Таблица 2.1 - Структура сделок с земельными участками в России в 1996 - 1999 гг.
Виды сделок
1996
1997
1998
1999
Кол-во сделок (площадь, га)
%
Аренда государственных и муниципальных земель
3427200 (20308400)
-
3561047 (23351700)
88.09
3995491 (24523294)
90.49
4733347 (72028548)
90.56
Продажа прав аренды государственных и муниципальных земель
8104 (6844)
0.16
Продажа государственных и муниципальных земель
43907 (8990)
10
20897 (7029)
0.52
11467 (7483)
0.26
22191 (15821)
0.42
Купля-продажа земли гражданами и юридическими лицами
218759 (33622)
51
265689 (59324)
6.57
234590 (40945)
5.31
291771 (45361)
5.58
Дарение
34094 (8270)
8
33581 (6095)
0.83
26452 (6610)
0.60
22443 (5832)
0.43
Наследование
132171 (128448)
31
158512 (49323)
3.92
144735 (47037)
3.28
147533 (47606)
2.82
Залог
760 (2982)
2983 (3016)
0.07
2789 (3693)
0.06
1240 (694)
0.02
Итого
3856891 (20490712)
100
4042709 (23476487)
4415524 (24629062)
5226629 (72150706)
Использование государственных и муниципальных земель на правах аренды являлось основной формой земельных отношений при сделках во всех субъектах Российской Федерации, за исключением Ингушской Республики, где в 1999 году была осуществлена продажа прав аренды земли на 7 участков (1,38 га).
Рисунок 2.2 - Операции на рынке земли в России 1996-2001 гг.
Сделки по купле-продаже земли гражданами и организациями также занимали значительную часть в структуре всех сделок, или 5,6% (291,8 тыс. на площади 45,4 тыс. га). По сравнению с 1998 г. количество таких продаж в целом по Российской Федерации увеличилось на 24%, особенно вырос объем продаж земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства. В 1999 г. не продавались земельные участки между гражданами и юридическими лицами в Москве, в республиках Северная Осетия, Тува, Дагестан, Ингушской; а также в Ненецком, Ямало-Ненецком, Таймырском автономных округах.
В 1999 году продажа государственных и муниципальных земель отсутствовала в 16 субъектах Российской Федерации. Количество земельных участков, переданных государственными органами власти и органами местного самоуправления в собственность гражданам и юридическим лицам за плату, составило лишь 22,2 тыс. на площади 15,8 тыс. га.
Рисунок 2.3 - Продажа государственных и муниципальных земель в России в 1996 - 1999 гг.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 ноября 1997 г. № 1263 "О продаже гражданам и юридическим лицам предназначенных под застройку земельных участков, расположенных на территориях городских и сельских поселений или права их аренды" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 1998 г. № 2 "О порядке организации проведения таких торгов в субъектах России" принимались соответствующие законодательно-нормативные акты. В результате чего за 1999 г. в 41 территории Российской Федерации была проведена продажа прав аренды на 8104 земельных участков гражданам и организациям. Такая форма земельно-правовых отношений наиболее развита в Москве. В то же время в 26 субъектах России земля была продана в собственность на аукционах (417 участков на площади 1730,3 га) и конкурсной основе (108 участков на площади 21,65 га). В этих случаях участки выставлялись на продажу в основном для жилищного строительства и сельскохозяйственного производства.
Количество прочих сделок с землей: наследование, дарение и залог, ограничено, особенно по залогу земли (0,02%). В 1999 г. объем сделок по дарению земельных участков сократился по сравнению с прошлым годом на 15% и по залогу на 56%. Площади земельных участков, вовлеченных в сделки между гражданами, составляют около 1% от всех используемых ими земель.
В последние годы сделки с земельными участками также активно заключаются и реализуются. Особенно это связано с тем, что постепенно нормализуется нормативная база по данному вопросу.
Таким образом, можно сказать, что рынок земли в России находится в стадии активного развития. При этом государство в данном вопросе играет достаточно активную роль.
Итак, в данной работе были рассмотрены такие вопросы как особенности становления земельного рынка в России, земельный фонд, находящийся в распоряжении нашей страны и ее отдельных регионов, тенденция его изменения за 14 лет, а также особенности и статистика сделок с земельными участками в Российской Федерации.
В результате выполнения работы можно сделать ряд выводов.
Во-первых, земля это особое богатство для любой страны, так было и будет всегда. Именно она кормит население, дает ему возможность трудиться. Это один из основных факторов производства, который к тому же является невозобновимым.
В соответствии с этими особенностями приобретает свои особенности и рынок земли, на котором также как и на любом другом действуют законы спроса и предложения.
Наша страна обладает огромными земельными ресурсами, структура которых представлена и сельскохозяйственными, и водными, и лесными, и т.д. Все эти ресурсы требуют бережного отношения и грамотного использования. Причем в решении этой задачи очень велика роль государства.
Вместе с переходом к рыночной экономике в России началось преобразование различных ее отраслей, не исключение и земельный рынок. За годы реформ долго обсуждались вопросы правильной организации земельных отношений в нашей стране. И основной проблемой долгие годы было отсутствие однозначного законодательства по данному вопросу, несмотря на то, что регулярно разрабатывались и внедрялись новые нормативно-правовые документы. Многие из них не решали сути вопроса.
Сейчас ситуация постепенно стабилизируется. Введены в действие многие законы, Земельный Кодекс и т.п. Активно реализуются сделки с земельными участками в течение многих лет.
Вместе с тем еще существуют нерешенные вопросы, но развитие данной области уже достаточно стабильно.
В ходе земельной реформы важно стратегически грамотно и рационально распорядиться этим богатством. Сейчас, наверное, главная обязанность органов власти, и всех, кому не безразличны судьбы отечества, создать необходимые условия для того, чтобы сельскохозяйственные земли остались в руках тех крестьян, которые не забыли родовые традиции отношения к земле, как к матери-кормилице. Т.е. были доступны им в условиях рынка. Результат реформирования действительно будет судьбоносен, и поэтому нужно идти "в народ", разъясняя суть реформы. Поэтому активно должны работать по этому вопросу и СМИ.
49. Горемыкин В.А. Современный земельный рынок в России. - М.: Дашков и Ко, 2004. - 624 с.
50. Дерюгина Т.В. Объекты сервитутного правоотношения // Журнал российского права. - № 5. - май 2001г.
51. Ерофеев Б.В. Земельное право России. - М.: Юрайт-Издат, 2004. - 656 с.
52. Зайвая А.В. Правовые аспекты земельных отношений в современной России // http://www.tiei.ru/ppage/pages/75/HTML/Zaivaia_tezis.htm.
53. Интервью с П.В. Крашенинниковым, доктором юридических наук, председателем Комитета Государственной Думы по законодательству // Законодательство. - № 3. - март 2002г.
54. Калинин Н.И. Право собственности и иные права на землю // Законодательство. - 1997. - №1.
55. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (постатейный). Изд. 3-е, испр. и доп. / Под ред О.Н.Садикова - М.: Юридическая фирма Контракт; Инфра - М. - 1998.
56. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации / Под ред. Крассова О.И.. - М.: Фонд Правовая Культура. - 2002г.
57. Комментарий к Земельному кодексу. Из книги "Комментарий к земельному законодательству Российской Федерации" / Рук. авт. коллектива Бархатов М.В. - М.: Юрайт-Издат. - 2002г.
58. Комментарий к Федеральному закону "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Из книги "Комментарий к земельному законодательству Российской Федерации" / Рук. авт. коллектива Бархатов М.В. - М.: Юрайт-Издат. - 2002г.
59. Комментарий к Федеральному закону "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" сельскохозяйственного назначения". Из книги "Комментарий к земельному законодательству Российской Федерации" / Рук. авт. коллектива Бархатов М.В. - М.: Юрайт-Издат. - 2002г.
60. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. Окунькова Л.А. - Фонд «Правовая культура». - М. 1999.
61. Постатейный научно-практический комментарий части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (с изменениями и дополнениями на 1 апреля 2001 г.) (в ред. Федерального закона от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ с изменениями, внесенными Федеральными законами от 20 февраля 1996 г. № 18-ФЗ, от 12 августа 1996 г. № 111-ФЗ, от 8 июля 1999 г. № 138-ФЗ) / Под ред. Эрделевского А.М. - М.: БЕК. - 2000;
62. Проваторов В.В. Трансформация земельного фонда России за последние 10 лет // http://geopub.narod.ru/student/pravotorov/author.htm.
63. Распределение и структура земельного фонда России // http://ecolife.org.ua/data/sdata/sd3-15.php.
64. Сиваков Д.О. О правовом регулировании водно-земельных отношений // Журнал российского права. - № 1. - январь 2002г.
65. Скрябина О.Л. Землепользование и земельные платежи // Финансовая газета. Региональный выпуск. - № 19. - май 1999г.
66. Станкевич Н.Г. Вещные права на землю юридических лиц в законодательстве России и Беларуси// Журнал российского права. - № 4. - апрель 2002г.
67. Суров А.Ф. Правовые аспекты использования земель органами пограничной службы // Журнал российского права. - № 11.- ноябрь 2002г.
68. Шагайда Н. Формирование рынка земель сельскохозяйственного назначения в России // Отечественные записки.2006, № 1.
69. Экология: Земля // http://studref.susya.ru/st1/index.php?un=16735.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7