Рефераты. Экономическая сущность предпринимательства






p> Подготовка и обоснование лизинговой сделки

Важную роль в подготовительном этапе играет изучение лизингового рынка, его основных тенденций, выявление спроса на определенные виды оборудования.
При этом во внимание принимаются различные факторы: колебание рыночных цен на то или иное оборудование, пользующееся спросом, цены и тарифы на другие сопутствующие лизингу услуги (ремонт, техническое обслуживание), изменение транспортных тарифов и т.д. В своей деятельности лизингодатели могут специализироваться на лизинге для отдельных отраслей (например, для промышленности, строительства, транспорта и т.д.) и определенных типов лизингополучателей (государственные предприятия, акционерные общества, малые предприятия и т.д.,). Как правило, крупные лизинговые компании должны располагать банком данных на различные виды оборудования, которое может быть сдано в лизинг.
Общей целью предварительной работы является поиск лизингодателем потенциальных клиентов, заинтересованных в лизинге. Вместе с тем инициатива в заключении лизинговых сделок, как правило, исходит от будущего лизингополучателя, который самостоятельно находит располагающего необходимым имуществом поставщика или обращается с просьбой помочь в поиске поставщика к лизинговой компании или банку. Однако в последнем случае право выбора вида оборудования и конкретного поставщика из предполагаемых лизинговой компанией (банком) вариантов принадлежит лизингополучателю.
Все дальнейшие взаимоотношения между сторонами строятся на основе заявления - ходатайства, подаваемого лизингодателю будущим пользователем.
Заявление составляется в произвольной форме, но оно обязательно должно содержать техническое описание необходимого оборудования, его экономические параметры, наименование и реквизиты располагающего им поставщика.
Одновременно с заявлением потенциальный лизингополучатель представляет лизингодателю юридически заверенную копию своего устава и всю необходимую информацию о своем экономическом положении и перспективах развития по форме и в сроки, установленные лизингодателем. При необходимости по требованию лизингодателя предоставление этой информации, а также данных об эксплуатации оборудования может быть неоднократным. В случае каких-либо изменений своего юридического или финансового состояния лизингополучатель обязан известить об этом лизингодателя.
В свою очередь лизингодатель с целью обезопасить себя на случай невыполнения лизингополучателем платежных обязательств производит оценку экономической деятельности клиента с точки зрения его платежеспособности.
Кроме того, лизингодателю требуется провести анализ лизингового проекта с тем, чтобы выявить возможность сдачи имущества повторно в аренду (в случае заключения договора оперативного лизинга) или его продажи в случае досрочного расторжения лизингового соглашения по вине лизингополучателя.
Оценка платежеспособности лизингополучателя может производиться по общей схеме, принятой для анализа банком кредитоспособности своих клиентов.
Однако, поскольку лизинговая операция в классическом варианте носит долгосрочный характер, лизингодателя должно интересовать не только текущее финансовое положение лизингополучателя, сколько его способность выполнять все платежные обязательства в перспективный период, соответствующий сроку лизингового соглашения. Необходимо также оценивать общую конъюнктуру рынка, место и перспективы данного предприятия в рыночной конкуренции. На основании этого аналитическим отделом лизинговой компании или банка подготавливается заключение о платежеспособности лизингополучателя и рекомендации по установлению с ним лизинговых отношений. Если заключаемая сделка связана с большой долей риска, то лизингодатель может требовать от лизингополучателя предоставления ему необходимых гарантий.


Тема 7. Система управления экономическими рисками.


1. Понятие и классификация рисков.

Любое предприятие несет риски, связанные с его производственной, коммерческой и другой деятельностью, любой предприниматель отвечает за последствия принимаемых управленческих решений. Фактор риска заставляет предпринимателя экономить финансовые и материальные ресурсы, обращать особое внимание на расчеты эффективности новых проектов, коммерческих сделок и т.д. Фактор риска в предпринимательской деятельности особенно увеличивается в периоды нестабильного состояния экономики, сопровождаемого инфляционными процессами, сверхдорогими кредитами и т.п.
Риск в предпринимательстве — это вероятность того, что предприятие понесет убытки или потери, если намеченное мероприятие (управленческое решение) не осуществится, а также если были допущены просчеты или ошибки при принятии управленческих решений. Предпринимательский риск можно подразделить на производственный, финансовый и инвестиционный.
Производственный риск связан непосредственно с хозяйственной деятельностью предприятия. Под производственным риском обычно понимают вероятность (возможность) невыполнения предприятием своих обязательств по контракту или договору с заказчиком, риски в реализации товаров и услуг, ошибки в ценовой политике, риск банкротства.
В производственной деятельности промышленного предприятия можно выделить следующие риски:
• риск полной остановки предприятия из-за невозможности заключения договоров на поставку необходимых при данной технологии материалов, комплектующих деталей и других исходных продуктов;
• риск недополучения исходных материалов из-за срыва заключенных договоров о поставке, а также риск невозврата денежных средств, перечисленных поставщику в виде предоплат;
• риск незаключения договоров на реализацию произведенной продукции, работ или услуг, т.е. риск полной или частичной нереализации;
• риск неполучения или несвоевременного получения денежных средств за отгруженную на реализацию продукцию;
• риск отказа покупателя от полученной и оплаченной продукции или риск возврата;
• риск срыва заключенных соглашений о предоставлении займов, инвестиций или кредитов;
• ценовой риск, связанный с определением цены на реализуемую предприятием продукцию и услуги, а также риск в определении цены на необходимые средства производства, используемое сырье, материалы, топливо, энергию, рабочую силу и капитал (в виде процентных ставок по кредитам). По некоторым расчетам, ошибка в размере цены на реализуемую продукцию на 1 % приводит к потерям, составляющим не менее 1% выручки от реализации. Если спрос на данный товар эластичен, то потери могут составить 2-3%. При рентабельности продукции, составляющей 10—12%, ошибка в цене на 1% может означать потери в прибыли на
5—10%. Ценовой риск существенно возрастает в условиях инфляции;
• риск банкротства как деловых партнеров (контрагентов, реализаторов, поставщиков и т.п.), так и самого предприятия.
Финансовый риск — это вероятность наступления ущерба в результате проведения каких-либо операций в финансово-кредитной и биржевой сферах, совершения операций с ценными бумагами, т.е. риск, который следует из природы финансовых операций. К финансовым рискам относятся кредитный риск, процентный риск, валютный риск, риск упущенной финансовой выгоды.
Кредитный риск связан с неуплатой заемщиком основного долга и процентов, начисленных за кредит. Процентный риск — опасность потерь коммерческими банками, кредитными учреждениями, инвестиционными фондами в результате повышения процентных ставок, выплачиваемых ими по привлеченным средствам, над ставками по предоставленным кредитам. Валютные риски отражают опасность валютных потерь, связанных с изменением курса одной иностранной валюты по отношению к другой, в том числе национальной валюты при проведении внешнеэкономических, кредитных и других валютных операций. Риск упущенной финансовой выгоды определяется вероятностью финансового ущерба, который может возникнуть в результате неосуществления какого-либо мероприятия или остановки хозяйственной деятельности. В инвестиционной деятельности предприятия можно выделить риск инвестирования в ценные бумаги, или
«портфельный риск», который характеризует степень риска снижения доходности конкретных ценных бумаг и сформированного портфеля ценных бумаг, а также риск новаторства. Новые проекты содержат три вида рисков:
• риск, связанный с техническими нововведениями;
• риск, связанный с экономической или организационной стороной производства;
• риск, определяемый «молодостью предприятия». Риски могут быть классифицированы и по иным признакам. Так, например, выделяют риски чистые и спекулятивные, динамические и статические, абсолютные и относительные.
Чистые риски означают возможность получения убытков или нулевого результата. Обычно к ним относят производственные и инвестиционные риски.
Спекулятивные риски выражаются в вероятности получения как положительного, так и отрицательного результата. Финансовые риски, например, считаются спекулятивными рисками.
Динамический риск — это риск непредвиденных изменений вследствие принятия управленческих решений или изменений, произошедших в экономической, политической и других сферах) общественной жизни. Такие изменения могут привести как к потерям, так и к дополнительным доходам. Статический риск — это риск потерь вследствие нанесения ущерба собственности, а также потерь дохода из-за недееспособности организации. Этот риск может привести только к потерям.
Абсолютный риск оценивается в денежных единицах (рублях, долларах и т.д.); относительный риск — в долях единицы или в процентах. Например, риск в предпринимательстве можно измерить абсолютной величиной — суммой убытков и потерь и относительной величиной — степенью риска, т.е. мерой вероятности неосуществления намеченного мероприятия или недостижения намеченного уровня прибыли, дохода, цены.

2. Факторы риска

Предпринимательский риск складывается под влиянием объективных (внешних) и субъективных (внутренних) факторов.
К наиболее важным внешним факторам относятся: инфляция (значительный и неравномерный рост цен как на сырье, материалы, топливо, энергоносители, комплектующие изделия, транспортные и другие услуги, так и на продукцию и услуги предприятия); изменение банковских процентных ставок и условий кредитования, налоговых ставок и таможенных пошлин; изменения в отношениях собственности и аренды, в трудовом законодательстве и др. Не менее опасно для деятельности предприятия влияние внутренних факторов, которые связаны с ошибками и упущениями руководства и персонала. Так, по оценкам» зарубежных экспертов, 90% различных неудач малых фирм связано с неопытностью руководства, его неумением адаптироваться к изменяющимся условиям, консерватизмом мышления, что ведет к неэффективному управлению предприятием, к принятию ошибочных решений, потере позиций на рынке.
К субъективным факторам можно отнести и фактор отношения к риску. Люди различаются по своей готовности пойти на риск. Так, одним руководителям нравится рисковать, другие рисковать не хотят, а иные к риску безразличны.
От поведения конкретных людей зависит и выбор рисковой стратегии в деятельности предприятия. Руководитель, который предпочитает стабильный доход, в предпринимательской деятельности выбирает стратегию, не расположенную к риску. При таком антирисковом поведении обычно имеет место невысокий доход (прибыль) предприятия. Руководитель, нейтрально относящийся к риску, ориентируется на ожидаемый доход, невзирая на возможные убытки.
Расположенные к риску руководители готовы рисковать, в надежде получить большую прибыль, т.е. готовы бороться за минимизацию потерь с целью максимизации результата.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.