Другой классификационный признак земельного фонда -- есте-ственно -историческое состояние и хозяйственное использование от-дельных его частей, которое получило название земельных угодий. Под земельными угодьями понимаются участки земли (массивы), си-стематически используемые для определенных хозяйственных целей и имеющие качественные различия естественно -исторического харак-тера. Все земельные угодья подразделяются на две группы: сельско-хозяйственные, т.е. систематически используемые для производства сельскохозяйственной продукции (их еще называют продуктивными землями), и несельскохозяйственные, т.е. земли, не включенные в сельскохозяйственный оборот. К сельскохозяйственным угодьям от-носятся: пашня, сенокос, пастбище, участки, занятые многолетними плодовыми насаждениями. Несельскохозяйственные угодья -- все ос-тальные (участки, занятые лесом, кустарником, болотом, постройка-ми, дорогами и т.д.).
Как сельскохозяйственные, так и несельскохозяйственные угодья де-лятся на подвиды, чаще всего по их естественному состоянию или спо-собу использования: пашня переувлажненная, орошаемая; сенокос забо-лоченный, закустаренный, закочкаренный; пастбище залесенное и т.п.
Качественное состояние продуктивных земель характеризуется уровнем их плодородия, которое зависит от вида почв (черноземы, оподзоленные почвы и др.) и их физико-химического состава (глинис-тые, супесчаные, песчаные и т.п.). Показателем плодородия земель слу-жат баллы экономической оценки, представляющие собой условные числа, выраженные в процентах к наивысшей продуктивности земель данной группы: 100, 90, 80 и т.д. баллов.
Органы, осуществляю-щие управление государствен-ным земельным фондом. Общее государственное управление земельным фондом осуществляют представительные и испол-нительные органы власти, наделенные соответству-ющими властными полномочиями по обеспечению рационального использования и охраны земель. По объему и пределам этой деятельности ведущее ме-сто принадлежит органам исполнительной власти, которые, участвуя в нормотворческой части этой работы, осуществля-ют всю правоприменительную деятельность.
Органы исполнительной власти как субъекты управления земель-ным фондом подразделяются на два вида: органы общей и органы спе-циальной компетенции.
К органам общей компетенции относятся: Правительство РФ и со-ответствующие органы государственной власти субъектов РФ, а также органы местного самоуправления -- городские, районные, поселковые и сельские -- в той мере, в какой деятельность по управлению земель-ным фондом может быть делегирована им федеральным или региональ-ным законодательством.
Органы специальной компетенции подотчетны исполнительно-рас-порядительным органам общей компетенции и в свою очередь подраз-деляются на функциональные и отраслевые (ведомственные) органы. К функциональным органам специальной компетенции относятся Росземкадастр, Минимущество России, МПР России, Федеральная санитарно-эпидемиологическая служба и Федеральная архитектурно-гра-достроительная служба.
Указанные органы осуществляют деятельность по управлению зем-лями на всей территории соответствующего административно -терри-ториального образования независимо от того, в чьей собственности, пользовании или ведомственной принадлежности находятся земли.
Росземкадастр и его органы на местах являются главными органа-ми специальной компетенции федеральной исполнительной власти, на которые возложено общее государственное управление земельным фон-дом страны.
Отраслевыми (ведомственными) органами являются различные ми-нистерства и ведомства, в ведении которых находятся земли опреде-ленного целевого назначения (Минсельхоз России и др.).
Вопрос 3. Основные функции государственного управления земельным фондом
Под функциями государственного управления земельным фондом понимаются основные направления деятельности государственных ор-ганов и органов местного самоуправления по обеспечению рациональ-ного использования и охраны земель. К ним относятся:
1) планирование рационального использования и охраны земельных ресурсов;
2) распределение и перераспределение земель между юридически-ми и физическими лицами;
3) реализация Закона РФ от 11 октября 1991 г. № 1738-1 «О плате за землю»;
4) организация и осуществление землеустройства и земельного ка-дастра, а также мониторинга земель;
5) осуществление государственного контроля за использованием и охраной земель;
6) участие в разрешении земельных споров между земельными соб-ственниками, землевладельцами и землепользователями;
7) охрана права собственности на землю, права землевладения и права землепользования.
Указанные выше функции осуществляются государственными органами власти, органами местного самоуправления, специальными органами, а также судами в пределах установленной для них компе-тенции.
Планирование использования и охраны земель осуществляется пу-тем разработки и реализации плановых мероприятий и документов, как то: национальные или общегосударственные программы и генеральные схемы рационального использования и охраны земель; региональные, областные, краевые, а также районные схемы и проекты использования земель, и их охраны. Упомянутые прогнозные, предпроектные и проект-ные документы разрабатываются соответствующими специалистами в увязке с действующими экономическими и техническими требованиями и нормами, утверждаются соответствующими административными органами и становятся обязательными для исполнения.
Распределение и перераспределение земель между юридическими и физическими лицами для их хозяйственного использования произво-дится путем изъятия участков у одних субъектов и предоставления их другим для определенных целей либо в порядке совершения сделок с землей (купля-продажа участков, передача их в аренду, в залог, по на-следству и т.п.).
Государственный земельный кадастр представляет собой комплекс государственных мероприятий по наблюдению за принадлежностью зе-мель конкретным субъектам, их состоянием и характером хозяйствен-ного использования. Он включает:
специальную кадастровую регистрацию земельных участков;
государственный кадастровый учет земель по их количеству и ка-честву;
учет иных объектов недвижимости, расположенных на земельных участках и прочно связанных с землей;
экономическую оценку земельных участков по их плодородию.
Полученные сведения применяются при разработке и реализации программ рационального использования и охраны земель.
Землеустройство как функция управления земельным фондом осу-ществляется в виде комплекса мероприятий по реализации земельного законодательства. Основные их виды -- межхозяйственное и внутри-хозяйственное землеустройство. После утверждения соответствующи-ми административными органами проекты землеустройства становят-ся обязательными для практической реализации.
Государственный контроль за использованием и охраной земель -- одна из основных функций государственного управления земельным фондом страны. Он осуществляется в соответствии с Положением о государственном земельном контроле, утвержденным Постановлени-ем Правительства РФ от 19 ноября 2002 г. № 833.
Мониторинг земель представляет собой составную часть государ-ственного мониторинга окружающей среды и систему наблюдения за состоянием, использованием и охраной земельных участков. Регулиру-ется Положением об осуществлении государственного мониторинга земель, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 но-ября 2002 г. № 843.
Разрешение земельных споров осуществляется органами государ-ственного управления земельным фондом, судами и арбитражными су-дами в установленном порядке для устранения конфликтов, возникаю-щих между собственниками земли, землепользователями, другими юридическими и физическими лицами, а также между ними и органа-ми государственной власти и местного самоуправления.
Охрана права собственности на землю и права землепользования осуществляется путем выявления, пресечения земельных правонаруше-ний, привлечения правонарушителей к ответственности и восстановле-ния нарушенных прав собственников земли и землепользователей.
Список используемой литературы:
1. Земельный кодекс РФ от 28 сентября 2001. // Российская газета от 31 ноября 2001.
2. Положение о мониторинге земель. Утв. постановлением Правительства 16 июля 1991 г. // Российский вестник. 1992. № 37.
3. Ерофеев Б.В. Земельное право: Учебник для высших юридических учебных заведений. - М.: МЦУПЛ, 2005.
4. Серых Е.В. Земельное право: Учебник. М., 2005.
5. Бобин П.Н. Участие государства в отношениях природопользования. // Юрист. 2006. № 2.
6. Разграничение полномочий между РФ и ее субъектами в сфере регулирования земельных отношений // Журнал российского права. 2006. № 3.
7. Участие государства в отношениях природопользования // Юрист. 2006. № 2.
Страницы: 1, 2