27
Конкретное социологическое исследование (КСИ) - это система теоретических и эмпирических процедур, позволяющая получить новые знания о социальном объекте (процессе, явлении) для решения фундаментальных и прикладных задач. Социологическое исследование состоит из четырех взаимосвязанных этапов: 1) подготовка исследований; 2) сбор первичной социологической информации; 3) подготовка собранной информации к обработке и ее обработка на ЭВМ; 4) анализ обработанной информации, подготовка отчета по итогам исследования, формулирование выводов и рекомендаций. Различают три основных вида социологического исследования: разведывательное, описательное и аналитическое.
Разведывательное - наиболее простой вид, решающий ограниченные задачи и изучающий небольшие обследуемые совокупности. Оно имеет упрощенную программу и применяется в случае неисследованных проблем, для получения дополнительной информации об объекте, для уточнения гипотез и задач, для получения оперативных данных.
Описательное исследование - более сложный вид, предполагающий получение эмпирических сведений для целостного представления об изучаемом явлении, имеющий полную программу и применяющийся к большой общности с разнообразными характеристиками.
Аналитическое исследование - самый сложный вид, преследующий цель не только описать изучаемое явление, но и выяснить причины, которые лежат в его основе и обусловливают характер, распространенность, остроту и другие свойственные ему черты. Оно представляет наибольшую ценность, требует значительного времени и тщательно обработанной программы.
По динамике объекта выделяют точечное (разовое) исследование и повторное (несколько исследований того же объекта через определенные промежутки времени по единой программе). Конкретное социологическое исследование может быть широкомасштабным или локальным.
В распоряжении социологов имеются четыре основных метода сбора данных: эксперименты, опросы общественного мнения, наблюдение и архивное исследование.
Анализ документов. Этот метод позволяет получать све-дения о прошедших событиях, наблюдение за которыми уже невозможно. Изучение документов нередко позволяет выя-вить тенденции и динамику их изменений и развития. Ис-точником социологической информации выступают обычно текстовые сообщения, содержащиеся в протоколах, докла-дах, резолюциях и решениях, публикациях, письмах и т. п. Особую роль выполняет социальная статистическая инфор-мация, которая долгое время была закрытой, использовалась в крайне ограниченном объеме. Между тем эта информация существенно влияет на общие выводы, более четкое и ре-альное понимание происходящих процессов и явлений.Не менее важное значение приобретает контент-ана-лиз, который активно применяется в исследованиях средств массовой информации, являясь незаменимым методом груп-пировки текстов.
Опрос -- самый распространенный метод сбора первич-ной информации. С его помощью получают почти 90% всех социологических данных. В каждом случае опрос предпола-гает обращение к непосредственному участнику и нацелен на те стороны процесса, которые мало поддаются или не поддаются вообще прямому наблюдению. Вот почему опрос незаменим, когда речь идет об исследовании тех содержа-тельных характеристик общественных, коллективных и межличностных отношений, которые скрыты от внешнего глаза и дают о себе знать лишь в определенных условиях и ситуациях.
Две основные разновидности социологического опроса: анкетирование и интервьюирование. При анкетировании опрашиваемый сам заполняет воп-росник в присутствии анкетера или без него. По форме проведения оно может быть индивидуальным или группо-вым. В последнем случае за короткое время можно опросить значительное число людей. Оно бывает также очным и за-очным. Наиболее распространенные формы заочного: поч-товый опрос; опрос через газету, журнал.
Интервьюирование предполагает личное общение с оп-рашиваемым, при котором исследователь (или его полно-мочный представитель) сам задает вопросы и фиксирует ответы. По форме проведения оно может быть прямым, как говорится, «лицом к лицу» и опосредованным, например, по телефону.
В зависимости от источника (носителя) первичной социо-логической информации различают опросы массовые и спе-циализированные. В массовом опросе основным источником информации выступают представители различных социаль-ных групп, деятельность которых непосредственно не свя-зана с предметом анализа. Участников массовых опросов принято называть респондентами. В специализированных опросах главный источник информации -- компетентные лица, чьи профессиональные или теоретические знания, Жизненный опыт позволяют делать авторитетные заключе-ния. По сути дела участниками таких опросов являются эксперты, способные дать взвешенную оценку по интересующим исследователя вопросам. Отсюда еще одно широко Распространенное в социологии название таких опросов -- экспертные опросы или оценки.
Социологическое наблюдение представляет собой целе-направленное и систематизированное восприятие какого-ли-бо явления, черты, свойства и особенности которого фиксируются исследователем. Формы и приемы фиксации мог быть различными: бланк или дневник наблюдения, фототеле- или киноаппарат и другие технические средства.
Страницы: 1, 2