Если размер дифференциального дохода от эксплуатации данного специализированного отраслевого ресурса, рассмотренный при проектируемом уровне оптовых цен, недостаточен для возмещения в полном объеме затрат на его воспроизводство на величину разницы должен быть повышен проектируемый средний уровень цены.
Во-вторых, следует рассматривать как нижний предел уровня оптовых цен (расчетной выручки от реализации) по одному виду минералъно-сырьевого ресурса сумму, включающую нормативные затраты на добычу данного вида минерально-сырьевого ресурса, платежи за природные ресурсы универсального назначения, используемые при его добыче, платежи за воспроизводство данного специализированного ресурса, нормативные накопления, учитываемые в цене.
При необходимости установления требуемых ценовых пропорций между взаимозаменяемыми видами минерально-сырьевых ресурсов и стимулирования ресурсосбережения проектируемый уровень оптовой цены может быть повышен по сравнению с ее нижним пределом. В этом случае возникает дополнительный рентный доход, который в полном объеме подлежит отчислению в федеральный и региональные бюджеты в форме платежей из прибыли природоэксплуатирующих предприятий.
Рентные платежи по своей экономической пользе представляют собой форму изъятия у предприятий дифференциальной ренты, которая образуется в результате устойчивых и незначительных колебаний индивидуальных издержек, объясняемых различиями в природно-географических условиях производства. Они должны устанавливаться для предприятий и групп предприятий) природоэксплуатирующих отраслей в случаях, когда у соответствующих предприятий (групп) при установленном уровне оптовых (закупочных) платежей за универсальные природные ресурсы и платежей за воспроизводство специализированных природных ресурсов образуется избыточный доход за счет использования относительно более благоприятных природных источников.
В систему платежей за использование природных ресурсов включаются три их вида: платежи за использование природных ресурсов универсального назначения; платежи за воспроизводство специализированных природных ресурсов; рентные платежи за использование относительно более благоприятных видов специализированных ресурсов.
Эти виды платежей должны устанавливаться, как правило, из расчета на единицу расходуемого (применяемого) природного ресурса (1 т погашенных запасов, 1 га земли, 1 м2 воды) и дифференцироваться с учетом рентообразующих факторов.
Рассмотренные платежи за использование природных ресурсов (в пределах установленных норм и лимитов) нельзя осуществлять со штрафными платежами (санкциями) за нарушение установленных нормативов и лимитов природопользования.
Платежи за загрязнение окружающей природной среды.
Платежи за загрязнения осуществляются предприятием, и при этом размеры платежей зависят от объемов выбросов загрязняющих веществ и размещаемых в окружающей природе твердых отходов. Очевидно, что выбросы предприятий и значительные объемы отходов не позволяют своевременно предотвратить загрязнение, а тем более улучшить состояние окружающей природной среды. Введение платежных пропорций соответствующих уровню загрязнений, поставит в тяжелое финансовое положение производственные предприятия. Поэтому для постепенного достижения нормативного уровня предельно допустимых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в природную среду необходимо устанавливать и утверждать для каждого предприятия лимиты выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, объемов размещаемых твердых отходов.
Объемы выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в пределах лимитов определяются как допустимые на планируемый период. Допустимый уровень выбросов определяется с учетом экологической обстановки района (территории), размещения предприятий и экономических возможностей предприятий, утверждение лимитов выбросов осуществляется на основе заданий долгосрочных Государственных программ охраны природной среды и рационального использования природных ресурсов на период до 2005 г.
Конкретная экологическая ситуация территории, на которой размещено предприятие, определяет причину допустимого уровня выбросов (сбросов) загрязняющих веществ: чем более загрязнена территория, тем выше должны быть установлены предельно допустимые уровни выбросов (сбросов) -- ПДВ (ПДС). Порядок установления допустимых уровней выбросов для отдельных предприятий не разработан, а для размещения твердых отходов лимит определяется между планируемыми объемами образования и использования отходов. Размеры платежей за загрязнение определяются на основе двух видов нормативов платы: за допустимые, в пределах установленных лимитов, объемы выбросов; за превышение допустимых объемов выбросов.
1.3. Экономические стимулы комплексного использования природных ресурсов.
Эффективность экономического механизма комплексного использования природных ресурсов во многих отраслях сейчас снижается из-за отсутствия стройной системы стимулирования повышения комплексности освоения ресурсов.
Разработана методика стимулирования комплексного и рационального использования полезных ископаемых, позволяющая в большей степени экономически заинтересовывать трудовые коллективы предприятий в эффективном использовании сырья. При определении степени выполнения реализации товарной продукции с учетом обязательств по ставкам предлагается попутную продукцию учитывать по номенклатуре и в объемах, распределяемых в централизованном порядке.
1.4. Экономическое стимулирование экономии сырьевых и материальных ресурсов.
Затраты на мероприятия по экономии материальных ресурсов на производстве в целом сводятся к ограничению добычи топлива, сырья и других материальных ресурсов. Причем эффективность таких затрат возрастает. К основным направлениям организации работы по ресурсосбережению в промышленности относятся экономическое стимулирование рационального использования материальных ресурсов, разработка прогрессивной нормативной базы, создание системы управления материальными ресурсами разработка и внедрение научно-технических мер регулирования.
В современных условиях существенно возрастает роль экономического стимулирования в обеспечении процесса ресурсосбережения. Расширение хозяйственной самостоятельности основного звена промышленности - предприятия - открывает принципиально новые возможности для повышения действенности экономического стимулирования на снижение материальных затрат. В настоящее время конкретные виды материальных ресурсов, на экономию которых могут выплачиваться премии, определяются непосредственно на предприятиях и объединениях.
Существует специальная шкала размеров доли экономии или перерасхода материальных затрат, на которую увеличиваются (или уменьшаются) фонды поощрения. Шкала позволяет нивелировать разную стоимость материальных ресурсов на неодинаковую сумму экономии, приходящейся на 1 руб. заработной платы. При таком премировании большие требования предъявляются к научной обоснованности расхода материальных ресурсов, обеспечению их систематического обновления, а также становится недопустимым применение технически необоснованных норм.
В целях усиления экономических стимулов для предприятий и повышения материальной заинтересованности их коллективов в более полном использовании производственных отходов, вторичных ресурсов установлено, что прибыль практически полученная от реализуемых товаров и изделий производственно- технического назначения, изготовленных из отходов производства, остается в распоряжении предприятий независимо от их формы собственности. Размер отчислений зависит от уровня рентабельности (к издержкам производства при рентабельности до 25 % - полностью, а в части, превышающей 25 %,- в размере прибыли при условии, если стоимость отходов, израсходованных на производство указанных товаров и изделий, составляет 50 % от стоимости всего сырья и материалов, не считая вспомогательных материалов).
Кроме фонда заинтересованности существуют и другие специальные фонды премирования, например, за сбор, хранение, и отгрузку лома, отходов черных и цветных металлов.
Результативность материального стимулирования зависит от достоверности первичной информации. Одно из прогрессивных направлений решения этой задачи - внедрение на предприятиях нормативного метода учета затрат на производство.
Наряду с разработкой и внедрением системы материального стимулирования экономии сырья, топлива, материалов и энергии предусмотрены санкции за нерациональное их использование. Так введена имущественная ответственность предприятий за перерасход сырьевых, топливно-энергетических и других материальных ресурсов и за использование их не по назначению.
Под перерасходом материально-технических ресурсов понимается потребление их в производственных целях и размерах, превышающих потребность по нормам, установленным отраслевыми министерствами или ведомствами, а также самими предприятиями. К перерасходу не относится повышенный расход материальных ресурсов, вызванный проведением мероприятий по повышению технических характеристик выпускаемой продукции.
На предприятия, допустившие перерасход материалов (природных ресурсов), возлагается обязанность перечислить в бюджет двукратную стоимость израсходованных ресурсов в месячный срок по истечении квартала, в котором допущен перерасход. С момента совершения платежа в бюджет предприятие вправе потребовать возмещения убытков поставщиками и снабженческо-сбытовой организацией, поставка продукции которой с отступлениями от условий договора послужила причиной допущенного перерасхода и применения мер хозяйственной ответственности.
При использовании предприятием выделенных ему материальных ресурсов не по назначению оно уплачивает в бюджет трехкратную стоимость.
2. Экологическая политика ОАО «ГАЗПРОМ»
Газпром принял экологическую политику и неуклонно следует ее основным принципам, уточняя конкретные действия с учетом специфики экологической ситуации на предприятиях Общества.
Сохранение окружающей среды при удовлетворении потребностей в газе и продуктах его переработки - наш долг перед современниками и потомками.
В России проблема экологической безопасности приобрела особую остроту. В течение многих десятилетий интенсивное промышленное развитие гигантских территорий проводилось без учета состояния окружающей среды. В результате были превышены все допустимые пределы загрязнения. К 90-м годам XX века в полный рост встала проблема пересмотра принципов развития общества в сторону "тотальной гуманизации" отношений россиян с природой.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8