Рефераты. Анализ и оценка финансовых результатов производственно-коммерческой деятельности сельскохозяйственного предприятия (на примере ОАО "За мир и труд")






Из табл.12 вытекают следующие основные выводы и заключения.

Первое. Удельный вес стоимости основных средств и внеоборотных активов хозяйства за три изученных года существенно уменьшился. На 1-е января 2004 г. удельный вес основных средств составлял 66,1 % от итога (валюты) баланса. На 31 декабря 2006 г. данный показатель составлял 44,5 %, т.е., как видно из последней графы табл.11, сократился на 32,75 %. Правда, при этом в абсолютных размерах стоимость основных средств возросла со 146,0 млн.руб. до 234,3 млн.руб. Сократился до нуля удельный вес долгосрочных финансовых вложений (покупка облигаций и акций других предприятий). Их доля в валюте баланса в 20043 г. составляла 0,03 %, а в 2006 г. - 0 %. Незавершенное строительство увеличилось не только по абсолютной величине (с 1,0 тыс.руб. на начало 2004 г. до 29706 тыс. руб. на конец 2006 г.), но и относительно. Изменение удельного веса этого показателя составило 4,6 %, что отражено в последней графе табл.11. В целом же доля внеоборотных активов в общей величине валюты баланса уменьшилась с 66,1 до 50,7 %, что составило 24,2 % (см. последнюю графу табл.11).

За указанными изменениями, как представляется, скрываются следующие обстоятельства: предприятие освободилось от излишних основных средств, заменив их меньшим количеством новых тракторов, комбайнов, других машин; благодаря практическому уменьшению доли внеоборотных активов и увеличению их стоимости в абсолютном исчислении имущество предприятия более ликвидным не стало. В то же время увеличение незавершенного строительства как по абсолютным размерам, так и по удельному весу свидетельствует о том, что предприятие ведет крупное по масштабам строительство новых объектов. Так оно и есть: в хозяйстве ведется реконструкция и новое строительство крупных объектов в животноводстве.

Второе. При уменьшении удельного веса труднореализуемых внеоборотных активов (основных средств) удельный вес среднереализуемых оборотных активов (материалов) также уменьшился почти на 32 % - с 31,5 до 21,5 % валюты баланса. При этом уменьшилась доля готовой продукции и товаров для предпродажи: с 5,7 до 3,5 % валюты баланса (в абсолютных размерах - с 12,7 до 18,1 млн.руб.) За этим фактом скрывается менее рациональная сбытовая (маркетинговая) политика предприятия: произведя готовую продукцию - зерно, семена подсолнечника, муку, сахар, - предприятие реализует ее в наиболее подходящие моменты, когда реализационные цены оказываются наиболее приемлемыми для продавца, а в том же году. Цены продаж, как правило, выше в первой половине следующего года, т.е. зимой. Между тем объемы готовой продукции, накопленной на складах хозяйства, стали сокращаться. В то же время резко увеличилась дебиторская задолженность. В абсолютном измерении это выразилось в ее роста с 3,0 млн.руб. до 117,5 млн. руб., а в относительном (по удельному весы в валюте баланса) - с 1,4 до 22,3 %.

Третье. Существенно изменились источники формирования (т.е. финансирования) имущества предприятия. В начале изученного трехлетнего периода за счет капитала и резервов (т.е. за счет собственных средств предприятия) было сформировано 86,9% всех активов. К концу 2006 г. удельный вес собственных источников уменьшился до 41,8 % всех пассивов, т.е. более чем вдвое. При этом доля долгосрочных и краткосрочных заемных средств весьма существенно возросла, особенно долгосрочных. Сумма долгосрочных кредитов и займов в формировании активов предприятия в начале 2004 г. была равна всего 10000 тыс.руб., а в конце 2006 г. - 229,4 млн.руб. Сумма краткосрочных кредитов (т.е. со сроком возврата до одного года) уменьшилась с 18967 тыс. до 7455 тыс.руб., а их удельный вес в общей сумме пассивов (источников формирования активов) сократился с 8,6 до 1,4 %. В целом же увеличение привлеченных источников (долгосрочных пассивов) было весьма значительным: более чем в 12,6 раза. При этом важно отметить, что подобное увеличение доли привлеченных долгосрочных средств в формировании активов предприятия в финансовом менеджменте [32] считается выгодным для хозяйствующего субъекта. Долгосрочные кредиты и займы представляют собой дополнительный финансовый рычаг для более успешного развития предприятия-заемщика. По международной терминологии этот инструмент называют финансовым левериджем [25, 32], что и переводится на русский язык словом "рычаг". Считается, что без угрозы для своей финансовой независимости предприятие может привлекать заемные средства до 30 % общей суммы пассивов. Между тем ОАО "За мир и труд" эту долю довело до 55 %. Поэтому предприятие не может дальше наращивать формирование (финансирование) своих активов, привлекая заемные средства, без большой угрозы для своей финансовой устойчивости.

Подытоживая, можно, таким образом, сделать вывод о том, что за рассмотренные три года структура баланса хозяйства существенно ухудшилась, хотя в ней и возросла доля отдельных более ликвидных активов - дебиторской задолженности, которую вполне вероятно удастся превратить в "живые деньги". Для формирования активов предприятие стало в крупных масштабах привлекать чужие деньги, что облегчает и делает более быстрым его экономический рост, но и создает угрозы его финансовому положению.

Сходные закономерности выявляются при анализе движения средств финансирования инвестиций предприятия в 2004-2006 гг.

3.2. Динамика структуры товарной продукции

в ОАО "За мир и труд"

Для того чтобы предприятие имело возможность наращивать стоимость своих активов, прибегая к заимствованию привлеченных финансовых ресурсов в относительно небольших размерах (т.е. не удлиняя плечо финансового рычага более чем на рекомендуемые 30 % общей величины пассивов баланса), нужно всемерно увеличивать объемы реализуемой продукции, товаров, работ, услуг. При этом речь идет не только об объемах в натуральных показателях, но и в их денежном выражении, т.е. в виде реально полученной выручки от покупателей и заказчиков.

В связи с указанным дальнейший анализ бухгалтерской отчетности хозяйства построили на изучении динамики и структуры товарной продукции обследованного предприятия. Для этого воспользовались данными, которые до 2005 г. входили в состав специализированной формы бухгалтерской отчетности предприятий АПК, называемой формой № 7-АПК "Отчет о реализации продукции", а с 2005 г. - в форму № 9-АПК и № 13-АПК. Кроме того, рассчитали удельный вес выручки от продажи каждого вида товарной продукции в общей величине выручки от продаж. В нее не были включены лишь показатели доходов, получаемых от продажи основных средств. Эти доходы общей суммой отражаются в составе выручки, показываемой по строке 010 формы № 2 Отчета о прибылях и убытках. Однако в соответствии с положениями по составлению годовой бухгалтерской отчетности [34] в специализированные отчеты о реализации продукции доходы от продажи имущества не включаются. Они отражаются по кредиту счета 91 "Прочие доходы и расходы". Поэтому между показателями выручки, отраженными в Отчете о прибылях и убытках (строка 010 формы № 2) и итоговой суммой реализации, показанной в последней строке (графа 3) формы № 7-АПК в обследованном хозяйстве часто возникают большие несовпадения. Дело в том, что, приобретая новую технику, ОАО "За мир и труд" в больших масштабах продает старую технику. Ряды динамики товарной продукции хозяйство за 2004-2006 гг. показаны в таблице 13.

Из табл.13 видно, что в целом по всем видам реализованной продукции предприятию удалось нарастить выручку с 99,2 млн.руб. в 2004 г. до 167,8 млн. руб. в 2006 г., т.е. более чем в 1,69 раза. При этом по отдельным важным видам продукции рост выручки значительно превзошел средние показатели. Это относится к растениеводству. Продажа продукции растениеводства в 2006 г. увеличилась против 2004 г. на 72,8 %, а от продажи продукции животноводства - на 65,5 %. Правда, от продажи молока выручка уменьшилась на 6,2 %, что можно считать временным явлением (идет модернизация отрасли).

Как видно из табл.13, резко увеличилась выручка от продажи подсолнечника (более чем в 4,6 раза), КРС (более чем в 4,0 раза). Правда, наивысшие объемы получения выручки от продажи переработанной продукции растениеводства пришлись в хозяйстве на 2004-й год (22,1 млн.руб. против 7,7 млн.руб. в 2006 г.). В 2006 году на такую продукцию пришлось менее 4,6 % общей выручки, тогда как в 2004 г. аналогичный показатель был равен 22,1 %, т.е. он был почти в 5 раз больше.

Таблица 13 - Динамика структуры товарной продукции

в ОАО "За мир и труд" в 2004-2006 гг.

Выручка от продаж
по видам продукции

Годы

2006 г. в % к

2004

2005

2006

2004

2005

Зерновые и зернобобовые, тыс.руб.

19435

34571

53474

275,1

154,7

Удельный вес в общей выручке, %

19,6

24,8

31,9

162,8

128,6

Подсолнечник, тыс.руб.

4098

5635

19053

464,9

338,1

Удельный вес в общей выручке, %

4,1

4,0

11,4

278,0

285,0

Сахарная свекла, тыс.руб.

11944

28391

19120

160,1

67,3

Удельный вес в выручке, %

12,0

20,4

11,4

95,0

55,9

Продукция растениеводства после переработки, тыс.руб.

21957

12238

7717

35,1

63,1

Удельный вес в общей выручке, %

22,1

8,8

4,6

20,8

52,3

Итого продукции растениеводства, тыс.руб.

57525

80918

99403

172,8

122,8

Удельный вес в общей выручке, %

58,0

58,2

59,2

102,1

101,7

КРС, тыс.руб.

2423

6930

9873

407,5

142,5

Удельный вес в общей выручке, %

2,4

5,0

5,9

425,8

118,0

Свиньи, тыс.руб.

9276

13606

19363

208,7

142,3

Удельный вес в общей выручке, %

9,4

9,8

11,5

122,3

117,3

Молоко, тыс.руб.

25762

23002

24161

93,8

105,0

Удельный вес в общей выручке, %

26,0

16,5

14,4

55,4

87,3

Итого продукции животноводства, тыс.руб.

40408

55637

66862

165,5

120,2

Удельный вес в общей выручке, %

40,8

41,8

39,8

97,5

95,2

Прочая продукция, работы, услуги, товары

1227

-

1550

126,3

-

Удельный вес в общей выручке, %

1,2

-

1,0

33,3

-

Всего выручки

99160

139143

167815

169,2

120,6

Темп роста, %

100

140,3

120,6

-

-

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.