щую роль. Во-первых, это вся сфера услуг, в том числе технические услуги, включая ремонт и техническое обслуживание машин и оборудования; консультационные услуги; бытовое обслуживание населения. Во-вторых - торгово-закупочные операции, а также посредническая деятельность.
Поэтому одним из решающих условий углубления проводимых
в России экономических реформ, способных вывести страну из
кризиса, обеспечить ослабление монополизма, добиться эффек-
тивного функционирования производства и сферы услуг, является
развитие малого предпринимательства. Этот сектор экономики
создает необходимую атмосферу конкуренции, способен быстро
реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создает до-
полнительные рабочие места, является основным источником фор-
мирования среднего класса, то есть расширяет социальную базу
проводимых реформ.
Следует заметить, что наблюдавшийся до 1992 года бурный
рост малых предприятий в 1993 году резко замедлился. И сейчас у нас занято в малом частном бизнесе менее 1 млн.чел.
В условиях инфляции, налоговой нестабильности, отсутствия рынка сырья и материалов начинающие предприниматели, почувствовав вкус "легких денег", быстро перекочевали в сферу
улично-палаточной торговли, спекуляции, ушли в другие коммер-
ческие структуры. Источниками товаров для торговли стали им-
портные закупки, челночные рейсы в развивающиеся страны, а
также товары из государственной торговли, включая продукты
питания. Уходя от налогообложения, не вкладывая каких-либо
средств в помещения, оборудование, культуру торговли, многие
бизнесмены получили благоприятные возможности для обогащения.
Поэтому и не изживается в массовом сознании представление о
предпринимательстве как о чем-то плохом, неприязненном, а о
предпринимателе - как о спекулянте.
Потеря административного управления, экономический хаос
и законодательная неразбериха привели к тому, что законопос-
лушные предприниматели, организующие бизнес в производствен-
ной сфере, оказались в чрезвычайно трудном положении, неся
большие затраты, выплачивая высокие налоги и подвергаясь го-
сударственному и негосударственному рэкету. Отсутствие четкого механизма реализации государственных мер по поддержке малого бизнеса, затруднения в получении кредитов, производственных помещений и материальных ресурсов поставили малые предприятия в неравное положение с крупными. Это привело к сокращению их роста и к ориентации преимущественно на торгово-закупочную и посредническую деятельность.
Анализ развития предпринимательства показывает, что доля
предприятий, работающих в сфере торговли и посреднических услуг, занимает доминирующее положение. Кроме того, существует
большое количество предприятий, зарегистрированных как произ-
водственные или многоцелевые ( выпуск товаров народного пот-
ребления, оказания различных услуг ), но тем не менее занима-
ющихся торгово-посреднической деятельностью как основной.
В Москве, например, где раньше преобладали научно-технические
кооперативы, теперь, по официальным данным, один такой коопе-
ратив приходится на несколько десятков торгово-закупочных.
Высокие налоги, всевозрастающая арендная плата за помещение и
оборудование, отсутствие фондового рискового капитала - все это затрудняет продолжение эффективной деятельности и вынуждает направлять основные усилия не на расширение производства, а на борьбу за выживание.
Но главная причина сокращения числа малых предприятий -
низкий уровень финансовой обеспеченности большинства малых
предприятий вследствие трудностей с первоначальным накоплением капитала, невозможность получения кредитов на приемлемых
условиях, неэффективность налоговой системы. Негативное воз-
действие на развитие малого бизнеса в сфере материального
производства оказывают неразвитость производственной инфраст-
руктуры, нехватка специализированного оборудования, слабость
информационной базы.
Еще один очень важный фактор негативного воздействия на малый бизнес - непрекращающийся глубокий спад производства.
Все это приводит к тому, что только часть зарегистрированных предприятий малого бизнеса оказывается в не состоянии
приступить к реальному производству продукции.
Как показывает изучение зарубежного опыта, непременным
условием успеха в развитии малого бизнеса является положение о том, что малые предприятия и малое предпринимательство нуж-
даются во всесторонней и стабильной государственной поддержке. Она осуществляется в различных формах, в первую очередь
путем стимулирования производства наиболее приоритетных видов
продукции, предоставления налоговых льгот, дотаций льготного
банковского кредитования, создания информационно-консульта-
тивных и научно-технических центров, развития системы страхо-
вания, организации материально-технического снабжения. Важную
роль играют принятие и исполнение законодательства, разработка и реализация конкретных комплексных программ.
Весьма остра проблема формирования финансовой базы ста-
новления и развития малого бизнеса. Для этого ему должны быть
предоставлены определенные льготы. Это могут быть льготы по
налогообложению. Но проводимая в нашей стране налоговая поли-
тика не только не эффективна, но экономически опасна. Она идет вразрез с установленной в мире практикой и современными
мировыми тенденциями развития экономики. Неоправданно высокое
налогообложение "убивает" в России малое предпринимательство
(многочисленные налоги и поборы нередко оставляют предприятию
лишь 5-10% полученной прибыли). Общее направление совершенс-
твования налоговой системы - усиление стимулирующей роли на-
логов в развитии производства. Надо освободить малые предприятия от налогов на инвестиции, ввозимые технологии. И, конечно, нужны налоговые льготы на период становления малого предприятия. Совершенно очевидна необходимость дифференцированного налогового подхода к предприятиям разного профиля деятельности. Более низкие ставки налогов должны применяться для наиболее важных, приоритетных отраслей.
К настоящему времени сделаны только самые первые шаги в
правовом и организационном обеспечении формирования малого
предпринимательства в качестве особого сектора экономики России. Действенной системы стимулирования образования малых
предприятий не существует, как нет и хозяйственного механизма
их поддержки. Не разработана государственная программа развития малых предприятий.
По моему мнению, комплекс первоочередных мер по развитию
малого предпринимательства в РФ, должен осуществляться в следующих направлениях:
- нормативно-правовое;
- финансово-кредитное;
- информационно-техническое;
- организационное;
- кадровое и консультационное обеспечение;
- внешнеэкономическая деятельность.
Также в государственной программе должны быть отражены
механизмы денежно-кредитной, налоговой, бюджетной, и ценовой
политики, материально-технического снабжения, системы офици-
альных гарантий, которые обеспечивали бы создание равных
стартовых условий в развитии предпринимательской деятельности.
В программе необходимо предусмотреть формирование эффек-
тивных институтов рыночной инфраструктуры, товарного рынка и
рынка ценных бумаг, инвестиционного и венчурного предпринима-
тельства, информационной, консультационной и аудиторской дея-
тельности, а также создание комплексной государственно-об-
щественной системы поддержки малого предпринимательства,
включая подготовку и переподготовку предпринимательских кадров, привлечение к этой сфере социально активных слоев населения. Следует также определить меры, обеспечивающие поддержку внешнеэкономической деятельности и привлечение иностранных
инвестиций к развитию предпринимательства.
Для реализации данных программ должны быть привлечены не
столько средства государственного бюджета, сколько возможности частного - отечественного, а при необходимости и иностранного капитала. Основным же направлением использования госу-
дарственных ресурсов должно стать не выделение прямых инвес-
тиций, а страхование и предоставление гарантий под кредит.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Динамизм, развитие и диверсификация форм малого бизнеса
дают основания предполагать, что в обозримом будущем этот
сектор хозяйствования в странах Запада будет развиваться.
Хотелось бы надеяться, что в ближайшее время и наша страна, учитывая обширный зарубежный опыт, пойдет по пути адаптации предприятий малого бизнеса к сегодняшним экономическим условиям хозяйствования в России. Тем более, что имеющий глубокие корни в экономической истории нашей страны малый и средний бизнес не используется в полной мере как в увеличении объемов производства, так и в повышении его эффективности и сбалансированности. Малое предпринимательство ведет к оздо-
ровлению экономики в целом, что наглядно видно из данной работы. Следовательно лучшим выходом из создавшейся в России
кризисной ситуации была бы государственная политика прави-
тельства, направленная на расширение и развитие предприятий
малого предпринимательства в нашей стране.
Хотелось бы заметить, что несомненная перспективность сектора малого и среднего предпринимательства в современной экономике и, следовательно, большой интерес к нему не следует рассматривать лишь как очередную компанию в системе антикризисных мер, но и как долговременное направление структурной политики, естественным образом обеспечивающей органическую смычку воспроизводственных и рыночных процессов в российском хозяйстве, реализацию современной стратегии экономического
роста в течение долговременного перехода. Ибо, именно малые
предприятия, особенно в случае удовлетворительной разработки
новой государственной политики в области малого предпринима-
тельства, могут стать основой рыночных структур во многих от-
раслях, обеспечить перелив инвестиций в сферы наиболее эффек-
тивного приложения ресурсов и тем самым соединить процессы
структурной политики и формирование всероссийского рынка.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Шулятьева Н .А. Малый бизнес в условиях рынка.
ж. "Деньги и кредит", 1992, N 1
2. Афанасьев В. Малый бизнес: проблемы становления.
" Российский экономический журнал", 1993,
3. Мягков П., Фесенко Е. Малое предпринимательство: го-
сударственная поддержка обязательна.
"Российский экономический журнал", 1993,
4. Шахмалов Ф. Малое предпринимательство в системе ры-
ночных реформ: проблемы роста или выживания.
ж. "Вопросы экономики", 1993,
5. Разумнова И. Мелкие предприятия в промышленности США.
ж. "Проблемы теории и практики управления", 1990,
6.Оноприенко В.И. Малые предприятия: Опыт, проблемы
М.: Профиздат, 1991
7. Певзнер А.Г. Новое о малых предприятиях .
М.: АО "Факт", выпуск 2, 1990
8. Серегин А.С. Эффективность малого бизнеса.
М.: Экономика, 1990
Страницы: 1, 2, 3