Рефераты. Аттитюд как оценивающее отношение к социальным объектам






С помощью и при активной поддержке Роберта Парка, Эмори Богардус разработал классическую методику, при помощи которой, как уже понятно из самого названия шкалы, можно измерить степень толерантности или интолерантности одной этнической группы по отношению к другой. Респондентам предлагается выразить свое согласие или несогласие с семью монотонными (кумулятивными) суждениями, относящимися к определенной социальной/этнической группе: от «желательно установление близкого родства путем брака» до «не должны проживать в моей стране». Предполагается, что эти суждения отражают соответствующие «социальные дистанции», желательные для респондента по отношению к типичным членам изучаемой группы, что психологическое расстояние между последовательными суждениями одинаково, и групповая оценка определяется как сумма или среднее по группе. Особенностью этой шкалы является то, что каждая оценка автоматически включает в себя все последующее и исключает все предыдущее.

Шкалограммный анализ Л.Гуттмана

Американский психолог Луи Гуттман в 1941 году предложил методику шкалограммного анализа. Цель Гутмана заключалась в построении гомогенных (однородных) шкал посредством кумулятивных высказываний. Он критиковал все существующие шкалы за их многомерность и отмечал, что если мы имеем ряд каких-то показателей, то в нем наблюдается определенная последовательность. Шкалограммный анализ Гуттмана предполагал такой порядок расположения пунктов по шкале, чтобы в зависимости от ответов все опрошенные могли быть размещены на ней в один ряд - «по ранжиру». Это означает, что балл установки респондента однозначно отображается на шкальном континууме. Все отвечающие положительно на данный вопрос размещаются в начале ряда, а отрицательно -- в конце.

В основе шкалирования по Гуттману лежит схема ответов, допускающих следующие операции:

1. Балл установки респондента равен сумме положительных реакций (числу знаков +) на высказывание.

2. Балл установки позволяет воспроизвести реакции на отдельные суждения.

Годными для шкалирования признаются лишь те суждения, которые дают монотонную последовательность ответов.

В последние годы наблюдается падение популярности шкалы Гутмана, что связано, прежде всего, с тем, что очень сложно построить шкалу, содержащую более 5-6 позиций удовлетворяющую всем критериям кумулятивности шкалы Гуттмана. Шкалу также критикуют за относительную неустойчивость. Однако данной методике достаточно часто отдается предпочтение при разработке коротких опросников с хорошей дискриминационной способностью. Исследователи также отмечают, что шкала Гуттмана работает лучше всего с конструктами, которые иерархичны и высоко структурированы, например социальная дистанция.

Семантический дифференциал Ч. Осгуда

Ставшая уже классической, ассоциативная методика семантического дифференциала была разработана американским психологом Чарльзом Осгудом совместно с его коллегами Д.Суси и П.Танненбаумом в 1957 году. Этому предшествовало серьезное факторно-аналитическое кросс-культурное исследование, показавшее, что люди понимают или присваивают значение словам и понятиям в соответствии с тремя доминирующими аспектами - оценкой (хорошо-плохо), потенциальной силой (сильный-слабый), и активностью (активный- пассивный). Кроме того, было установлено, что сумма баллов по одному из трех аспектов высоко коррелирует с измерениями по двум другим аспектам. Основываясь на полученных результатах, ученые создали шкалу, с помощью которой стало возможным измерение аттитюдов исходя из того значения, которое человек придает слову или понятию, ассоциируя его при этом с объектом своей оценки.

Пары противоположных эмоционально-оценочных прилагательных располагают на числовой оси, в результате чего для каждой пары антонимов получают пяти- или семи- балльную шкалу. Оценки, данные по каждой шкале, переводятся в баллы. Далее вычисляется средняя оценка по всем шкалам семантического дифференциала. Она и является количественной характеристикой общего эмоционального отношения респондента к объекту установки. Отношение считается положительным, если средняя оценка также положительная; отношение рассматривается как отрицательное, если соответствующая средняя оценка отрицательная. Сила эмоционального отношения, соответственно, отражается в абсолютной величине полученной средней оценки.

Популярность методики семантического дифференциала заметно возросла в последние годы. Как считают специалисты, основным преимуществом данного измерительного инструмента является предоставляемая им возможность для измерения имплицитных аттитюдов. Кроме того, семантический дифференциал очень хорошо зарекомендовал себя при проведении кросс-культурных исследований. Методика также популярна в силу того, что она может быть достаточно легко модифицирована, и использование специально отобранных исследователем прилагательных позволяет разрабатывать целевые шкалы, ориентированные на конкретные группы респондентов.

Графические шкалы. Очень широко для измерения социальных установок применяются графические шкалы. Респондентам предлагается графическое изображение континуума, на котором они могут выбрать любую точку в качестве индикатора своей установки по отношению к какому-то объекту. Одним из вариантов подсчета баллов является измерение длины в миллиметрах от начала континуума до обозначенной точки.

Большой популярностью пользуются графические шкалы-рисунки, например, часто используются изображения лестницы-стремянки и термометра. Считается, что шкалы-рисунки обладают большим коммуникативным потенциалом.

К числу достоинств графических шкал относят то, что исследователь может выбрать любой интервал. Основным недостатком данного измерительного инструмента является отсутствие стандартных ответов.

Шкалирование на основе данной фиксированной суммы

Респонденту предлагается определенная сумма баллов, например 100 баллов, которую он должен распределить между несколькими вариантами ответов в зависимости от своего предпочтения.

Эта методика, по мнению исследователей, лучше всего работает с респондентами, имеющими более высокий образовательный уровень. Кроме того, увеличение стимулов, между которыми распределяется фиксированная сумма, также может осложнять процедуру.

Измерение с использованием процедуры сортировки

Наиболее распространенная методика с использованием процедуры сортировки предусматривает простое подразделение карточек с написанными на них словами или же фотографий (часто и то и другое) на несколько подгрупп или классов.

Одной из наиболее востребованных на сегодняшний день методик для измерения аттитюдов является Тест Имплицитных Ассоциаций (IAT) - компьютерная методика, в основу которой также заложен принцип сортировки или классификации. Тест Имплицитных Ассоциаций (IAT) был разработан и впервые апробирован в 1998 году известным американским психологом Энтони Гринвальдом и его коллегами. Данная методика предназначена для измерения силы автоматических или имплицитных ассоциаций. Респондентам предлагается сортировать или классифицировать целевые концепты (в оригинальном исследовании Э.Гринберга это были «цветы» и «насекомые») и атрибутивные концепты - приятные и неприятные потенциальные дескрипторы целевых концептов. Так, например, в одном из вариантов Теста Имплицитных Ассоциаций, предназначенного для измерения этнических установок между белым и чернокожим населением США, респонденту предлагают классифицировать приятные слова («любовь» и пр.), неприятные слова («бомбы» и пр.), а также типичные характеристики (или фото- образы) афро-американцев и белого населения. Классификация или сортировка осуществляется путем нажатия одной из двух клавиш, причем респонденты вынуждены в принудительном режиме ассоциировать сначала чернокожих и приятные слова (и, соответственно, белых и неприятные слова), а затем наоборот - чернокожих и неприятные слова (и, соответственно, белых и приятные слова). Так же принудительно они должны производить и категоризацию фотографий-образов. Кроме слов и фотографий-образов в подобных тестах очень часто используются символы конкретных стран. При измерении установок учитывается время с момента предъявления стимула до реакции путем нажатия клавиши и ошибки в отнесении слов или образов к определенному классу. Чем меньше времени нужно респонденту, чтобы соединить стимулы из одной целевой категории с позитивными дескрипторами и чем больше времени ему нужно, чтобы соединить стимулы из этой же категории с негативными дескрипторами, тем более позитивными являются его имплицитные установки по отношению к этой целевой категории по сравнению с установками к другой целевой категории.

Использование данной методики позволяет исследователю измерять имплицитные установки респондентов. Именно это считается основным достоинством Теста Имплицитных Ассоциаций [Olson, Fazio, in press].

Таким образом, методологический инструментарий, используемый в настоящее время для измерения аттитюдов или социальных установок, представлен аксиоматическими, психометрическими, психологическими и нереактивными методами. Выбор метода, прежде всего, зависит от целей и задач конкретного эмпирического исследования, а также характеристики респондентской группы. Достаточно часто исследователь не ограничивается одним лишь методом и применяет целый комплекс методик. В этой связи нельзя обойти вниманием публикацию известного индийского психолога М. Арула, который ставит под сомнение целесообразность множественного подхода при измерении установок. Ссылаясь на мнение своих коллег, ученый обращает внимание на то, что увеличение количества инструментов не гарантирует само по себе лучших и более точных результатов. Более того, если используемые измерительные инструменты окажутся не подходящими, то любое увеличение их количества автоматически приведет к увеличению ошибок при измерении установок.

3. Концептуальные подходы к изучению межэтнических установок

Изучение аттитюдов или социальных установок проводилось и проводится в самых разных контекстах, наиболее распространенным из которых является область межэтнических взаимоотношений. Актуальность исследования межэтнических установок обусловлена, прежде всего, тем фактом, что отслеживание состояния взаимоотношений между различными этнокультурными группами, образующими общество, составляет, наряду с политическими и экономическими аспектами взаимоотношений этих групп, важнейший элемент концепции национальной политики государства.

В современной психологической науке накоплен достаточно большой опыт изучения межэтнических установок. Наибольшее количество работ по данной проблематике было выполнено психологами из стран, принимающих большое количество мигрантов - США и Канады. Геополитические процессы последних десятилетий привели к активизации внимания к этим вопросам со стороны ученых из стран Западной Европы и России.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.