Рефераты. Экономическая сущность предпринимательства






p> Роль малого предпринимательства состоит в создании условий и среды жизнеспособности крупных высокоэффективных предприятий через развитие

«инкубаторных» форм малых инновационных предприятий и сфер приложения венчурного капитала.

2. Предпринимательский менеджмент

Нестабильность внешней среды деятельности предприятий, глубина и скорость происходящих в ней изменений (развитие технологий, повышение требований покупателей, увеличение объемов и скорости получения информации) являются следствием развития внутреннего предпринимательства в рамках действующих предприятий. Особую актуальность внутреннее предпринимательство приобретает в крупном бизнесе, обладающем меньшей гибкостью в масштабах всей компании.
Развитие внутреннего предпринимательства требует выработки определенных подходов и действий в управлении, совокупность которых определяется как предпринимательский менеджмент.
Предпринимательский менеджмент включает:
1. Определенный тип организационной структуры, в рамках которой могут действовать предпринимательские подразделения, «центры прибыли». Целям предпринимательского менеджмента отвечает дивизиональный тип организационной структуры.
2. Предпринимательский стиль управления, который характеризуется особой расстановкой приоритетов в функциях управления. К особенностям предпринимательского стиля управления можно отнести:

- приоритетность предвидения и стратегического видения по отношению к систематическому планированию;

- рассмотрение функции организации как особого вида деятельности, требующего больших усилий, направленных на реализацию новых идей;

- направленность системы стимулов на поощрение инициативы, предприимчивости, новаторства;

- особая значимость в получении информации функции контроля над внешней средой и систематического анализа появляющихся возможностей.

3. Реинжиниринг бизнесс-процессов – как направление предпринимательского менеджмента

Под бизнес-процессом понимают множество внутренних видов деятельности, начинающихся с одного или более входов и заканчивающихся созданием продукции, необходимой клиенту. Бизнес-процессы пронизывают деятельность всех подразделений фирмы. В традиционной структуре фирмы с процессом связаны все (или определенное число) структурных подразделений (отделов, лабораторий, цехов, участков и пр.), каждое из которых отвечает за свою определенную часть этого процесса.
Концепция реинжиниринга бизнес-процессов (БПР — Business Process
Reengineering) построена на идее интеграции всех элементов процесса
(субпроцессов). Процессы рассматриваются ни как протекающие в рамках отдельных подразделений, а как цепочку их действий по достижению конечного результата.
Реинжиниринг бизнес-процессов в общем смысле понимается как фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование деловых процессов для достижения резких, скачкообразных улучшений в решающих показателях деятельности компании таких, как стоимость, качество, сервис и темпы.
В общем виде процесс Реинжиниринг включает два основных этапа: обратный реинжиниринг (инжиниринг существующего бизнеса)+прямой инжиниринг
(инжиниринг нового бизнеса). На первом этапе осуществляется исчерпывающий анализ существующей деятельности, анализируется миссия фирмы, все составляющие экономической стратегии фирмы определяются слабые и сильные стороны деятельности. На втором этапе предпринимаются попытки найти совершенно новый способ реконструирования существующего бизнеса на основе использования новых технических достижений, новых методов организации бизнес-процессов для кардинального (не на то или иное число процентов, а в то или иное число раз) улучшения обслуживания своих клиентов.
Вся работа по реинжинирингу ведется специально создаваемой командой, состоящей из менеджеров высокого уровня и специалистов в различных областях экономической деятельности, использующих самые последние информационные технологии для достижения совершенно новых деловых целей.
Вся деятельность по реинжинирингу бизнес-процессов строится на основе применения методики «мозговых атак». Обсуждение является основным средством обеспечения высокого уровня качества проекта.
Участниками работ по реинжинирингу являются:
• Лидер проекта — член высшего руководства компании, который возглавляет организацию и проведение реинжиниринга.
• Владельцы процессов — менеджеры, отвечающие за обновляемые процессы.
• Руководящий комитет (совет) наблюдателей — образован из представителей высшего руководства компании для определения общей стратегии по реинжинирингу и контроля выполнения работ по проекту;
• Специалист компании, отвечающий за развитие методик и инструментариев поддержки реинжиниринга, а также координирующий выполнение различных проектов в рамках компании.
• Команда по реинжинирингу — группа специалистов для проведения реинжиниринга выбранного процесса. В состав команды входят: эксперт по методу, группа обеспечения качества, группа документирования, координатор, лидеры и владельцы процессов, штат менеджеров проекта. .
Реинжиниринг позволяет увязать деятельность фирмы с ее глобальными и локальными стратегическими целями

4. Предпринимательские сети

Предпринимательские сети – системы коммуникаций в корпоративных стратегиях, получившие распространение в 80-х годах, в основе которых находятся некоммерческие формы межфирменного сотрудничества и кооперации, а также стратегии инновационного сотрудничества
Возникновение таких форм сотрудничества явилось как следствие перехода от одного типа экономической системы - индустриального, при которой захват собственности на средства производства и развитие производственной базы были стратегическими факторами развития предприятий, к постиндустриальному, в котором информационные ресурсы, накопленный опыт научных разработок и высокоэффективные технологии становятся центром всеобщего внимания.
В основе межфирменного сотрудничества лежит обмен опытом и совместное ведение исследований, что создает ряд выгод:

- снижение риска инновационных разработок путем использования имеющегося опыта;

- рассредоточение капитальных затрат, формирование портфелей инвестиций;

- преодоление ограниченности внутригосударственного регулирования инновационного развития при международных формах сотрудничества;

- обмен взаимодополняющими технологиями и патентами;

- экономия на масштабе работ;

- смягчение издержек конкурентной борьбы.


Тема 3. Организационные формы предпринимательства


1. Предприятие как субъект предпринимательской деятельности.

Современное состояние рыночной экономики характеризуется развитием разнообразных форм предпринимательства, где ведущая роль принадлежит фирмам
(предприятиям) и их объединениям.
Фирма – обособленная целостная система технологических и социально- экономических отношений, выступающая как организационно-хозяйственная единица.
Классификация фирм:
По виду хозяйственной деятельности – промышленные, торговые, оказывающие различные услуги (сфера связи, страхования, инжиниринговые, банковские и финансовые, инвестиционные, операции с недвижимостью и ценными бумагами), научно-исследовательские, инновационные.
По отраслевой принадлежности (степени диверсификации):

- моноотраслевые (специализированные фирмы и их объединения – синдикат, картель);

- диверсифицированные – с сохранением профилирующего производства

(концерн); без сохранения профилирующего производства (конгломерат);

- многоотраслевые, включающие в свою деятельность финансовые операции

(холдинги, ФПГ)
По территориальной принадлежности – национальные и транснациональные компании;
По величине – крупные, средние, малые;
По организационной форме:

- единоличное владение;

- партнерства;

- акционерные общества или корпорации.

Предприятие как хозяйствующий субъект наделяется правом юридического лица

Признаки юридического лица:
. имеет обособленное имущество;
. отвечает этим имуществом по своим обязательствам;
. может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права;
. несет обязанности;
. выступает в качестве истца и ответчика в суде;
. имеет самостоятельный баланс или смету.

Юридические лица могут быть двух типов:
. преследующие в качестве основной цели извлечение прибыли из своей деятельности. Такие организации являются "коммерческими";
. не преследующие в качестве основной цели извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Такие организации признаются "некоммерческими". Это фонды, т.е. не имеющие членства организации, учреждаемые гражданами или юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующие социальные, благотворительные, культурные и общественно-полезные цели.


2. Индивидуальное предпринимательство.

Частное предпринимательство – предпринимательство частного лица, который ведет дело за свой счет, лично занимается управлением, самостоятельно принимает решения и несет неограниченную ответственность всем своим имуществом.
Как правило сферами частного предпринимательства выступают:
1. Фермерство;
2. Местная розничная торговля;
3. Местная сфера услуг.

Частное предпринимательство способствует развитию инициативы, деловой активности самостоятельности и независимости населения. Единоличное управление деятельностью обеспечивает быструю реакцию на изменение среды и гибкость в принятии решений.

В качестве слабых сторон можно выделить:
1. Финансовая ограниченность (сложность в привлечении капитала, невозможность снижения издержек за счет крупных поставок)
2. Ограниченность человеческих способностей (нехватка времени и знаний для осуществления всех функций управления, что вызывает потребность в дорогостоящих консультациях; проблема использования выходных дней, больничных листов и отпусков)
3. Хозяйственная деятельность зависит от активности одного человека, что может вызвать затруднения в заключении долгосрочных сделок.

Частное предпринимательство может осуществляться в следующих организационно-правовых формах:

- Индивидуальная трудовая деятельность без образования юридического лица;

- Общество с ограниченной ответственностью на праве единоличного владения.

3. Партнерские формы предпринимательства.

Партнерства – объединение усилий и средств индивидуальных предпринимателей, когда два или более лиц совместно занимаются предпринимательством в целях извлечения прибыли.

В качестве партнерств можно рассматривать.

1. Хозяйственные товарищества:

- полное товарищество;

- товарищество на вере;

2. Хозяйственные общества:

- общества с ограниченной ответственностью;

- общества с дополнительной ответственностью;
3. Производственный кооператив

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.