При установлении рациональной системы севооборотов и структуры посевных площадей учитывают многие факторы. Среди них особое место занимают план производства и реализации про-дукции, качество пашни, обес-печенность средствами производства и трудовыми ресурсами, ко-личество осадков, их распределение по месяцам и т. д. Необходи-мо лучшие площади пашни отводить под наиболее экономически выгодные культуры (озимая пшеница, сахарная свекла, подсолнечник).
Рациональная структура посевных площадей обеспечивает с организационной точки зрения производство тре-буемого количества продукции в необходимом для хозяйства ассортименте при ра-циональном использовании производственных ресурсов; с агрономической -- размещение всех культур по лучшим предшествен-никам и высокий уровень агротехники; с экономической -- полу-чение максимума прибыли с единицы земельной площади [9].
При обосновании рациональной структуры посевных площа-дей, проектировании и освоении севооборотов проводится эконо-мическая оценка подсолнечника. Для экономичес-кой оценки данной культуры использу-ют показатели: выход продукции и прибыли с 1 га посевов, трудо-емкость производства и себестоимость 1 ц продукции, уровень рентабельности. Предваритель-ная оценка может быть проведена по плановым показателям уро-жайности и материально-денежным затратам, рассчитанным по технологическим картам культуры. Отправным моментом при составлении технологических карт является обоснование плановой урожайнос-ти.
При планировании подсолнечника используют различные методы: балансовый (по выносу пита-тельных веществ культурой при формировании 1 ц зерна), экстра-поляции (выравнивание фактического ряда урожайности и перенос значения соответствующих параметров ее прироста на перспекти-ву), от достигнутого уровня с учетом прироста факторов, влияю-щих на урожайность, индивидуальной прибавки урожайности и др. [7]
Необходимый объем производства подсолнечника определяется с учетом договорных обязательств предприятия, конъюнктуры рынка, внутрихозяйственных и других потребнос-тей.
Технологическая карта -- это важный плановый документ, в ко-тором разрабатывается комплекс мероприятий по возделыванию культуры с учетом внедрения рекомендаций науки и достижений передового опыта применительно к конкретным ус-ловиям производства и определяются затраты труда и материаль-но-денежных средств, необходимые для этого. Расчеты, выпол-ненные в технологической карте, являются основой для определе-ния плановой себестоимости, потребности в технике и рабочей силе, прогнозирования цен, оценки агротехнических мероприя-тий, например энергоемкости вспашки поля различными агрега-тами. Для удобства расчетов их составляют на 1, 10 или 100 га посе-ва культуры или группы культур, однородных по агротехнике. Имея показатели затрат на 1 га, легко пересчитать их на любую площадь посева данной культуры [6].
Затраты по технологическим картам, рассчитанные на 1 га по-сева культуры, являются основой для определения прямых затрат по ней. Чтобы определить себестоимость продукции, к прямым затратам добав-ляют общепроизводственные и по организации и управлению производством в размере, соответствующем доле прямых затрат по культуре в общей их сумме, за исключением затрат на семена, а также затраты, связанные со страхованием посевов от пожаров, засухи и других чрезвычайных ситуаций [5].
В случае получения нескольких видов сопряженной продукции с 1 га площади себестоимость единицы продукции (корзинок подсолнечника) определя-ют, исходя из отнесенных на них затрат по нормативам, установ-ленным на основе расходов на уборку, прессование, транспорти-ровку, скирдование и другие работы по заготовке этой продукции.
Общая сумма затрат на возделывание и уборку подсолнечника (за вычетом стоимости соломы) распределяется только лишь на зерно.
Ценообразование на рынке подсолнечника является одним из факторов оказывающих влияние на конкурентоспособность отечественной продукции [11].
Формирование цен на продукцию АПК имеет свои особенности, обусловленные его спецификой. Производство здесь в большей степени зависит от природно-климатических условий. Наблюдается различия в продуктивности земли и скота, а также в издержках производства, обусловленные, с одной стороны, природными, с другой - экономическими факторами. Кроме того, сезонность производства в АПК приводит к неравномерности поступления денежных средств от реализации продукции, а также потребности в них в течение года, что должно учитываться при ценообразовании [2].
Механизм ценообразования - это способ формирования новых цен и изменения действующих с учетом влияния ценообразующих факторов [3].
В последние годы наблюдается постоянный рост цен на сельскохозяйственную продукцию, в частности на подсолнечник.
Таблица 1
Цены реализации подсолнечника на мировом рынке в январе - ноябре за 2003-2004 гг.
Месяцы
2003г.
2004г.
Отклонение 2004г. от 2003г.
(+;-)
%
январь
4714
4927
+213
104,52
февраль
4995
5497
+502
110,05
март
5486
6389
+903
116,46
апрель
5592
6812
+1220
121,82
май
6340
6874
+534
108,42
июнь
6333
6934
+601
109,49
июль
5833
6403
+570
109,77
август
6284
7042
+758
112,06
сентябрь
4875
5419
+544
111,16
октябрь
4727
5697
+970
120,52
ноябрь
4624
6317
+1693
136,61
Данные таблицы свидетельствуют о том, что в начале года цены на подсолнечник на ми-ровом рынке были высокими из-за дефицита объемов предложения, связанного с низкими переходящи-ми запасами на начало 2003 и 2004 годов. Однако по мере наращивания тем-пов уборочных работ в различных частях света цены на подсолнечник ста-ли снижаться. Цены производителей подсол-нечника носили колебательный ха-рактер, имея некоторое повыша-тельное направление, хотя темпы их роста были невысокими. Потреби-тельские цены в 2004 году в течение первых 9 месяцев несколько снизились, одна-ко в октябре-ноябре они повысились, но темпы их роста были ниже, чем в предыдущем году. Цены реализации подсолнечника сельхозпроизводителями в 2004 году были выше, чем в январе-ноябре 2003 года, что в определенной степени вызвано ростом потребности в свя-зи с увеличением мощностей маслоперерабатывающих заводов [13].
Несмот-ря на то, что объемы предложения семян подсолнечника в 2004 году превышали прошлогодние, увеличе-ние потребности в маслосеменах, связанное с модернизаций маслоперерабатывающих предприятий и вво-дом в действие новых высокопроиз-водительных заводов, обусловило некоторую напряженность баланса спроса и предложения в рассматри-ваемом году [2].
2. Современный уровень производственно-экономической деятельности предприятия
Для изучения современного уровня производственно-экономической деятельности предприятия в первую очередь необходимо изучить организационно-экономическую характеристику хозяйства.
2.1.Организационно - экономическая характеристика ООО
«РусАгро-Покровка»
Любая сельскохозяйственная организация имеет свои особенности в производстве продукции растениеводства и животноводства. В организационно - экономическую характеристику входят:
1) рассмотрение эффективности использования организацией факторов производства;
2) рассмотрение результатов экономической деятельности хозяйства.
ООО «РусАгро-Покровка» Волоконовского района образовалось в 2000 году на базе бывшего колхоза «Агро-Победа» в результате смены собственника хозяйства. Административный центр предприятия расположен в селе Покровка. Хозяйство расположено в южной части Волоконовского района, входящего в состав юго-восточной природно-сельскохозяйственной зоны на расстоянии 18 км от райцентра - п. Волоконовка и ближайшей железнодорожной станции, а также в 140км от областного центра -г.Белгород, связь с которыми осуществляется по асфальтированным и грунтовым дорогам. Общая земельная площадь хозяйства в 2005г. относительно 2003-2004гг. уменьшилась на 150 га за счет истечения договора об аренде земли и составляет 9801 га, сельскохозяйственные угодья за рассматриваемый период остаются стабильными и составляют - 8657га.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9