого количества людей. Но такие способы как раз и обеспечивают наиболее эффективное решение социально значимых проблем.

Список использованной литературы

1. Большая советская энциклопедия: [В 30 т., Текст] / 3-е изд. - М.: Сов. энцикл., 1970. - Т. 3. - 640 с.

2. Джерелиевская, И.К. Библиотечная коммуникация как феномен рыночных отношений [Текст] // Науч. и техн. б-ки. - 1993. - № 5. - С. 20-32.

3. Жадько, Н.В. Анализ сущностных характеристик библиотеки как социокультурного института [Текст] // Библиотековедение.- 1996.- № 3.- С. 54-64.

4. Мотульский, Р.С. Национальный вопрос и издательская политика в последние годы существования СССР [Текст] // Печать. Молодежь. Рынок: Тез. докл. 3-й науч.-практ. конф. молодых ученых и специалистов печати, Москва, 22-25 сент. 1992 г. / М-во печати и информ. Рос. Федерации. - М., 1992. - С. 113-115.

5. О повышении роли библиотек в коммунистическом воспитании трудящихся и научно-техническом прогрессе: Постановление ЦК КПСС, 8 мая 1974 г. [Текст] // Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК / Ин-т марксизма-ленинизма при ЦК КПСС.- 8-е изд., доп.-М., 1978.-Т. 11. -С. 338-393.

6. Основы современной социологии [Текст] С.И. Григорьев, Ю.Е. Растов. - М.: Профессия, 2001.

7. Работа с читателями: Учеб. [Текст] / Под ред. В.Ф.Сахарова, И.М. Цареградского. - М.: Сов. Россия, 1961. - 239 с.

8. Селиверстова, Е.Т. О функциях библиотек [Текст] // Библиотека.-1992.-№1. -С. 27-29.

9. Серов, В.В. Новый этап библиотечного строительства в СССР. [Текст] - М.: Книга, 1975. -48с.

10. Советский читатель: Опыт конкретно-социологического исследования [Текст] / Гос. б-ка СССР им. В.И. Ленина. - М.: Книга, 1968. -343 с.

11. Соколов, А.В. Социальные функции библиотечной и библиографической деятельности [Текст] // Науч. и техн. б-ки СССР.- 1984.-№6/ -С. 19-27.

12. Столяров, Ю.Н. Библиотека: структурно-функциональный подход [Текст] / Ю.Н. Столяров. - М.: Книга, 1981. - 255 с.

13. Столяров, Ю.Н. Структурно-функциональный анализ библиотеки как системы - теоретико-методологическая основа повышения эффективности и качества библиотечного обслуживания: Автореф. дис. [Текст] / Гос. б-ка СССР им. В.И.Ленина. - М., 1982. -29 с.

14. Столяров, Ю.Н. Что такое библиотека?: (О её сущности и исходных функциях) [Текст] // Библиотековедение. - 1999. -№7/12. - С. 20-33.

15. Сукиасян, Э.Р. Классификация или типология? [Текст] // Науч. и техн. б-ки, 1996. - № 10. - С.3-10.

16. Трофимова, Р.А. Использование метода БОУ в библиосоциологии [Текст] // Теория и практика библиотечного дела на Алтае. /АлтГАКИ, каф. Библиотековедения и библиосоциальной работы.- Изд-во АГИИК, 2003. - Вып. 5. - С. 14-27.

17. Трофимова, Р.А. Социально-экологические исследования: использование современных методик [Текст] // Теория и практика библиотечного дела на Алтае. /АлтГАКИ, каф. Менеджмента информационных ресурсов и библиосоциальной работы.- Изд-во АлтГАКИ, 2008. - Вып. 10. - С. 8-11.

18. Фирсов, В.Р. Социальная роль - социальные функции - библиотечная деятельность. Проблема принципа ограничения [Текст] // Методологические аспекты изучения процессов функционирования библиотечных систем: Сб. науч. тр. / ГПБ им. М.Е. Салтыкова-Щедрина. - Л., 1982. - С. 21-36.

19. Фрумин, И.М. Библиотековедение: объект, предмет, функции [Текст] // Библиотекарь. -1977 .- № 2. - С. 64-68.

20. Фрумин, И.М. О социальных функциях библиотечно-библиографических систем Мысли в связи с дискуссией [Текст] // Науч. и техн. б-ки СССР. - 1985. - № 9. - С. 8-14.

21. Хропач, А.Н. Главные идеи и принципиальные позиции [Текст] // Сов библиотековедение. - 1989. - № 5. - С. 5-7.

22. Шилов, Л.А. Важные аспекты содержания работы библиотек [Текст] // Сов библиотековедение. - 1980. - №6. - С. 3-14.

23. Яцкунас, Ж.С. Методологические принципы определения функций библиотеки [Текст] // Науч. и техн. б-ки СССР. - 1986. - № 4. - С. 18-21.

Размещено на Allbest.ru

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.