1.9. Эксплуатационные затраты при работе агрегата
При работе машинно-тракторного агрегата расход горючего на единицу выполненной работы находят по уравнению:
g = (QpТр + QxТх + QoТо) / Wсм, кг/га,
где Qp, Qx и Qo - часовой расход топлива двигателем трактора при ра-боте, соответственно, под нагрузкой, на холостом ходу и на остановках, кг/ч,
Тр, Тх и То - соответственно время чистой работы, холостого движения агрегата и продолжительность работы двигателя во время остановок на загоне, часы.
Время чистой работы агрегата под нагрузкой определяют сле-дующим образом:
Tp = Тсмф, ч.
Продолжительность работы двигателя на остановках складывает-ся из следующих показателей:
To = (tтех + tотд)Tp + ТТУ, ч,
где tтех и tотд - коэффициент простоев агрегата (из расчета на один час чистой работы) на технологическое обслуживание и отдых механизато-ров,
ТТУ - среднее время простоев агрегата на техническое обслужи-вание машин в течение смены, ч.
Время движения агрегата на холостом ходу рассчитывают по вы-ражению:
Тх = Тсм - (Тпз+Тр+Тo), ч,
где Тпз = 0,14 ... 0,30 - подготовительно-заключительное время на еже-сменный технический уход и приемку-сдачу агрегата, ч.
Затраты рабочего времени на единицу выполненной работы можно определить следующим образом:
Зт = (nмех + nbc) / Wч, чел.ч/га,
где nмех - число работников, непосредственно обслуживающих агрегат, чел.;
nbc - число вспомогательных рабочих, чел.
Затраты энергии на единицу выполненной работы находят по формуле:
Зэ = Ne / Wч, кВт.ч/га,
где Ne - эффективная мощность двигателя трактора, кВт.
Определим эксплуатационные затраты при работе агрегата на базе трактора К-701.
Tp = Тсмф = 7*0,8 = 5,6 (ч);
To = (tтех + tотд)Tp + ТТУ = (0,04 + 0,07) * 5,6 + 0,5 = 1,2 (ч);
Тх = Тсм - (Тпз+Тр+Тo) = 7 - (0,14 + 5,6 + 1,2) = 0,06 (ч);
g = (QpТр + QxТх + QoТо) / Wсм =
(44*5,6 + 18*0,06 + 6,8*1,2) / 28,84 = 8,9 (кг/га);
Зт = (nмех + nbc) / Wч = (1 + 2) / 4,12 = 0,73 (чел.ч/га);
Зэ = Ne / Wч = 198,6 / 4,12 = 48,2 (кВт.ч/га).
Эксплуатационные затраты при работе агрегата на базе трактора Т-70СМ:
To = (tтех + tотд)Tp + ТТУ = (0,02 + 0,05) * 5,6 + 0,25 = 0,642 (ч);
Тх = Тсм - (Тпз+Тр+Тo) = 7 - (0,14 + 5,6 + 0,642) = 0,618 (ч);
(13,5*5,6 + 5,6*0,618 + 1,5*0,642) / 41,3 = 1,94 (кг/га);
Зт = (nмех + nbc) / Wч = (1 + 2) / 5,9 = 0,5 (чел.ч/га);
Зэ = Ne / Wч = 51,5 / 5,9 = 8,7 (кВт.ч/га).
Результаты расчетов по составам машинно-тракторных агрегатов для внесения твердых органических удобрений и их технико-экономических показателях сведем в табл. 1.
Таблица 1
Расчетные данные по составам агрегатов для внесения твердых
органических удобрений
Состав агрегата
Режим работы
Технико-экон. показатели МТА
трактор
сцепка
с/х машины
передача
рабочая скорость, Vp, км/ч
рабочая ширина захвата, Bp, м
коэфф. использования тягового усилия, зи
расчетная эксплуатационная производительность, га
расход топлива, g, кг/га
затраты труда, Зт, чел.ч/га
затраты мех. энергии, Зэ, кВт.ч/га
в час,
Wч
в
смену,
Wсм
К-701
-
ПРТ-16М
7
7,36
0,57
4,12
28,84
8,9
0,73
48,2
8
8,28
0,7
4,6
32,2
8,0
0,65
43,2
Т-70СМ
МТТ-Ф-8
6
10,56
0,9
5,9
41,3
1,94
0,51
8,7
8,64
1,4
4,83
33,8
2,38
0,62
10,6
Анализируя расчетные данные, можно сделать вывод: внесение твердых органических удобрений следует вести агрегатом Т-70СМ + МТТ-Ф-8 на шестой передаче. В этом случае выше сменная производительность (41,3 га/смену), самые малые затраты труда (0,51 чел.ч/га), топлива (1,94 кг/га) и механической энергии (8,7 кВт.ч/га),
1.10. Мероприятия по охране труда и технике безопасности
Во избежание несчастных случаев и аварий при работе на машинно-транспортном агрегате необходимо соблюдать следующие правила: к управлению машиной допускаются лица, получившие право на управление этой машиной; запрещается работать на машине с неисправной системой управления и ходовой частью, при неработающих и неисправных тормозах, при неисправных приборах электроосвещения и сигнализации, с неисправными топливными баками и топливопроводами; категорически запрещается допускать к работе на машине лиц в нетрезвом состоянии; в кабине машины всегда должны находиться аптечка первой медицинской помощи, огнетушитель и инструмент, прилагаемый к машине.
Приступая к работе, водитель обязан убедиться в исправности всех механизмов и частей агрегата. Водитель должен провести наружный осмотр всех механизмов машины, проверить надёжность крепления агрегатов машины. После запуска двигателя водитель обязан опробовать в холостую все механизмы и проверить их исправность. Работать на машине, имеющей неисправности, запрещается.
Перед троганием машины с места необходимо убедиться, что путь свободен, подать звуковой сигнал и только после этого трогаться с места.
Во время работы машины запрещается выходить из неё, высовываться в окно, открывать двери кабины. Запрещается водителю переходить на ходу с трактора на прицеп и обратно. Категорически запрещается смазывать, исправлять неисправности и регулировать машину на ходу, также запрещается во время работы двигателя машины проводить какие либо работы под машиной. Категорически запрещается передавать управление машиной другим лицам. С наступлением темноты запрещается работать на машине без освещения фарами спереди и сзади машины. Запрещается переезжать железнодорожные пути в местах, для этого не предназначенных, переезжать железнодорожные пути разрешается лишь на первой скорости. Запрещается при работе двигателя заливать в бак горючее, нельзя курить во время заправки, уровень топлива мерят только мерной линейкой.
В случае аварии необходимо немедленно остановить машину и выключить двигатель.
По окончании работы водитель должен поставить машину на предназначенное для стоянки место, остановит двигатель, выключить «массу», забрать ключ зажигания и запереть кабину.
Водитель обязан предупреждать сменщика обо всех замеченных во время работы неисправностях машины.
Выводы и предложения
Рациональная организация применения удобрений возмож-на на основе проектирования и технических расчетов. Исполь-зуется два принципа построения технологических процессов: постоянный уровень производительности производственной линии, постоянный состав механизированных подразделений.
В первом случае к известному погрузочному средству под-биралось необходимое по условиям эксплуатации количество транспортных, транспортно-распределительных или распреде-лительных средств. Кажущийся максимальный эффект от ис-пользования комплексов машин, сформированных для каждых условий эксплуатации технических средств, - расстояние транс-портирования, состояние дороги, размер поля, доза внесения и т.д. - не может быть достигнут по ряду причин.
Для внесения каждого вида удобрений применяются техни-ческие средства для погрузки, транспортировки, перегрузки, распределения с различными технологическими и конструктивными параметрами, используются они по различным техноло-гическим схемам внесения, выполняют операции в изменяю-щихся условиях эксплуатации (различные расстояния транспор-тирования удобрений от хранилища до поля, дозы внесения, размеры поля, состояние дорог, рельеф местности и т. д.), встре-чающиеся с различной частотой.
Повысить эффективность использования комплексов ма-шин можно лишь путем разработки и применения различных методов воздействия. Основными методами являются:
1. Сочетание двух принципов построения производствен-ных процессов: постоянный состав комплекса машин по применению удобрений, используемых в изменяющихся условиях эксплуатации; постоянный уровень производительности производственной линии, когда для каждого условия эксплуатации определяется требуемое количество транспортно-технологических (транспорт-ных) и других средств.
2. Использование двух и более типов разбрасывателей при внесении удобрений по одной технологической схеме с обосно-ванием границ рационального применения каждого и оптими-зацией в механизированных отрядах.
3. Оптимизация границ перехода от одной технологической схемы к другой с оптимизацией состава механизированных под-разделений.
4. Введение в перевалочную технологическую схему без разрыва потока удобрений во времени перегрузчиков-компен-саторов с оптимальной вместимостью.
5. Составление экономико-математических моделей процес-сов внесения удобрений в виде математического ожидания функ-ции от случайных аргументов: расстояний транспортирования удобрений от хранилища до поля, размеров поля, дозы внесения и др., так как расчеты по средним величинам приводят к рас-хождению результатов до 34%.
6. Повышение производительности транспортных и транс-портно-технологических средств.
Литература
1. Антышев Н.М., Бычков Н.И. Справочник по эксплуатации тракторов М.: Россельхозиздат, 1985.
2. Бубнов В.З., Кузьмин М.В. Эксплуатация машинно-тракторного парка. М.: Колос, 1980.
3. Орманджи К.С. и др. Правила производства механизированных работ в полеводстве. М.: Россельхозиздат, 1983.
4. Поляк А.Я. и др. Справочник по скоростной сельскохозяйственной технике. М.: Колос, 1983.
5. Эксплуатация машинно-тракторного парка. Методические указания к выполнению курсовой работы по механизации и электрификации сельскохозяйственного производства: Для студентов агрономических специальностей. / Составители А.А. Прохоров, Ю.А. Иванов, С.А. Преймак. - Саратов: СГАУ им. Н.И. Вавилова, 2002.
6. Эксплуатация машинно-тракторного парка: Учебное пособие / Под общ. ред. Р.Ш. Хабатова. - М.: ИНФРА-М, 1999.
Страницы: 1, 2, 3, 4