«инкубаторных» форм малых инновационных предприятий и сфер приложения венчурного капитала.
2. Предпринимательский менеджмент
Нестабильность внешней среды деятельности предприятий, глубина и скорость происходящих в ней изменений (развитие технологий, повышение требований покупателей, увеличение объемов и скорости получения информации) являются следствием развития внутреннего предпринимательства в рамках действующих предприятий. Особую актуальность внутреннее предпринимательство приобретает в крупном бизнесе, обладающем меньшей гибкостью в масштабах всей компании. Развитие внутреннего предпринимательства требует выработки определенных подходов и действий в управлении, совокупность которых определяется как предпринимательский менеджмент. Предпринимательский менеджмент включает: 1. Определенный тип организационной структуры, в рамках которой могут действовать предпринимательские подразделения, «центры прибыли». Целям предпринимательского менеджмента отвечает дивизиональный тип организационной структуры. 2. Предпринимательский стиль управления, который характеризуется особой расстановкой приоритетов в функциях управления. К особенностям предпринимательского стиля управления можно отнести:
- приоритетность предвидения и стратегического видения по отношению к систематическому планированию;
- рассмотрение функции организации как особого вида деятельности, требующего больших усилий, направленных на реализацию новых идей;
- направленность системы стимулов на поощрение инициативы, предприимчивости, новаторства;
- особая значимость в получении информации функции контроля над внешней средой и систематического анализа появляющихся возможностей.
3. Реинжиниринг бизнесс-процессов – как направление предпринимательского менеджмента
Под бизнес-процессом понимают множество внутренних видов деятельности, начинающихся с одного или более входов и заканчивающихся созданием продукции, необходимой клиенту. Бизнес-процессы пронизывают деятельность всех подразделений фирмы. В традиционной структуре фирмы с процессом связаны все (или определенное число) структурных подразделений (отделов, лабораторий, цехов, участков и пр.), каждое из которых отвечает за свою определенную часть этого процесса. Концепция реинжиниринга бизнес-процессов (БПР — Business Process Reengineering) построена на идее интеграции всех элементов процесса (субпроцессов). Процессы рассматриваются ни как протекающие в рамках отдельных подразделений, а как цепочку их действий по достижению конечного результата. Реинжиниринг бизнес-процессов в общем смысле понимается как фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование деловых процессов для достижения резких, скачкообразных улучшений в решающих показателях деятельности компании таких, как стоимость, качество, сервис и темпы. В общем виде процесс Реинжиниринг включает два основных этапа: обратный реинжиниринг (инжиниринг существующего бизнеса)+прямой инжиниринг (инжиниринг нового бизнеса). На первом этапе осуществляется исчерпывающий анализ существующей деятельности, анализируется миссия фирмы, все составляющие экономической стратегии фирмы определяются слабые и сильные стороны деятельности. На втором этапе предпринимаются попытки найти совершенно новый способ реконструирования существующего бизнеса на основе использования новых технических достижений, новых методов организации бизнес-процессов для кардинального (не на то или иное число процентов, а в то или иное число раз) улучшения обслуживания своих клиентов. Вся работа по реинжинирингу ведется специально создаваемой командой, состоящей из менеджеров высокого уровня и специалистов в различных областях экономической деятельности, использующих самые последние информационные технологии для достижения совершенно новых деловых целей. Вся деятельность по реинжинирингу бизнес-процессов строится на основе применения методики «мозговых атак». Обсуждение является основным средством обеспечения высокого уровня качества проекта. Участниками работ по реинжинирингу являются: • Лидер проекта — член высшего руководства компании, который возглавляет организацию и проведение реинжиниринга. • Владельцы процессов — менеджеры, отвечающие за обновляемые процессы. • Руководящий комитет (совет) наблюдателей — образован из представителей высшего руководства компании для определения общей стратегии по реинжинирингу и контроля выполнения работ по проекту; • Специалист компании, отвечающий за развитие методик и инструментариев поддержки реинжиниринга, а также координирующий выполнение различных проектов в рамках компании. • Команда по реинжинирингу — группа специалистов для проведения реинжиниринга выбранного процесса. В состав команды входят: эксперт по методу, группа обеспечения качества, группа документирования, координатор, лидеры и владельцы процессов, штат менеджеров проекта. . Реинжиниринг позволяет увязать деятельность фирмы с ее глобальными и локальными стратегическими целями
4. Предпринимательские сети
Предпринимательские сети – системы коммуникаций в корпоративных стратегиях, получившие распространение в 80-х годах, в основе которых находятся некоммерческие формы межфирменного сотрудничества и кооперации, а также стратегии инновационного сотрудничества Возникновение таких форм сотрудничества явилось как следствие перехода от одного типа экономической системы - индустриального, при которой захват собственности на средства производства и развитие производственной базы были стратегическими факторами развития предприятий, к постиндустриальному, в котором информационные ресурсы, накопленный опыт научных разработок и высокоэффективные технологии становятся центром всеобщего внимания. В основе межфирменного сотрудничества лежит обмен опытом и совместное ведение исследований, что создает ряд выгод:
- снижение риска инновационных разработок путем использования имеющегося опыта;
- рассредоточение капитальных затрат, формирование портфелей инвестиций;
- преодоление ограниченности внутригосударственного регулирования инновационного развития при международных формах сотрудничества;
- обмен взаимодополняющими технологиями и патентами;
- экономия на масштабе работ;
- смягчение издержек конкурентной борьбы.
Тема 3. Организационные формы предпринимательства
1. Предприятие как субъект предпринимательской деятельности.
Современное состояние рыночной экономики характеризуется развитием разнообразных форм предпринимательства, где ведущая роль принадлежит фирмам (предприятиям) и их объединениям. Фирма – обособленная целостная система технологических и социально- экономических отношений, выступающая как организационно-хозяйственная единица. Классификация фирм: По виду хозяйственной деятельности – промышленные, торговые, оказывающие различные услуги (сфера связи, страхования, инжиниринговые, банковские и финансовые, инвестиционные, операции с недвижимостью и ценными бумагами), научно-исследовательские, инновационные. По отраслевой принадлежности (степени диверсификации):
- моноотраслевые (специализированные фирмы и их объединения – синдикат, картель);
- диверсифицированные – с сохранением профилирующего производства
(концерн); без сохранения профилирующего производства (конгломерат);
- многоотраслевые, включающие в свою деятельность финансовые операции
(холдинги, ФПГ) По территориальной принадлежности – национальные и транснациональные компании; По величине – крупные, средние, малые; По организационной форме:
- единоличное владение;
- партнерства;
- акционерные общества или корпорации.
Предприятие как хозяйствующий субъект наделяется правом юридического лица
Признаки юридического лица: . имеет обособленное имущество; . отвечает этим имуществом по своим обязательствам; . может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права; . несет обязанности; . выступает в качестве истца и ответчика в суде; . имеет самостоятельный баланс или смету.
Юридические лица могут быть двух типов: . преследующие в качестве основной цели извлечение прибыли из своей деятельности. Такие организации являются "коммерческими"; . не преследующие в качестве основной цели извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Такие организации признаются "некоммерческими". Это фонды, т.е. не имеющие членства организации, учреждаемые гражданами или юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующие социальные, благотворительные, культурные и общественно-полезные цели.
2. Индивидуальное предпринимательство.
Частное предпринимательство – предпринимательство частного лица, который ведет дело за свой счет, лично занимается управлением, самостоятельно принимает решения и несет неограниченную ответственность всем своим имуществом. Как правило сферами частного предпринимательства выступают: 1. Фермерство; 2. Местная розничная торговля; 3. Местная сфера услуг.
Частное предпринимательство способствует развитию инициативы, деловой активности самостоятельности и независимости населения. Единоличное управление деятельностью обеспечивает быструю реакцию на изменение среды и гибкость в принятии решений.
В качестве слабых сторон можно выделить: 1. Финансовая ограниченность (сложность в привлечении капитала, невозможность снижения издержек за счет крупных поставок) 2. Ограниченность человеческих способностей (нехватка времени и знаний для осуществления всех функций управления, что вызывает потребность в дорогостоящих консультациях; проблема использования выходных дней, больничных листов и отпусков) 3. Хозяйственная деятельность зависит от активности одного человека, что может вызвать затруднения в заключении долгосрочных сделок.
Частное предпринимательство может осуществляться в следующих организационно-правовых формах:
- Индивидуальная трудовая деятельность без образования юридического лица;
- Общество с ограниченной ответственностью на праве единоличного владения.
3. Партнерские формы предпринимательства.
Партнерства – объединение усилий и средств индивидуальных предпринимателей, когда два или более лиц совместно занимаются предпринимательством в целях извлечения прибыли.
В качестве партнерств можно рассматривать.
1. Хозяйственные товарищества:
- полное товарищество;
- товарищество на вере;
2. Хозяйственные общества:
- общества с ограниченной ответственностью;
- общества с дополнительной ответственностью; 3. Производственный кооператив
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8