Наблюдение - один из самых распространенных способов познания. В социологических исследованиях наблюдение является методом сбора первичных эмпирических данных и предполагает: четко поставленную исследовательскую цель, систематичность, аккуратное документирование результатов наблюдения, связь с теориями и социологическими знаниями, проверку и контроль. Как правило, социологи осуществляют наблюдения за членами исследуемой группы, либо не вмешиваясь и не участвуя в их действиях (скрытое наблюдение), либо принимая участие в их деятельности (метод включенного наблюдения). Во многих ситуациях наблюдение представляется единственно возможным методом получения данных. Иногда люди оказываются не в состоянии или просто не хотят рассказывать о своем образе жизни. Возможно, это происходит потому, что их образ жизни не отвечает требованиям закона, представляет собой отклонение от общепринятой нормы, или просто они не хотят раскрывать свои тайны. Помимо прочего, с помощью наблюдения невозможно изучать события прошлого. В таких случаях особенно полезны архивные исследования.
Архивное исследование - исследование существующих исторических свидетельств и документов, составленных или хранимых другими лицами или организациями. Этим методом исследуют: данные переписи, правительственные статистические отчеты, газетные материалы, книги, журналы, личную переписку, речи, фольклор, судебные архивы, произведения искусства и результаты исследований других ученых-социологов. Новое приложение ранее собранных данных для некой другой цели может иметь большое значение.
Преимущество архивных исследований состоит в том, что они дают ученым возможность проверить свои гипотезы на более широких временных и пространственных отрезках, чем это возможно при использовании других методов. Социологи более уверены в правильности гипотезы, если имеют возможность проверить ее на примере целого ряда культур и исторических эпох, не ограничиваясь одной группой людей в одном конкретном времени и месте. Однако ограничения свойственны и этому методу. Основная проблема заключается в том, что отсутствие или недостаточная точность документов часто препятствует проведению адекватной проверки. А когда материал имеется в наличии, его часто бывает трудно категоризировать следовательно, чтобы получить ответ на вопрос исследования.
В таблице 1 представлены положительные и отрицательные стороны каждого из методов (см. стр. 25).
Конкретное социологическое исследование (КСИ) - это система теоретических и эмпирических процедур, позволяющая получить новые знания о социальном объекте (процессе, явлении) для решения фундаментальных и прикладных задач. Социологическое исследование состоит из четырех взаимосвязанных этапов: 1) подготовка исследований; 2) сбор первичной социологической информации; 3) подготовка собранной информации к обработке и ее обработка на ЭВМ; 4) анализ обработанной информации, подготовка отчета по итогам исследования, формулирование выводов и рекомендаций. Различают три основных вида социологического исследования: разведывательное, описательное и аналитическое.
Можно сказать, что именно социальная информация составляет основу конкретных исследований в со-циологии, поскольку именно она является объектом обработки и анализа, и именно информация, обработанная тем или иным мето-дом, представляет изучаемые яв-ления и процессы. Это побудило меня включить в курс лекций со-циологии российских реформ спе-циальный раздел о социальной информации.
Дать определение социальной информации не так уж сложно: это -- совокупность сведений о социальных процессах в обще-стве, которые накоплены в раз-ных источниках, -- в сборниках статистических материалов и офи-циальных документов (например, указов Президента, постановлений Правительства и др.). в газе-тах и журналах, в архивных до-кументах, в научных изданиях, в анкетах и интервью, записанных на кассеты и электронные носи-тели, и др.
Говоря о социальной информа-ции, следует отметить, что за го-ды реформ роль информации в российском обществе заметно воз-росла. Налицо информационный бум. В СССР об изучении общест-венного мнения, о возможности измерения рейтингов мало кто знал. Сегодня все это вошло в на-шу повседневную жизнь, чему не-мало способствуют избиратель-ные кампании, которые практи-чески непрерывно идут во всех регионах России. Ведь именно со-циальная информация является главным орудием борьбы разных претендентов за власть. Более то-го, технологии «паблик рилейшнз» в последние годы приобрели в России статус нового социального института.
В России продолжается рост количества издаваемых газет и журналов. Многие издания со-здают собственные аналитиче-ские центры (например, имеет его «Новая газета»), которые на рын-ке информационных услуг успеш-но конкурируют со многими специ-ализированными НИИ и центра-ми общественного мнения. Через прессу с социальной информаци-ей знакомятся миллионы людей.
Таблица 1
Четыре основных метода социологических исследований
Метод исследования
Сильные стороны
Слабые стороны
Полевая работа
1. Обычно дает более богатую и “углубленную” информацию, чем другие методы
1. Может применяться только при изучении относительно небольших групп и сообществ
2. Дает возможность исследователю вести себя гибко -- менять стратегию и следовать новым ориентирам, если они возникают
2. Результаты касаются только изученных групп и сообществ; обобщение на основе единичного полевого исследования весьма проблематично
Опросы (обследования)
1. Возможно получение эффективных наборов данных для большого количества индивидов
1. Собранный материал может оказаться поверхностным; если опросники жестко стандартизированы, то важные различия точек зрения респондентов могут быть искусственно сглажены
2. Дают возможность точного сравнения ответов респондентов
2. Ответы могут содержать то, что люди говорят о своих убеждениях, а не то, что они думают на самом деле
Документальное исследование
1. Исследование может оказаться глубоким или охватить большие группы людей в зависимости от типа изучаемых документов
1. Исследование зависит от существующих источников, а они могут быть неполными
2. В особенности важно в том случае, когда работа либо целиком историческая, либо имеет определенную историческую направленность
2. Трудно определить, насколько источники отражают реальные тенденции, например, в случае с некоторыми видами официальной статистики
Эксперименты
1. Можно контролировать степень влияния тех или иных переменных
1. Многие аспекты социальной жизни не могут быть перенесены в лабораторию
2. Эксперимент легче повторить другим исследователям
2. На ответы участников эксперимента может оказать воздействие ситуация эксперимента
5. Антов А. Понятие «социальная структура» в современной социологии // Социологические исследования 2003 г. №7 с. 36-38.
6. Арутюнян Ю.В. Трансформация постсоветских наций. По материалам этносоциологических исследований М.: Наука, 2005.
7. Бальцерович Л. Социализм, капитализм, информация. Очерки на рубе-же эпох. М., 1999.
8. Богомолов О.Т. Анатомия глобальной экономики. М.: ИКЦ «Академкни-га», 2004.
9. Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире. СПб.: Университетская книга, 2001.
10. Вебер М. Основные социологические понятия // Вебер М. Избранные про-изведения. М.: Прогресс, 2004.
11. Властные элиты и номенклатура: Аннотированная библиография россий-ских изданий 1990--2000 гг. СПб.: ИС РАН, 2001.
12. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. Учебник для вузов. / Под ред. В.И. Добренькова. - М.: Гардарика, 2004. - 432 с.
13. Вопросы социологии: Финансовое поведение населения России. М.: Socio-Logos, 2004.
14. Гидденс Э. Социология. - М.: Эдиториал УРСС, 2005.
15. Заславская Т.И. О социальном механизме постсоветских преобразований в России. М., 2002.
16. Заславская Т.И. Социетальная трансформация российского общества. М.: Дело, 2002.
17. Заславская Т.И., Рывкина Р.В. Социология экономической жизни. Очерки теории. Новосибирск: Наука, 2003.
18. Зборовский Г.Е. Общая социология. - М.: Гардарики, 2004.
19. Кравченко А.И. Социальная структура: статусы и роли // Социально-политический журнал 2003 г. №2 с.98-106.
20. Общая социология. Учебное пособие. Под общ. ред. Эфендиева А.Г. - М., 2000.
21. Основы общей теории: Учеб. пособие/ Под ред. Г.В. Осипова, Л.Н.Москвичева. М., 2006. C. 80-84.
22. Рофе А. И. Экономика и социология труда. - М.: Мик, 2001.
23. Слюсорянский М.А. и др. Проблемы стратификации российского общества в переходный к рынку период // ПГТУ П. 2005.
24. Смелзер Н. Социология. - М.: Феникс, 2001.
25. Социология: Учеб. пособие для студентов вузов. /А.Н. Елсуков, Е.М. Бабосов, А.Н. Данилов и др., Под общ. ред. А.Н. Елсукова. - Мн.: Тетра-Системс, 2003.
26. Социология: Учеб. пособие для студентов вузов/ А.Н. Елсуков, Е.Н. Бабосов, А.Н. Данилов.-Изд-е 4-е, стереотип. - Мн.: «Тетра-Системс», 2003.
27. Социология: Учебник/Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.- Изд. 2-е, испр. и доп.- М.: Гардарики, 2003.- 512
28. Социология: Учебник/Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.- Изд. 2-е, испр. и доп.- М.: Гардарики, 2003.- 512 с.: ил.
29. Спасибенко С.Г. Социология. Человек как объект и предмет социологического изучения // Социально-гуманитарные знания. - 1999. - №6. с.34-56.
30. Тадевосян Э.В. Социология. - М.: Знание, 2004.
31. Тощенко Ж.Т. Социология. - М.: Прометей, 2004
32. Фролов С.С. Социология: Учебник для вузов. М., 2003. С. 20
33. Харчева В.Г. Основы социологии: Учебник. М., 2006. C.8-12.
34. Эркки Калеви Асп. Введение в социологию. -Спб.: Алетейя, 1998.
37. Ядов В.Я. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М.: Наука, 2005.
Страницы: 1, 2