Рефераты. Библиосоциальная работа в информационном обществе






В последнее время библиотековеды занялись активным поиском единственной функции, определяющей сущность библиотеки как социального института. Главный методологический принцип данного подхода заключается в утверждении, что всем общественным институтам, сферам человеческой деятельности, продуктам культуры, в том числе и библиотекам, свойственна строгая и однозначная специфическая функция. Начало этому подходу положил Ю.Н.Столяров, выделив наряду с сущностными (кумулятивной и утилитарной) в качестве имманентной коммуникативную функцию. Свою позицию он обосновывает тем, что «...основное социальное предназначение библиотеки ... состоит в обеспечении пространственно-временного акта коммуникации...» [13, с 22].

В то же время В.Р. Фирсов, рассматривая социальные функции библиотек и выделяя их из функций культуры, приходит к выводу, что основная функция библиотек «социализирующая, обусловленная преобразующим свойством фонда... Все остальные функции остаются ей подчинёнными и её конкретизирующими» [18, с. 28].

Несколько позже, во время дискуссии о социальных функциях библиотек, Ж.С. Яцкунас тоже предпринял попытку выделить одну, сущностную функцию библиотеки. Он не разделяет позицию тех авторов, которые считают, что библиотека выполняет целый ряд социальных функций, и ставит задачу определения единственной специфической функции библиотеки, «такой функции, которую реализует только библиотека и ничто кроме библиотеки» [23, с. 19]. Этой функцией, по мнению Ж.С. Яцкунаса, является организация общественного пользования определенным образом сформированных фондов документов. В осуществлении именно этой функции, считает автор, заключается «важнейшая, ничем не заменимая роль библиотеки, обеспечивающая её статус самостоятельного учреждения культуры».

§ 2. Направления библиосоциальной работы в историческом контексте

Исходя из основных направлений деятельности современных библиотек в процессе реализации сущностных функций, по нашему мнению, можно выделить такие основные производные социальные функции: содействия образованию и воспитанию, информационного обеспечения научно-производственной деятельности, культурную. Каждая из названных функций может выступать в качестве доминирующей по сравнению с остальными в конкретной библиотеке.

Наиболее изученной среди производных функций библиотек является группа функций, которые условно можно назвать педагогическими. Среди них наиболее часто называют образовательную, воспитательную, учебную, педагогическую, просветительную, в помощь образованию и самообразованию и др. Данные функции формировались на протяжении многих веков. В начале своего существования библиотеки часто создавались и развивались в органическом единстве с учебными заведениями. Как отмечает Ю.Н. Столяров, «в древнем Ираке, Иране (XI в.) существовали так называемые "присоединённые библиотеки" (присоединённые - к школам (медресе), мечетям, мавзолеям, больницам), где хранение книг сочеталось с преподаванием, обучением».

С первых лет советской власти библиотеки стали рассматриваться как внешкольные учреждения и были переданы в ведение Народного комиссариата просвещения. Основными задачами библиотек того периода являлись ликвидация неграмотности и внешкольное воспитание трудящихся. Участвуя в кампании по ликвидации неграмотности, библиотеки выступали не только в качестве пассивных участников данного процесса, комплектуя фонды соответствующими изданиями и распространяя их среди обучающихся, но и организовывали кружки по ликвидации неграмотности, за счёт своих ресурсов обеспечивали весь процесс обучения. С ликвидацией неграмотности в стране образовательная функция библиотек постепенно начала сводиться к обеспечению учебного процесса в школах и других учебных заведениях необходимыми учебными материалами. В данном качестве она и закрепилась за библиотеками всех учебных заведений. Для реализации этой функции они формируют многоэкземплярные фонды учебных изданий, а также других материалов, необходимых для осуществления учебного процесса.

Воспитательная функция библиотек с первых лет советской власти, в первую очередь, реализовывалась через воспитание трудящихся в духе приверженности марксистско-ленинским идеям, и в этом она была близка идеологической функции. Данное требование оставалось практически без изменений до конца 1980-х годов. Наряду с идеологическим воспитанием взрослых реализация воспитательной функции была связана с воспитанием разных категорий учащихся в процессе учёбы. Именно в этом смысле данная функция присуща библиотекам современных учебных заведений и публичным библиотекам, участвующим посредством координации своей деятельности с учебными заведениями в учебно-воспитательном процессе. Воспитательная функция реализуется за счёт формирования фонда необходимых документов и предоставления их в распоряжение учащихся и преподавателей, путём проведения различных массовых мероприятий, направленных на учебно-воспитательные цели.

Суть деятельности современной библиотеки, за редким исключением, заключается не в непосредственном осуществлении процесса образования и воспитания, а в содействии ему в качестве вспомогательной структуры. Поэтому данную функцию, по нашему мнению, более целесообразно назвать функцией содействия образованию и воспитанию. Она присуща библиотекам разных типов и видов, однако реализуется ими с учётом собственных целей и задач.

Следующей, наиболее часто называемой специалистами, является функция содействия развитию науки и производства. В специальной литературе её ещё называют и так: научно-информационная, научно-производственная, производственная, информационного обеспечения науки и производства, обеспечения научно-технического прогресса, в помощь научно-техническому прогрессу, в помощь профессионально-производственной и научной работе, производственно-вспомогательная.

Вместе с тем публичные библиотеки как учреждения сферы культуры осуществляют разные виды деятельности по организации свободного времени и досуга жителей своих населённых пунктов. Одним из наиболее распространённых видов такой деятельности является предоставление пользователям разных видов литературы, в первую очередь художественной, для чтения в свободное время. Библиотеки также организуют кружки художественной самодеятельности, проводят разные по форме и содержанию массовые мероприятия. Данное направление деятельности библиотек часто связывают с рекреационной функцией, реализация которой способствует восстановлению сил человека, израсходованных в процессе трудовой деятельности.

После ликвидации КПСС как единственной правящей партии и с началом формирования в республиках бывшего Советского Союза многопартийной системы и строительства демократического правового государства, в котором все партии, не запрещённые законом, имеют равные права на пропаганду своих взглядов, произошёл отказ библиотек от выполнения идеологической функции. Это сыграло положительную роль и содействовало демократизации библиотечного дела страны.

Библиотекой в зависимости от её типа и вида, как правило, реализуется одновременно несколько производных функций, однако одна из них выступает в качестве доминирующей. Так, библиотекам учебных заведений в значительно большей степени, чем библиотекам других типов, присуща функция содействия образованию и воспитанию.

Научно-технические библиотеки промышленных предприятий и научных учреждений реализуют в своей деятельности функцию информационного обеспечения науки и производства. Для публичных библиотек более характерна культурная функция.

Производные функции трансформируются в соответствии с текущими задачами. Их реализация базируется на основе, созданной в процессе выполнения библиотекой сущностных функций. На базе ранее сформированных фондов они при необходимости могут включиться в решение определённых общественных проблем.

Библиотековедами и библиотекарями-практиками социальные функции библиотек нередко обозначались и продолжают в отдельных случаях обозначаться при помощи таких понятий, как «общественная роль библиотеки», «социальная роль библиотеки», «социальная миссия библиотеки», «цель библиотеки», «задачи библиотеки».

Глава 2. Исследование конкретных методик библиосоциальной работы

В качестве методик библиосоциальной работы можно выделить такие методики, как: анкетирование, интервьюирование, тестирование, «проблемное колесо», картограммирование, БОУ.

§ 3. Простые методики

Анкетирование - одно из основных технических средств конкретного социального исследования; применяется в социологических, социально-психологических, экономических, демографических и других исследованиях. В процессе анкетирования каждому лицу из группы, выбранной для анкетирования, предлагается ответить письменно на вопросы, поставленные в форме опросного листа - анкеты.

По форме вопросы разделяются на открытые и закрытые. Открытые вопросы дают более глубокие сведения, но при большом числе анкет приводят к значительным трудностям в обработке в связи с нестандартностью ответов. По содержанию вопросы делятся на объективные (об образовании, возрасте, заработной плате и др. опрашиваемого; при этом следует учитывать субъективные искажения при ответе) и субъективные, которые выявляют социально-психологическую установку опрашиваемого, его отношение к условиям своей жизни и определённым событиям. Ответы на вопросы носят, как правило, анонимный характер.

Основные правила построения анкеты: логическая последовательность тем, затрагиваемых вопросами; интерес опрашиваемого должен расти от вопроса к вопросу; отсутствие слишком сложных или интимных вопросов; соответствие формулировки вопросов образовательному уровню опрашиваемой группы; в закрытых вопросах должны быть предусмотрены все возможные варианты ответов; общее количество вопросов не должно быть слишком большим - анкетирование не должно утомлять или раздражать опрашиваемого.

Анкетирование может проводиться тремя способами: анкета заполняется в присутствии сборщика индивидуально; групповое заполнение в присутствии сборщика; опрашиваемые самостоятельно заполняют и для сохранения анонимности одновременно сдают анкеты; «почтовое» анкетирование, когда анкета раздаётся или рассылается на дом, а затем опрошенным возвращается по почте. С целью повышения эффективности опроса перед массовым анкетированием, как правило, проводятся пробные опросы (50-100 анкет) для выбраковки неудачных вопросов.

Интервьюирование - способ проведения социологических опросов как целенаправленной беседы интервьюера и опрашиваемого. Интервью делятся на два класса - свободные (глубокие, клинические, фокусированные) и стандартизированные (формализованные). Свободное интервью носит характер длительной непринуждённой беседы, в которой вопросы интервьюера обусловлены конечной целью исследования. Свободное интервью часто является начальным этапом разработки стандартизированного интервью или анкеты, проверкой приемлемости вопросов, информационной ёмкости ответов, а интервьюер выступает как исследователь.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.