Табл. 3.1
|Наименование|I Вариант "Отказ от |II Вариант |Величина | |видов |проекта" |"Реализация проекта"|изменения | |топлива | | |выбросов при | | | | |реализации | | | | |проекта, т/год | | | | |(-уменьшение, | | | | |+увеличение) | | |Наименован|Количест-в|Наименован|Количеств| | | |ие выброса|о, т/год |ие выброса|о, т/год | | | | | | | | | |Уголь |СО |723,60 |- |- | | | |SO2 |686,74 |- |- | | | |NO2 |295,59 |- |- | | | |тв. |1906,84 |- |- | | | |частицы | | | | | |Мазут |СО |530,91 |- |- | | | |SO2 |1526,58 |- |- | | | |NO2 |256,03 |- |- | | | |V2O5 |5,83 |- |- | | | |тв. |24,60 |- |- | | | |частицы | | | | | |Дрова |СО |926,93 |- |- | | | |тв. |83,13 |- |- | | | |частицы | | | | | |Газ |- |- |СО |1312,50 | | | |- |- |SO2 |0,022 | | | |- |- |NO2 |232,52 | | |Итого |СО |2181,44 |СО |1312,50 |-868,94 | | |S02 |2213,32 |SO2 |0,022 |-2213,29 | | |NO2 |551,62 |NO2 |232,52 |-319,11 | | |V2O5 |5,83 |V2O5 |0,00 |-5,83 | | |тв. |2014,56 |тв. |0,00 |-2014,56 | | |частицы | |частицы | | |
На основании данных, полученных расчетным путем, можно сделать вывод, что величина валовых вредных выбросов, полученных в результате сжигания природного газа значительно меньше, чем при сжигании других видов топлива эквивалентного количества, а следовательно, реализация проекта внесет значительное улучшение в состояние воздушной среды.
Эколого-экономическая оценка проекта.
В качестве главного критерия оценки проекта "как промышленного объекта" является степень соблюдения действующих норм допустимого влияния физических, химических и биологических факторов и их комбинаций на организм человека. Такими показателями в настоящее время являются предельно- допустимые концентрации примесей в атмосфере, являющиеся гигиеническими нормами. Расчеты, выполненные в предыдущих разделах, показывают, что степень концентрации вредных веществ выбрасываемых в атмосферу от эксплуатации ГРС ниже нормативных предельно-допустимых концентраций.
Если оценку производить по этому критерию, то запроектированный объект ухудшения качества окружающей природной среде не наносит и его условно можно считать экологически чистым.
С выходом Постановления правительства Российской Федерации от 28.08.92 г. № 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" появилась возможность дать реальную оценку эколого-экономической эффективности проекта, выраженную как разницу платы за выбросы и сбросы без строительства газопровода и ГРС и после их ввода.
Э = П1-П2- П3, ( 10 )
Где:
Э-эколого-экономическая эффективность проекта, руб/год;
П1 - плата за выбросы загрязняющих веществ от сжигания традиционных видов топлива (мазут, уголь, дрова и т.д.), подлежащих замене на газ, руб/год;
П2 - плата за выбросы загрязняющих веществ от сжигания природного газа, [pic]пришедшего в замен традиционных видов топлива, руб/год;
П3 - плата за выбросы и сбросы загрязняющих веществ при эксплуатации газопровода и ГРС, руб/год.
В общем виде размер платы за выбросы, сбросы и размещение загрязняющих веществ определяется в соответствии с Приложением 1 "Инструктивно- методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды", утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.93 г., по формуле:
[pic] , ( 11 )
где: i - вид загрязняющего вещества;
Cm - ставка платы за выброс,(сброс, размещение) 1 тонны 1-го загрязняющего вещества;
Mi- расчетный выброс, (сброс, размещение) 1-го загрязняющего вещества
(тонн);
Mm - предельно-допустимый выброс, ( сброс, размещение) 1-го загрязняющего вещества (тонн).
Учитывая, что при проектировании принимается работа ГРС на режиме номинальной загрузки, соответствующей максимальным выбросам по утверждаемым нормам ПДВ ( Mi ) берется равным (Mm)
[pic] ( 12 )
где Нбт - базовый норматив платы за выброс (сброс, размещение) 1 тонны i-ro вещества (руб/т), принимаемый по таблицам 1; 2; 3 "
Базовых нормативов платы " утвержденных Министром охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 27.11.92г.;
Кэатм - коэффициент экологической ситуации и экологической значимости атмосферы в данном регионе, принимается по таблице 4 "Базовых нормативов платы", как для Волго-Вятского экономического района РФ
Кэатм — 1,1;
Кинд - коэффициент индексации платы за загрязнение окружающей природной среды, установленный Распоряжением администрации
Нижегородской области № 1730-р от 31.12.96 г. на 1997 год в размере
Кинд - 49.
Плата за выбросы загрязняющих веществ от сжигания традиционных видов топлива в районе, подлежащих замене на газ
Табл. 4
|Наименование |Ингредиенты | | |СО |SO2 |NO2 |V2Os |тв. | | | | | | |част. | |Масса выбрасываемых | | | | | | |загрязняющих веществ М, | | | | | | |(т/год) при сжигании: | | | | | | | | | | | | | |Мазута |530,91|1526,58 |256,03 |5,83 |24,60 | | | | | | | | |каменного угля | | | | | | | | | | | | | |дров | | | | | | | |723,60|686,74 |295,59 |0,00 |1906,84 | | | | | | | | | | | | | | | | |926,93|0,00 |0,00 |0,00 |83,13 | | | | | | | | |Итого |2181,4|2213,32 |551,62 |5,83 |2014,56 | | |4 | | | | | |Базовый норматив платы 1 т|5,00 |330,00 |415,00 |8250,0|110,00 | |загрязняющего вещества Нi,| | | |0 | | |руб. | | | | | | |Итого (Mi* Hi,), руб. |10907 |730394 |228924 |48083 |221602 | |Всего ((Mi * Hi,), руб. |1239910 |
Плата за выбросы загрязняющих веществ от сжигания угля, мазута, дров
П1=66831,17 тыс.руб/год , ( 13 )
Плата за выбросы загрязняющих веществ от сжигания 150 млн. м3/год природного газа, пришедшего взамен традиционных видов топлива
Табл. 4.1.
| |Ингредиенты | |Наименование | | | |СО |SO2 |NO: | |Масса выбрасываемых |1312,50 |0,022 |232,52 | |загрязняющих веществ при | | | | |сжигании природного газа Мi,| | | | |т/год | | | | |Базовый норматив платы 1 т |5,00 |330,00 |415,00 | |загрязняющего вещества Hi, | | | | |руб | | | | |Итого (Mi* Нi,), руб/год |6562,50 |7,11 |96495,20 | |Всего ((Mi* Hi,), руб/год |103064,81 |
Плата за выбросы загрязняющих веществ от сжигания природного газа
П2= 5555,19 тыс. руб/год , ( 14 )
Расчет размера ежегодной платы за выбросы природного газа в атмосферный воздух при эксплуатации ГРС
Табл. 4.3
|Ингредиенты |Масса годового|Базовый |Mi *Hi, | |загрязняющих |выброса Mi, |норматив платы |руб. | |веществ |т/год |Hi, | | | | |руб | | |1 |2 |3 |4 | |диоксид азота |1,618 |415 |671,47 | |оксид углерода |5,78 |5 |28,9 | |природный газ |2,75 |0,4 |1,1 | | | | | | |Итого ((Mi * Hi), руб/год |701,47 |
Плата за выбросы загрязняющих веществ при эксплуатации ГРС
П3 = 37, 809 тыс. руб/год, ( 15 )
Общий эколого-экономический эффект, выраженный через плату за выбросы, составит
Э – П1 – П2- П3 = 61238,17 тыс.руб/год. = 61,238 млн.руб./год, ( 16 )
Выводы
Важным направлением в улучшении охраны природы и использования природных ресурсов является определение адекватной цены, экономической и экологической оценки природных ресурсов.
Системы экологической оценки намечаемой деятельности сегодня используются практически во всех странах мира и во многих международных организациях, как упреждающий инструмент экологической политики. Экологическая оценка основана на принципе: легче и дешевле выявить и предотвратить негативные последствия деятельности для окружающей среды на стадии планирования, чем обнаружить и исправлять их на стадии ее осуществления.
ОАО «Газпром» постоянно проводится инвентаризация земель, отведенных во временное пользование, и контроль за их своевременной сдачей землепользователям после восстановления методами механической и биологической рекультивации.
Одним из радикальных направлений снижения влияния объектов газовой промышленности на окружающую среду является уменьшение отвода земель во временное и постоянное пользование. Это достигается применением кустового расположения скважин на промыслах, внедрением горизонтального бурения, прокладкой систем многониточных газопроводов в едином техническом коридоре, использованием технологий блочно-модульного строительства промысловых сооружений из готовых заводских элементов, что позволяет резко сократить площади земель, отводимых под строительство. Сохранению целостности территорий способствует также опережающее строительство проездов и автомобильных дорог, подготовка строительных площадок, производство строительно-монтажных работ на вечной мерзлоте только в зимний период.
Важными мероприятиями являются также восстановление нарушенных при строительстве земель, рекультивация карьеров грунта, берегоукрепительные работы в районе подводных переходов газопроводов, контроль качества почв.
Иcпoльзoвaние в нapoднoм xoзяйcтвe пpиpoднoгo гaзa кaк ocнoвнoго видa тoпливa позвoляет peшить цeлый pяд пpoблeм coxpaнeния экoлoгичecкoro бaлaнca зa cчeт тoгo, чтo в pезyльтaтe cгopaния гaзa выдeляeтcя знaчитeльнo мeньшee кoличecтвo зaгpязняющиx вeщеcтв, чeм пpи cгopaнии тaкиx тpaдициoнныx видoв тoпливa кaк мaзyт, yroль, дpoвa. Зaменa дaнныx видoв тoпливa нa экoлoгичecки чиcтoe тoпливo - гaз - вeдет к знaчитeлыюмy yлyчшению и oздopoвлeнию oкpyжaющeй пpиpoднoй cpeды, yлyчшeнию ycлoвий жизни нacеления и coциaльнo-зкoнoмичecкиx ycлoвий paзвития peгиoнa в целoм.
Одним из этапов решения этой задачи является стpoительcтвo гaзoпpoвoдa-oтвoдa и ГPC c цeлью гaзификaции нaceленныx пyнктoв Kpacнобаковского района Нижегородской области.
Bвoд в дeйcтвиe ГPC и гaзoпpoвoдa-oтвoдa дaeт вoзмoжнocть yлyчшить экoлoгичеcкyю oбcтaновкy в paйoнe зa cчет знaчитeльнoгo coкpaщeния выбpocoв в aтмocфepy зaгpязняющиx вcщccтв, oбpaзyющиxcя oт cжигaния зaмeняeмыx твepдыx видoв тoпливa.
Ввод в действие объекта проектирования не только не ухудшит экологическую обстановку района проектирования, но и позволит решить вопрос обеспечения природным газом данных населенных пунктов и, заменив традиционные виды топлива, значительно улучшить условия жизни населения, оздоровить окружающую природную среду и создать базу для дальнейшего развития социально-экономической структуры региона в целом.
Также ввод в действие ГРС и газопровода-отвода дает ощутимый экономический эффект предприятиям, использующим природный газ в виде топлива.
На основании проведенной ЭЭО можно сделать вывод, что строительство и эксплуатация ГРС и газопровода-отвода в Краснобаковском районе, при соблюдении всех условий и требований, изложенных и принятых технических решений в проектной документации, не окажет негативного воздействия на окружающую природную среду, так как:
1. Используемые материалы для сооружения газопроводов-отводов. ГРС,
ДО и коммуникаций не токсичны, не выделяют вредных веществ и в связи с этим не оказывают вредного воздействия на геологическую среду, почвы, поверхностные и фунтовые воды, растительный и животный мир.
2. Почвенно-растительный покров, нарушаемый во время строительно- монтажных работ, восстанавливается путем проведения технической и биологической рекультивации. Стоимость 1м2 рекультивируемых работ составит 0,82 руб и общие затраты на рекультивацию сельскохозяйственных, кормовых угодий и лесохозяйственных земель к сроку окончания рекультивационных работ составит 12 268,7 руб
3. Выброс в атмосферу загрязняющих веществ (NOX, CO и природного газа) при эксплуатации ГРС не превышает 5,0 усл.тонн в год и ежегодная плата за выбросы составит 701 руб.
4. Исходя из количественных и качественных показателей выбрасываемых в атмосферу загрязняющих веществ, СЗЗ благоустройства не требует и должна использоваться землевладельцем по прямому назначению.
5. ГРС, согласно "Рекомендаций по основным вопросам воздухоохранной деятельности", относится к предприятиям II категории опасности.
Ввод в эксплуатацию ГРС и газопровода-отвода является значительным вкладом в газификацию Краснобаковского района Нижегородской области и создает предпосылки дальнейшего расширения газовых сетей в данном районе.
6. Ввод в эксплуатацию газопровода и ГРС будет иметь положительные социальные последствия в данном районе.
7. Представленный в проекте расчет ЭЭО, выраженный как разница платы за выбросы и сбросы, составит 61,238 млн.руб/год
Литература:
1. «Промышленная экология», Калыгин В.Г., МНЭПУ, 2000 г. 2. «Экология общая, социальная и прикладная», Воронков В.В., МНЭПУ, 1999 г. 3. «Экология общая, социальная, прикладная», Воронов Н.А., АГАР, 1998 4. Зaкoн Poccийcкoй Фeдepaции "0б oxpaнe oкpyжaющей пpиpoднoй cpeды", 1992 г. 5. «Экология и экономика», Василенко В.А., Кемерово, 1999 г. 6. «Экология и экономика природопользования», Гирусов Э. В., ЮНИТИ, 1998 г. 7. CHиП 11-01-95 Инcтpyкция o пopядкe paзpaбoтки, coглacoвaния, yтвеpждeния и cocтaвe пpoeктнoй дoкyмeнтaции нa cтpoитeльcтвo пpeдпpиятий, здaний и coopyжeний. 8. Инcтpyкция пo экoлoгичecкoмy oбocнoвaнию xoзяйcтвeннoй и инoй дeятeльнocти. M, 1995г. 9. Укaзaний к экoлoгичecкoмy oбocнoвaнию xoзяйcтвeннoй и инoй деятельности в пpeдинвecтициoннoй и пpoектнoй дoкyмeнтaции (yтвepждeннoгo нaчaльникoм Глaвнoгo yпpaвлeния гocэкoэкcпepтизы Mинпpиpoды Poccии B.H.Лoпaтиным 15.07.94 г.) 10. Pyкoвoдcтвa пo экoлoгичecкoй экcпepтизe пpeдпpoектнoй и пpoeктной дoкyмcнтaции, yтвcpждeннoe ГУ ГЭЭ 10.12.1993 г. 11. Caнитapные пpaвила пo oxpaнe aтмocфepнoгo вoздyxa № 4946-89 oт 16.05.89 г. 12. OHД 1-84. Инcтpyкция o пopядке paccмoтpения, coглacoвaния и экcпepтизы вoздyxooxpaнныx мepoпpиятий и выдaчи paзpeшcния нa выбpoc зaгpязняющиx вещccтв в aтмocфepy пo пpoектным peшениям. 13. CHиП 2.05.06-85. Maгиcтpaльныe тpyбoпpoвoды. 14. Пocoбия пo cocтaвлeнию paзделa пpoектa (paбoчeгo пpoeктa) "0xpaнa oкpyжaющcй пpиpoднoй cpeды" (к CHиП 1.02.01-85), M., ЦHИИпpoeкт ГОCCTPOЯ CCCP, 1988 г. 15. Pyкoвoдcтвa пo пpoeктиpoвaнию caнитapиo-зaщитныx зoн пpoмышлcнныx пpeдпpиятий, ЦHИИ гpaдocтpoитcльcтвa, M., Cтpoйиздaт, 1984 г. 16. Пoлoжeния oб oцeнкe вoздeйcтвия намечаемой хозяйственной и иной деятельности нa oкpyжaющyю cpедy в РФ. Госкомитет РФ по охране окружающей среды. 2000г. 17. Инcтpyкции пo нopмиpoвaнию выбpocoв (cбpocoв) зaгpязняющиx вcщecтв в aтмocферу и в вoдныe oбъeкты, M., Гocкoмпpиpoдa, 1989 г. 18. BCH 014-89 "0xpaнa oкpyжaющeй cpeды", M., Mиннефтeгaзcтpoй, 1990 г.
ОHTП 51-1-85 "Гaзoпpoвoды", M., Mингaзпpoм, 1985 г.
----------------------- [pic]
[pic]
( 1 )
( 2 )
( 4 )
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8