Рефераты. Анализ хозяйственной деятельности предприятия ОАО Крымпродмаш за 1999г.






p> Коб ф = 187,4 / 468,5 = 0,4

Это означает, что только на 60% удовлетворяется потребность в материале.

2. Анализ использования материальных ресурсов.

Для характеристики эффективности материальных ресурсов применяется система показателей. К таким показателям относится прибыль на гривну материальных затрат, материалоотдача, материалоемкость, коэффициент соотношений темпов роста объема производства и материальных затрат, удельный вес материальных затрат в себестоимости продукции, коэффициент использования материалов.

Материалоемкость, как и материалоотдача, в первую очередь зависит от объема выпуска продукции и суммы и суммы материальных затрат на ее производство.

Таблица 2.5.3.
|Показатель |Ед. изм.|1999 год |
| | |План |Факт |
|Затраты материалов на производство |тыс. грн|620,8 |547,7 |
|продукции | | | |
|Товарная продукция в сопоставимых ценах|тыс. |2387,6 |2190,9 |
| |грн. | | |
|Материалоемкость | |0,26 |0,25 |

Из таблицы 2.5.3. видим, что материалоемкость фактически снижена на
0,01 грн. На предприятии в отчетном периоде существенно на экономию материалоемкости повлияло то, что были разработаны мероприятия по замене дорогостоящих материалов при сохранении качества продукции на должном уровне.

6. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия.

Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Прибыль предприятия получают от реализации продукции и других видов деятельности.

Прибыль – это часть чистого дохода, созданного в процессе производства и реализованного в сфере обращения, который непосредственно получает предприятие. Только после продажи продукции чистый доход принимает форму прибыли. Непосредственно она представляет собой разность между выручкой за вычетом всех налогов и полной себестоимостью реализованной продукции.
Поэтому финансовые результаты деятельности следует изучать в тесной связи с использованием и реализацией продукции.

Объем реализации и величина прибыли, уровень рентабельности зависят от производственной, снабженческой, сбытовой и коммерческой деятельности предприятия, другими словами, эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования.

1. Анализ балансовой прибыли предприятия.

В процессе анализа необходимо изучить состав балансовой прибыли, ее структуру и динамику за анализируемый период.

Как показывают данные таблицы 2.6.1., план по балансовой прибыли во 2- м полугодии перевыполнен на 1,2%. Наибольшую долю в балансовой прибыли занимает прибыль от реализации товарной продукции. Удельный вес вне реализационных результатов составили всего 11 % в 1-м полугодии.

Таблица 2.6.1. Анализ состава, реализации и выполнения плана балансовой прибыли за 1999г.
|Состав балансовой |I полугодие |II полугодие |
|прибыли | | |
| |Сумма, |Структур|План |факт |
| |грн. |а, % | | |
| | | |Сумма, |Структур|Сумма,|Структур|
| | | |грн. |а, % |грн. |а, % |
|Балансовая прибыль |2208,7 |100 |1330 |100 |1346,8|100 |
|Прибыль от |1966, |89 |1040 |78,2 |1052,4|78,1 |
|реализации | | | | | | |
|Внереализационные |242,5 |11 |290 |11,8 |294,4 |21,9 |
|результаты | | | | | | |

Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов: объема реализации продукции, ее струк-туры, себестоимости и уровня среднереализационных цен.

Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли выполним способом ценных подстановок, используя данные таблицы 2.6.2.

Таблица 2.6.2. Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции за 1999 год.
|Показатели |План |План, пересчитанный на |Факт |
| | |фактический объем | |
| | |продукции | |
|Выручка от реализации за |9830 |7298 |6971 |
|вычетом налогов | | | |
|Полная себестоимость |5603 |4087 |3932 |
|реализованной продукции | | | |
|Прибыль от реализации |4915 |3649 |3555 |
|продукции | | | |

План по сумме прибыли от реализации продукции недовыполнен на 1360 тыс. грн., или в 72%. Если сравнить сумму прибыли плановую и условную, исчисленную исходя из фактического объема и ассортимента продукции, но при плановых ценах и плановой себестоимости продукции, получили изменение ее за счет объема и структуры реализованной продукции: - 1266 тыс. грн.

Таблица 2.6.3. Расчет влияния факторов на изменение суммы прибыли от реализации продукции.

|Показатели |Порядок расчета |Сумма |
| | |прибыли, |
| | |тыс. грн. |
|За счет объема и структуры |3649-4915 |-1266 |
|реализованной продукции | | |
|За счет структурного фактора |4915*27,34/100 = 1344 |+78 |
|(где 27,34 – превышение плана по |-1266+1344 = 78 | |
|реализации) | | |
|За счет изменения общей себестоимости |4087-3932 |+155 |
|За счет изменения отпускных цен на |6971-7298 |-327 |
|продукцию | | |
|Итого: | |-1360 |

Таким образом, результаты расчетов показывают, что план прибыли недовыполнен за счет объема и структуры реализованной товарной продукции, а также частично за счет изменения отпускных цен на продукцию.

В зарубежных странах для обеспечения системного подхода при изучении факторов изменения прибыли и прогнозирования ее величины используют маржинальный доход.

Маржинальный доход – это прибыль в сумме с постоянными затратами предприятия.

МД = П + Н отсюда

П = МД - Н

Сумму маржинального дохода можно в свою очередь представить в виде произведения количества проданной продукции и ставки маржинального дохода не единицу продукции:

П = К* Дс – Н

Дс = Ц – V

П = К (У – V) - Н

Где: V – переменные затраты на единицу продукции.

Формула используется для анализа прибыли от реализации одного вида продукции.

Проведем факторный анализ на примере крышки СКО.

Таблица 2.6.4.
|Показатель |1999 год |
| |По плану |Фактически |
|Объем реализации продукции, тыс. шт. |25000 |10000 |
|Цена реализации, грн. |108 |120 |
|Себестоимость изделия, грн. |94,52 |93,45 |
|В т.ч. переменные удельные расходы |91,08 |90,01 |
|Сумма постоянных затрат, тыс. грн. |86000 |34400 |
|Прибыль, тыс. грн. |337 |265,5 |

Расчет влияния факторов на изменение суммы прибыли произведем способом цепной подстановки:

Ппл = 25000 ( 108-91,08 ) – 86000 = 337000

Пусл1 = 10000 ( 108-91,08) – 86000 = 83200

Пусл2 = 10000 ( 120-91,08) – 86000 = 231900

Пусл3 = 10000 ( 120-91,01) – 86000 = 265500

Пф = 10000 ( 120-91,01) – 34400 = 265500

Побщ = 26550 - 337000 = - 71500

В том числе за счет изменения:

- количества реализованной продукции:

(Пк = 83200 – 337000 = - 253800

- цены реализации:

(Пц = 203200 – 83200 = 120000

- суммы постоянных затарат:

(Пн = 265500 – 213900 = 516000

Нетрудно заметить, что предприятие за счет спада производства и как следствие уменьшение объема реализации продукции предприятие недополучило прибыли.

2. Анализ рентабельности деятельности ОАО «Крымпродмаш»

Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности, окупаемость затрат и т.д.

Рассчитаем показатели рентабельности деятельности ОАО «Крымпродмаш» за
I-II полугодие. Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) вычисляется путем отношения валовой прибыли к сумме затрат по реализованной продукции:

Rз1 = 1966 / 1855 = 106% Rз2 = 2662 / 3277 = 81,2%

Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли от каждой гривны, затраченной на производство и реализацию продукции. На протяжении 1999 года она снизилась на 24,8%.

Рентабельность продаж рассчитывается делением прибыли от реализации продукции на сумму полученной выручки:

Rп1 = 1966 / 4384 = 44,8% Rп2 = 2662 / 6759 = 39,4%

Характеризует эффективность предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с гривны продаж. За анализируемый период она снизилась на 5,4%.

Рентабельность капитала исчисляется отношением балансовой прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестируемого капитала:

Rк1 = 2208 / 43584 = 5,1% Rк2 = 29869 / 42839 = 7%

Мы видим, что она возросла за анализируемый период в 1,4 раза.

Основными резервами роста прибыли являются увеличение объема реализованной продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества товарной продукции, реализация ее на более выгодных рынках и т.д.

Вышеприведенные расчеты показывают, что в настоящее время показатели рентабельности находятся на достаточно высоком уровне, но имеют неустойчивый характер, что объясняется нестабильностью цен на рынке.

Анализ рентабельности по системе «Директ – костинг».

Рассмотрим анализ рентабельности по изделию: крышка закаточная.

В маржинальном анализе, расчет влияния отдельных видов продукции производится по следующей модели:

Ri = Пi / Зi = [Кi ( Уi - Vi) - Hi] / [Ki * Vi + Hi]

По данным таблицы 2.6.4. проведем факторный анализ рентабельности по крышке СКО:

Rпл = [25000 ( 108 – 91,08) - 86000] / [25000 * 91,08 + 86000] = 14,26%
Rусл1 = [10000 ( 108 – 91,08) - 86000] / [10000 * 91,08 + 86000] = 8,35%
Rусл2 = [10000 ( 120 – 91,08) - 86000] / [10000 * 91,01 + 86000] = 20,39%
Rусл3 = [10000 ( 120 – 91,01) - 34400] / [10000 * 91,01 + 34400] = 28,41%

Полученные данные показывают, что фактический уровень рентабельности в целом выше планового на 14,15%.

(Rобщ = 28,41 – 14,26 = 14,15% в том числе за счет изменения:

- Количества реализованной продукции:

(Rк = 8,35 – 14,26 = -5,91%

- Цены реализации:

(Rу = 20,39 – 8,35 = 12,04%

- Удельных переменных затрат:

(Rv = 21,69 – 20,39 = 1,3%

- Суммы постоянных затрат:

28,41 – 21,69 = 6,72%

Проведем факторный анализ рентабельности по обычной методике.

Факторный анализ по крышке закаточной:

Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит от среднереализационных цен и себестоимости единицы продукции.

Расчет влияния этих факторов на изменение уровня рентабельности произведем способом цепной подстановки:

Rпл = (Цпл – Спл) / Спл
- Плановый уровень рентабельности:

Rпл = (108 – 94,52) / 94,52= 14,26%
- За счет изменения цены он возрос на 12,7% (26,96-14,26)

Rусл = (120 – 94,52) / 94,52= 26,96%
- За счет изменения себестоимости продукции на 1,45% (28,41-26,96)

Rф = (120 – 93,45) / 93,45= 28,41%

План по рентабельности перевыполнен на 14,15% (28,41-14,26).

Сравнивая эти два анализа, видим, что полученные результаты отличаются. Анализ, проведенный по системе «Директ-костинг» совершеннее, т.к. в этом анализе учитывается взаимосвязь объема продаж, себестоимости и прибыли.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.