Рефераты. Малый бизнес






щую роль. Во-первых, это вся сфера услуг, в том числе технические услуги, включая ремонт и техническое обслуживание машин и оборудования; консультационные услуги; бытовое обслуживание населения. Во-вторых - торгово-закупочные операции, а также посредническая деятельность.

   Поэтому одним из решающих условий углубления проводимых

в России экономических реформ, способных вывести страну из

кризиса, обеспечить ослабление монополизма, добиться эффек-

тивного функционирования производства и сферы услуг, является

развитие  малого  предпринимательства. Этот сектор экономики

создает необходимую атмосферу  конкуренции, способен быстро

реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создает до-

полнительные рабочие места, является основным источником фор-

мирования среднего класса, то есть расширяет социальную базу

проводимых реформ.

   Следует заметить, что наблюдавшийся до 1992 года бурный

рост малых предприятий в 1993 году резко замедлился. И сейчас у нас занято в малом частном бизнесе менее 1 млн.чел.

   В условиях инфляции,  налоговой нестабильности, отсутствия рынка сырья и материалов  начинающие  предприниматели,  почувствовав вкус "легких денег", быстро перекочевали в сферу

улично-палаточной торговли, спекуляции, ушли в другие коммер-

ческие структуры. Источниками товаров для торговли стали им-

портные закупки, челночные рейсы в развивающиеся  страны, а

также товары из государственной торговли, включая продукты

питания. Уходя от налогообложения, не вкладывая каких-либо

средств в помещения, оборудование, культуру торговли, многие

бизнесмены получили благоприятные возможности для обогащения.

 


   Поэтому и не изживается в массовом сознании представление о

предпринимательстве как о чем-то плохом, неприязненном, а о

предпринимателе - как о спекулянте.

   Потеря административного управления, экономический хаос

и законодательная неразбериха привели к тому, что законопос-

лушные предприниматели, организующие бизнес в производствен-

ной сфере, оказались в чрезвычайно трудном положении, неся

большие затраты, выплачивая высокие налоги и подвергаясь го-

сударственному и негосударственному рэкету. Отсутствие четкого механизма реализации государственных мер по поддержке малого  бизнеса, затруднения в получении кредитов, производственных помещений и материальных ресурсов поставили малые предприятия  в  неравное положение с крупными. Это привело к сокращению их роста и к ориентации преимущественно на торгово-закупочную и посредническую деятельность.

   Анализ развития предпринимательства показывает, что доля

предприятий, работающих в сфере торговли и посреднических услуг,  занимает доминирующее положение. Кроме того, существует

большое количество предприятий, зарегистрированных как произ-

водственные или многоцелевые ( выпуск товаров народного пот-

ребления, оказания различных услуг ), но тем не менее занима-

ющихся торгово-посреднической деятельностью как основной.

В Москве, например, где раньше преобладали научно-технические

кооперативы, теперь, по официальным данным, один такой коопе-

ратив приходится на  несколько  десятков  торгово-закупочных.

   Высокие налоги, всевозрастающая арендная плата за помещение и

оборудование, отсутствие фондового рискового капитала -  все это  затрудняет продолжение эффективной деятельности и вынуждает направлять основные усилия не на расширение производства, а на борьбу за выживание.

   Но главная  причина сокращения числа малых предприятий -

низкий уровень финансовой обеспеченности большинства малых

предприятий вследствие трудностей с первоначальным накоплением капитала, невозможность получения кредитов на  приемлемых

условиях, неэффективность налоговой системы. Негативное воз-

действие на развитие малого  бизнеса в сфере материального

производства оказывают неразвитость производственной инфраст-

руктуры, нехватка специализированного оборудования, слабость

информационной базы.

   Еще один очень важный фактор негативного воздействия  на малый бизнес - непрекращающийся глубокий спад производства.

       

   Все это приводит к тому, что только часть зарегистрированных  предприятий малого бизнеса оказывается в не состоянии

приступить к реальному производству продукции.

   Как показывает изучение зарубежного опыта, непременным

условием успеха в развитии малого бизнеса является положение о том, что малые предприятия и малое предпринимательство нуж-

даются во всесторонней и стабильной государственной поддержке.  Она осуществляется в различных формах, в первую очередь

путем стимулирования производства наиболее приоритетных видов

продукции, предоставления налоговых льгот, дотаций льготного

банковского кредитования, создания  информационно-консульта-

тивных и научно-технических центров, развития системы страхо-

вания, организации материально-технического снабжения. Важную

роль играют принятие и исполнение законодательства, разработка и реализация конкретных комплексных программ.

   Весьма остра  проблема формирования финансовой базы ста-

новления и развития малого бизнеса. Для этого ему должны быть

предоставлены  определенные льготы. Это могут быть льготы по

налогообложению. Но проводимая в нашей стране налоговая поли-

тика не только не эффективна, но экономически опасна. Она идет вразрез с установленной в мире практикой и современными

мировыми тенденциями развития экономики. Неоправданно высокое

налогообложение "убивает" в России малое  предпринимательство

 (многочисленные налоги и поборы нередко оставляют предприятию

 лишь 5-10%  полученной прибыли). Общее направление совершенс-

твования  налоговой системы - усиление стимулирующей роли на-

логов в развитии производства. Надо освободить малые предприятия от налогов на инвестиции, ввозимые технологии. И, конечно,  нужны налоговые льготы на период становления малого предприятия.  Совершенно очевидна необходимость дифференцированного налогового подхода к предприятиям разного профиля деятельности.  Более низкие ставки налогов должны применяться для наиболее важных, приоритетных отраслей.

   К настоящему времени сделаны только самые первые шаги в

правовом и организационном  обеспечении  формирования  малого

предпринимательства в качестве особого сектора экономики России.  Действенной системы стимулирования образования малых

предприятий не существует, как нет и хозяйственного механизма

их поддержки. Не разработана государственная программа развития малых предприятий.


 

   По моему мнению, комплекс первоочередных мер по развитию

малого предпринимательства в РФ, должен осуществляться в следующих направлениях:

 -  нормативно-правовое;

 - финансово-кредитное;

 - информационно-техническое;

 - организационное;

 - кадровое и консультационное обеспечение;

 -  внешнеэкономическая деятельность.

   Также в государственной программе должны быть отражены

механизмы денежно-кредитной, налоговой, бюджетной, и ценовой

политики, материально-технического снабжения, системы офици-

альных гарантий, которые обеспечивали бы создание равных

стартовых условий в развитии предпринимательской деятельности.

   В программе необходимо предусмотреть формирование эффек-

тивных институтов рыночной инфраструктуры, товарного рынка и

рынка ценных бумаг, инвестиционного и венчурного предпринима-

тельства, информационной, консультационной и аудиторской дея-

тельности, а также создание комплексной государственно-об-

щественной   системы  поддержки  малого  предпринимательства,

включая подготовку и переподготовку предпринимательских кадров,  привлечение к этой сфере социально активных слоев населения. Следует также определить меры, обеспечивающие поддержку внешнеэкономической деятельности и привлечение иностранных

инвестиций к развитию предпринимательства.

   Для реализации данных программ должны быть привлечены не

столько средства государственного бюджета, сколько возможности частного - отечественного, а при необходимости и иностранного капитала. Основным же направлением использования госу-

дарственных  ресурсов должно стать не выделение прямых инвес-

тиций, а страхование и предоставление гарантий под кредит.





                               

                                       ЗАКЛЮЧЕНИЕ:


    Динамизм, развитие и диверсификация форм малого бизнеса

дают основания предполагать, что в обозримом будущем этот

сектор хозяйствования в странах Запада будет развиваться.

    Хотелось бы  надеяться, что  в  ближайшее  время и наша страна,  учитывая обширный зарубежный опыт, пойдет по пути адаптации  предприятий  малого бизнеса к сегодняшним экономическим условиям хозяйствования в России. Тем более, что имеющий глубокие корни в экономической истории нашей страны малый и средний бизнес не используется в полной мере как в увеличении объемов производства, так и в повышении его эффективности и сбалансированности. Малое предпринимательство ведет к оздо-

ровлению экономики в целом, что наглядно видно из данной работы.  Следовательно лучшим выходом из создавшейся  в  России

кризисной  ситуации  была  бы государственная политика прави-

тельства, направленная на расширение и развитие предприятий

малого предпринимательства в нашей стране.

    Хотелось бы заметить, что несомненная  перспективность сектора  малого  и среднего предпринимательства в современной экономике и, следовательно, большой интерес к нему не следует рассматривать  лишь как очередную компанию в системе антикризисных мер, но и как долговременное направление структурной политики,  естественным  образом  обеспечивающей органическую смычку воспроизводственных и рыночных процессов в российском хозяйстве, реализацию современной стратегии экономического

роста в течение долговременного перехода.  Ибо, именно малые

предприятия, особенно в случае удовлетворительной разработки

новой государственной политики в области малого  предпринима-

тельства, могут стать основой рыночных структур во многих  от-

раслях, обеспечить перелив инвестиций в сферы наиболее эффек-

тивного  приложения  ресурсов  и тем самым соединить процессы

структурной политики и формирование всероссийского рынка.


                               



              СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:



         1. Шулятьева Н .А.  Малый бизнес в условиях рынка.

    ж. "Деньги и кредит", 1992, N 1


         2. Афанасьев В. Малый бизнес: проблемы становления.

    " Российский экономический журнал", 1993,   


         3. Мягков П., Фесенко Е.  Малое предпринимательство: го-

    сударственная поддержка обязательна.

    "Российский экономический журнал", 1993,   


         4. Шахмалов Ф.  Малое предпринимательство в системе  ры-

    ночных реформ: проблемы роста или выживания.

    ж. "Вопросы экономики", 1993,   


         5. Разумнова И. Мелкие предприятия в промышленности США.

    ж.   "Проблемы теории и практики управления", 1990,


         6.Оноприенко В.И.  Малые предприятия:  Опыт, проблемы 

    М.: Профиздат, 1991


         7. Певзнер А.Г.  Новое о малых  предприятиях .

    М.:  АО   "Факт", выпуск 2, 1990


         8. Серегин А.С. Эффективность малого бизнеса.

    М.: Экономика, 1990


Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.