Рефераты. Аттитюд как оценивающее отношение к социальным объектам






Дискуссии по поводу достоинств и недостатков аксиоматического и психометрического подходов к измерению порой приобретают очень острый характер. Так некоторые теоретики в области измерения дошли до того, что назвали нерепрезентативный подход оксимороном, т.е. парадоксом, сочетанием несочетаемого, столкновением противоположностей. А измерение с применением широко используемой шкалы Р. Лайкерта, по мнению сторонников этого направления, является «измерением по указу». Что же касается аксиоматического подхода, то в качестве одного из основных его достоинств заявляется возможность проведения более защищенных измерительных процедур. Однако, сравнительно недавно, некоторые из поборников репрезентативной традиции опубликовали работы, в которых аксиоматическое измерение сравнивается ими с революцией, которая не состоялась. К числу причин неудачи этой «революции» ученые относят:

• трудности математического порядка;

• отсутствие эмпирически доказанного потенциала;

• очевидную невозможность избежания ошибок;

• конфликт с традиционными стилями исследования в психологии.

Еще одним доводом не в пользу репрезентативного измерения, как утверждают данные исследователи, является ограниченное количество примеров их успешного применения в социальной психологии.

Другая группа психологов, выступая в защиту аксиоматического подхода, утверждают, что «революция переживает всего лишь свои первые этапы, и последние исследования с использованием репрезентативных методов измерения свидетельствуют о том, что именно они составляют ту основу, от которой смогут отталкиваться будущие поколения ученых- психологов».

Таким образом, асксиоматический (репрезентативный) и психометрический (нерепрезентативный) подходы к измерению развиваются параллельно. Каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Задачей же исследователя является выбор наиболее адекватного измерительного инструментария в традиции того или иного подхода, с учетом всех объективных и субъективных факторов, целей и задач конкретного исследования.

Тем не менее, несмотря на непрекращающиеся попытки сторонников аксиоматического измерения доказать неопровержимые, как они полагают, преимущества своих методов, приходится констатировать, что большинство измерений в социальной психологии, включая измерение социальных установок, выполняется в контексте психометрического подхода. Одним из примеров аксиоматического измерения является известная шкала Л. Терстоуна, которая стала первой применяться для измерения социальных установок. К числу наиболее востребованных психометрических методов измерения относятся:

• шкала Р. Лайкерта;

• шкала Л. Гуттмана;

• шкала социальной дистанции Э. Богардуса;

• семантический дифференциал Ч. Осгуда.

Получение вербального самоотчета от респондента требует от него выполнения одной из следующих задач:

• оценочного шкалирования;

• ранжирования;

• сортировки;

• выбора на основе сравнения.

Шкалирование предполагает оценку величины характеристики или качества оцениваемого объекта. Процедура ранжирования означает расположение измеряемых объектов в порядке отдаваемого им предпочтения, на основе какой-то характеристики. Сортируя оцениваемые объекты, респонденты, по сути, классифицируют их, подразделяя на несколько (а иногда только две) групп. Выбора на основе сравнения производится между двумя или несколькими альтернативами. Все эти принципы положены в основу выше перечисленных шкал.

Как показал проведенный нами анализ первоисточников, в отечественной и западной психологии применяются две основные классификации измерительных эталонов. Одной из наиболее распространенных является континуальная классификация, предложенная в свое время Стэнли Стивенсом. В этой классификации шкалы упорядочены по мере повышения их способности удовлетворять требованиям многообразных операций с числами. В данной классификации выделяется пять классов шкал:

• номинальная шкала (неупорядоченная шкала наименований);

• частично упорядоченная номинальная шкала;

• порядковая шкала или полностью упорядоченная ординарная шкала (например, шкала рангов или ранговая шкала);

• интервальная шкала (шкала равных интервалов);

• шкала пропорциональных оценок.

Все эти виды шкал предназначаются для квантификации одномерных распределений, т.е. измерения некой протяженности в одном и только в одном континууме свойств. Фактически же в настоящее время часто используются многомерные измерения, моделирующие объект.

В основу другого подхода заложены сразу два принципа, в соответствии с которыми методы психологического шкалирования классифицируются в зависимости от:

• типа построения шкалы, т.е. является ли она шкалой наименований, шкалой порядка и т. д.

• степени структурной сложности шкалы (методы измерения чувствительности, методы одномерного шкалирования, методы многомерного шкалирования).

В условиях лабораторного эксперимента для измерения социальных установок активно применяются психологические методы с использованием кожно-гальванической реакции, лицевой электромиографии, электрокардиограммы, фиксирования расширения зрачка, измерения давления крови и др..

Все чаще и чаще исследователи прибегают к использованию нетрадиционных измерительных процедур, среди которых достаточно большое распространение получают так называемые нереактивные или «ненавязчивые» методы измерения. Эти методы не требуют сотрудничества с носителями установок, их непосредственного физического присутствия. Отсутствие необходимости вторжения в социальное окружение человека или группы людей также рассматривается как одно из достоинств нереактивного измерения. «Ненавязчивые» методы подразумевают, в частности, исследование физических следов эрозии, истирания предметов или, наоборот, нароста на них; внимательное исследование частных или общественных архивов и пр. Можно согласиться с М.Арулом, когда он говорит о потенциале использования данных методов. На наш взгляд, однако, представляется достаточно спорным употребление термина «измерение» по отношению к нереактивным методам. Мы полагаем, что было бы более оправданным включать их в методы наблюдения.

Из-за ограниченности объема диссертационного исследования, а также в силу того, что измерение как таковое не является темой нашей научной работы, мы дадим лишь общую характеристику основных методик, используемых и в западной и в отечественной социальной психологии для измерения аттитюдов, обращая особое внимание на преимущества и слабые стороны каждой них.

Шкала равнокажущихся интервалов Л. Терстоуна. Чикагский психолог и социолог Л. Тернстоун впервые изложил общие принципы измерения отношения людей к различным социальным явлениям в своей статье «Аттитюды могут быть измерены», опубликованной в 1928 году. Созданная ученым шкала «равнокажущихся интервалов» стала одним из основных методов при измерении отношения людей к власти, расизму, национализму, общественным организациям и процессам.

Особенностями шкалы Терстоуна являются равенство расстояний между единицами шкалы и одномерность, или однородность вопросов, суждений. В основе шкалы служат категориальные суждения, отобранные и классифицированные по результатам предварительного опроса экспертов. Задача экспертов - отсортировать суждения в определенном порядке в соответствии со степенью выраженности в них благожелательного или неблагожелательного отношения к определенному социальному объекту. Шкальное значение высказывания - медианное положение, приписанное группой экспертов. Таким образом, шкала типа терстоуновской представляет собой совокупность высказываний, которые равномерно распределены в континиуме установок. Утверждения в шкале также отбираются на основе их однозначности и их внутренней согласованности. Отвечающий на шкалы установок выбирает все утверждения, с которыми он согласен. Итоговый показатель - медианная шкальная оценка отмеченных высказываний. К недостаткам метода относят его громоздкость, высокую затратность, а также влияние установок эксперта при классификации суждений. Кроме того, в число дополнительных трудностей специалисты включают длительность процедуры с использованием данной шкалы. Тем не менее, шкала Терстоуна дает возможность довольно точно измерить отношение людей к тем или иным событиям и явлениям социальной жизни, исходя из конкретной ситуации.

Шкала суммарных оценок Р. Лайкерта. В 1932 году американский психолог Ренсис Лайкерт опубликовал статью «Техника измерения аттитюдов», в которой он предложил иные принципы построения шкалы и обработки полученных данных. Ученый назвал свою процедуру «шкалой суммарных оценок», что достаточно точно отражает общий принцип ее построения.

В противоположность процедуре равных расстояний высказывания отбираются не на суждениях группы экспертов, а на основе ответов испытуемых, которые предъявляются им в процессе разработки теста.

Выделение категорий высказываний осуществляется по степени их интенсивности. Критерием отбора суждений выступает внутренняя их согласованность (коэффициент корреляции с итоговым показателем), хотя иногда используется и внешний критерий - реальное поведение. Количество суждений, составляющих предварительную шкалу, относится к их числу в итоговой шкале как 4:1. Измерение установки предполагает оценку набора суждений по пятибалльной шкале, включающей пять категорий ответов: полностью согласен, согласен, не уверен, не согласен, полностью не согласен. Кроме пятибалльных используются также семи и девятибалльные шкалы. Достаточно часто данные, полученные с помощью лайкертовских шкал, редуцируют до номинального уровня, объединяя все ответы в две группы - «принимаю» или «отвергаю». Итоговый показатель - суммарная оценка по всем видам суждений интерпретируется в соответствии с установленными эмпирическими нормами.

В настоящее время шкала суммарных оценок Лайкерта является наиболее популярной методикой для измерения социальных установок. Ее преимущество состоит, прежде всего, в том, что она относительно надежна даже при небольшом количестве высказываний. Кроме того, шкалы типа лайкертовских не требуют больших трудовых и материальных затрат. Критикуют данную методику за то, что она обычно достигает лишь порядкового типа шкал, хотя процедура построения претендует на интервальную шкалу.

Шкала социальной дистанции Э. Богардуса. Шкалу социальной дистанции Богардуса часто правомерно называют первым инструментом, разработанным специально для измерения социальных установок и разного рода предубеждений, в первую очередь этнических и религиозных. Хотя в качестве официальной даты чаще фигурирует 1933 год, фактически шкала была создана в 1920-е годы, когда Эмори Богардус возглавлял национальное исследование по проблемам взаимоотношения между этническими группами, проживающими в Тихоокеанском регионе США.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.