Рефераты. Малый бизнес






научно-исследовательские разработки, разделение риска.

   Большой плюс малых предприятий состоит в том, что многие из них оказались более приспособленными, чем крупные компании, к  условиям  развития в кризисные периоды для экономик  Запада.  Крупные фирмы не столь чувствительно и быстро реагируют  на  какие-либо колебания или изменения в экономике. Не случайно в политике правительств Германии, США и многих других  развитых  капиталистических стран помощь мелкому бизнесу занимает особое место. Мелкие предприятия стали своеобразным индикатором  общего состояния дел в экономике. Небольшие предприятия наиболее чутко реагируют на изменение хозяйственной конъюнктуры, падение или повышение нормы прибыли в отраслях экономики. Волна разорений или образования новых компаний

зарождается прежде всего в немонополизированном секторе и лишь позднее, набрав силу, докатывается до более крупных фирм, отражаясь на их деятельности.

   В условиях ухудшения воспроизводства крупные компании

находят  "отдушину"  в виде экспорта капитала. Мелкие фирмы, как правило, не имеют такой возможности.


Это вынуждает их для выживания интенсивно пересматривать свою производственную и сбытовую деятельность. Те из них, кто в  обстановке 70-х начала 80-х годов сумели приспособиться - выжили, другие - просто разорились. Однако, в свою очередь, развитие малых предприятий  при преодолении этого кризиса послужило важным средством оздоровления экономики. И объясняется это прежде всего

той ролью и функциями, которые малый бизнес выполняет.

   Во-первых, как уже отмечалось, он обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность.  Во-вторых, он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. В-третьих, - создавать атмосферу конкуренции.

В-четвертых (и это, пожалуй, самое главное), он создает ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.


           Распределение малых  предприятий  по отраслям

         промышленности и количеству работающих в США в %


                                                 менее       менее         менее        менее

                                                 25 чел.    210 чел.      220 чел.    250 чел.


Добывающая                            52,4          67,1            80,5           91,5

промышленность


Перерабатывающая                 37,0          52,5             67,5          82,6

промышленность


Оптовая                                    50,3          71,5             86,9          96,4

торговля


Розничная                                 64,9          81,5             91,1          97,2

торговля


Строительство                          64,5          81,7             91,8          97,6



Коммерческие                          76,4          87,1             93,6          97,5

услуги


В среднем                                 66,7          81,2             89,3          96,3

   Из приведенной таблицы абсолютно ясно, что малый бизнес во  всех частных секторах экономики США доминирует по количеству созданных им рабочих мест. Относительная же значимость мелких фирм, значительно различается между профилями этих предприятий.

   Мелкие и средние предприятия играют заметную роль в за-

нятости, производстве отдельных товаров, исследовательских и

научно-производственных разработках.

   О том, что малые предприятия способны в больших масштабах  обеспечивать  работой незанятые трудовые ресурсы говорит то,  что в США в мелких фирмах в 1990 году было сосредоточено40%, а в   Германии 49% всей рабочей силы. В этом заключается социальная роль предприятий мелкого предпринимательства.

   Несмотря на то, что большая часть научного потенциала

сосредоточена на крупных компаниях, малые и средние фирмы по

широкому кругу продукции чаще начинают коммерциализацию новых товаров. Исследование 500 значительных технологических нововведений и изобретений, зарегистрированных на протяжении последнего двадцатилетия в Германии  и  США, обнаружило важную роль  небольших  фирм  даже в воплощении в жизнь существенных технологических нововведений.


          Доля технологических нововведений в США и Германии

                                       в 80-х годах в %


                           мелкие       средние     крупные

                           фирмы        фирмы       фирмы


    США                35%             15%           50%


    Германия         26%             11%           63%



   Успех малого бизнеса в этой области можно объяснить сле-

дующими причинами. Углубление специализации в научных разра-

ботках привело к тому, что во многих случаях небольшие фирмы

идут по более простому или рискованному пути, работают в не-

перспективных отраслях. Мелкие фирмы также охотно берутся за

освоение  оригинальных  нововведений,  поскольку  при выпуске

принципиально нового изделия снижается значение крупных лабо-

раторий с устоявшимися направлениями исследований. 


К тому же малые фирмы стремятся как можно скорее наладить массовое производство. Тем самым, значение разработок, проводимых мелкими предприятиями достаточно важно,  прежде всего с точки  зрения расширения  рынка  предлагаемых  товаров и услуг, что в свою очередь активно стимулирует процесс

производства с целью наиболее быстрого удовлетворения (вновь рожденного) спроса, мотивируемого разработками,  проводимыми фирмами малого и среднего предпринимательства.

   Отношение нововведений к затратам на научные исследования  и  разработки  малых предприятий в 3-4 раза выше, чем в крупных.  Если проследить путь  изобретения, использованного крупными монополиями, то нередко оно оказывается результатом работы отдельных ученых или мелких фирм. Однако последующее внедрение осуществляется компаниями, обладающими необходимыми для этого финансовыми и материальными ресурсами.

   Обобщая все вышесказанное, хотелось бы обратить внимание на то, что мелкое предпринимательство воздействует на структуру рынка и расширение рыночных отношений прежде всего в ре-

зультате изменения количества субъектов рынка, повышения ква-

лификации и степени приобщенности все более и более широких

слоев населения к системе предпринимательства и делового  ад-

министрирования.

   Развитие специализации и кооперации вовлекает мелких и средних предпринимателей в сферу влияния крупных объединений.

Фактически они теряют свою независимость и превращаются в от-

дельные звенья более крупных монополий, хотя официальная ста-

тистика учитывает их как самостоятельные  единицы. Крупные

предприятия  привлекают  узкоспециализированные мелкие фирмы,

производящие для них отдельные детали и узлы. Вокруг монополий,  особенно в отраслях машиностроения, электронной промыш

ленности, группируются обычно по несколько десятков тысяч

мелких предприятий, которые пользуются финансовой и техничес-

кой помощью монополий. Для хозяев монополистических объедине-

ний также мелкие субподрядчики удобны и выгодны: они постав-

ляют свою продукцию по достаточно низким ценам. Их производс-

твенные, социальные и другие проблемы мало заботят руководи-

телей монополий. В периоды неблагоприятной конъюнктуры и дру-

гих осложнений, монополии (хозяева) рвут связи со своими мелкими поставщиками, бросая их на произвол судьбы. В последнее

десятилетие во многих странах усилилась тенденция к объединению мелких предприятий на основе специализации  и  кооперации

производства, в крупные отраслевые структуры, которые сейчас

производят большие объемы разнообразной продукции, в том числе высокого технического и технологического уровня, и довольно успешно конкурируют на рынках с крупными компаниями и мо-

нополиями.

   Важность малых предприятий еще и в том, что ведя ожесто-

ченную конкурентную борьбу за выживание, они вынуждены посто-

янно развиваться и адаптироваться к текущим  условиям  рынка,

ведь  чтобы существовать надо получать средства к существованию,  а значит быть лучше других, чтобы прибыль доставалась именно им.

   Массовый выпуск промышленных изделий длительного потреб-

ления (автомобилей, холодильников, телевизоров и т. п.) крупными предприятиями вызывает потребность в соответствующих

 промышленных услугах по ремонту и обслуживанию, которые часто

осуществляют мелкие предприятия, так как монополии из-за своей  громоздкости  вынуждены  затрачивать  много усилий в этом

направлении или создавать разветвленную сеть маленьких филиалов,  что само по себе тоже достаточно дорогостоящее занятие, служащее в основном для поддержания престижа крупной фирмы.

   Деятельность малых  предприятий в менее развитых районах

западноевропейских стран - это основа всей  их  социальной  и

экономической жизни и решающая предпосылка их дальнейшего хо-

зяйственного развития.

   В то  же время, на мелких предприятиях отмечается более высокая эффективность труда, малые фирмы с меньшими затратами

удовлетворяют  потребности в дефицитных видах товаров и услуг

на основе разработки местных источников (сырья) и обеспечивает  при этом большую занятость. Они увеличивают размеры пос-

туплений в муниципальные бюджеты, стимулируют НТП,

выполняют другие важные для хозяйства функции. На современном этапе повышение роли предприятий малого бизнеса в экономике Германии, США и других развитых странах - не случайность, а необходимая закономерность, вызванная самим ходом истории, и потребностями,  которые  возникали  в процессе развития производительных сил и технологий.









   ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ.


   Рассмотрев опыт Германии и США,  я хотела бы перейти к вопросу о том, какие же условия необходимы для развития малого предпринимательства в нашей стране.

   Конечно же, наивно предполагать, что для страны таки масштабов малый бизнес может стать основой экономики : в наших условиях он может стать лишь связующим звеном, которое обеспечило бы бесперебойную работу крупных промышленных предприятий. Поэтому для начала следует определить те отрасли и сферы экономики, в которых предприятия малого бизнеса играют решаю-

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.