Рефераты. Сущность и цели наказания в Российской Федерации






Штраф законодателем раскрывается как денежное взыскание, назначаемое в пределах, установленных уголов­ным законом (ст. 46 УК РФ). В действующем УК РФ штраф предусматривается в санкциях одной трети всех статей Осо­бенной части и двух третей в статьях, предусматривающих ответственность за совершение экономических преступле­ний. В последние годы в целом наблюдается тенденция рас­ширения применения штрафа как вида уголовного наказа­ния. Например, в 1989 г. численность приговоров, содержащих штраф, составляла 11,9%,  в 1990 г.- 11,6%, в 1991 г.- 12.2%, в 1992 г. - 10,2%. в 1993 г. - 8,9%. в 1994 г. - 9,8%. в 1995 г. -12,0%. в 1996 г. — 13,1% от общего количества рассмотрен­ных уголовных дел1.

В литературе справедливо указывается, что посредством штрафа (наряду с другими видами наказания) преследуется цель восстановления социальной справедливости, а точнее нарушенные преступлением имущественные интересы лич­ности, общества, государства, то есть штраф обладает ком­пенсационными свойствами.

Однако я полагаю, что собственно компенсационный характер штрафа имеет место не всегда, а тогда, когда посредством совершения преступления причи­няется прямой материальный ущерб. Это касается прежде всего преступлений против собственности (глава 21 УК РФ), преступлений в сфере экономической деятельности (глава 22 УК РФ), преступлений против интересов службы в ком­мерческих и иных организациях (глава 23 УК РФ), где послед­ствиями является зачастую непосредственный материаль­ный ущерб. Кроме того, такие последствия имеют место при незаконном участии в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ), незаконных действиях в отношении имуще­ства, подвергнутого описи или аресту либо подлежащего ком­пенсации (ст. 312 УК РФ), умышленного уничтожения или повреждения имущества (ст. 346 УК РФ) и др. При этом нуж­но также иметь в виду, что о компенсационном свойстве можно говорить только тогда, когда ущерб причинен госу­дарству, а не частным (физическим или юридическим) ли­цам, поскольку штраф как государственная мера взыскива­ется только в пользу государства, а в отношении частных лиц вопрос о компенсациях решается в рамках гражданско-правовых отношений. Следует заметить, что данное обстоя­тельство не отражено ни в уголовном законодательстве (ст. 46 УК РФ), ни в уголовно-исполнительном законодатель­стве (ст. 31 УИК РФ).

   Вместе с тем в ряде составов, где последствиями так­же является материальный ущерб, штраф не предусматри­вается. Для примера можно привести диверсию (ст. 281 УК РФ). И наоборот, во многих составах преступлений, где от­сутствует материальный ущерб, применяется штраф, это касается, в частности, воспрепятствования осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий (ст. 141 УК РФ), заведомо ложного доноса (ст. 306 УК РФ), разглашения сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа (ст. 320 УК РФ) и др. Здесь может быть поставлен вопрос о том, целесообразно ли применять штраф при совершении такого рода преступлений, однако он представляет предмет отдельного исследования и здесь не рассматривается.

Еще один важный аспект штрафа заключается в том, что его наложение должно причинять виновному определенные страдания, заключающиеся в том, что он лишается опреде­ленной части своей собственности, а также на некоторое вре­мя получает статус судимого человека. На содержание спе­цифической цели, стоящей перед штрафом, не может не влиять и то обстоятельство, что штраф может быть одновременно и основным и дополнительным видом наказания.

С учетом изложенного полагаю, что специфичес­кой целью штрафа является частичная компенсация как пря­мого материального ущерба, так и ущерба нематериального характера, причиненного преступлением.

        Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью состоит в запре­щении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься опреде­ленной профессиональной или иной деятельностью (ст. 47 УК РФ). Этот вид наказания представляет собой наиболее распространенный вид уголовного наказания, которым пре­дусматривается достаточно длительное лишение виновного определенных прав, связанных с его профессиональной дея-тельностью. Данный вид наказания имеет ярко выраженный  частнопревентивный характер, при этом частная превенция достигается не только и не столько устрашением, сколько лишением осужденного фактической возможности занимать­ся деятельностью, в рамках которой им было совершено пре­ступление. Как правильно отмечается в литературе, расчет здесь делается на отстранение преступника от того вида трудовой деятельности, которая использовалась им в анти­общественных целях1.

     Это подтверждается и характером исполнения данного вида наказания, связанным с достаточно жестким контро­лем за трудовой деятельностью осужденного, требованием своевременной передачи информации о нем и ограничений, зафиксированных в приговоре, работодателям и разреши­тельным (лицензионным) органам.

  Этот вид наказания предполагает следующие основные карательные элементы: отстранение от работ на привычной должности или лишение возможности работать по опреде­ленной специальности, на освоение которой, возможно, было потрачено немало времени, что влечет за собой необходи­мость переквалификации, приобретения новых трудовых навыков, а это, в свою очередь, зачастую ведет к снижению получаемых доходов.

   В результате можно сделать вывод, что специфи­ческой целью наказания в виде лишения права виновного за­нимать определенные должности или заниматься определен­ной деятельностью является устранение условий, связанных с профессиональной деятельностью осужденного, при кото­рых им было совершено преступление.

Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград уже по названию определяет свое содержание. Данный вид наказания приме­няется только в качестве дополнительного и только при со­вершении тяжкого или особо тяжкого преступления и с учетом личности виновного (ст. 48 УК РФ). Карательная состав­ляющая этого вида наказания, как указывается в литерату­ре, заключается в том, что званий, чинов и наград виновный в совершении преступления лишается навсегда, и данное об­стоятельство должно вызывать у осужденного определен­ный дискомфорт, поскольку те заслуги, за которые он полу­чал звания, чины и награды, как бы становятся недействительными1. Кроме того, лишение званий, чинов и наград влечет за собой потерю всех прав и преимуществ, которые устанавли­ваются для лиц, имеющих эти звания, чины и награды.

По данному вопросу моя позиция иная - на мой взгляд, в уголовном праве вообще не должно быть такого вида нака­зания. Дело в том, что награды человек получает за конкрет­ные прошлые заслуги в какой-либо области человеческой деятельности. Преступление совершается им после призна­ния обществом или государством таких заслуг, и соверше­ние преступления, как представляется, не может умалить прошлых заслуг. Поэтому осужденный за любое преступление не может в принципе лишаться на­град. Что касается чинов и званий, связанных с прохождени­ем службы или выполнением иной профессиональной дея­тельности, то их лишение должно осуществляться на основе не уголовно-правовых норм, а соответствующих положений о прохождении службы. Но и здесь, на мой взгляд, далеко не все звания могут быть предметом наказания (например, осуж­денный не может быть лишен ученого звания доцента или профессора, спортивного звания мастера спорта и др.). Од­нако более подробное рассмотрение этой точки зрения вы­ходит за рамки предмета этого исследования.

А поскольку данный вид наказания объективно суще­ствует, действует, то, следовательно, он должен иметь спе­цифическую цель. Такой целью является оказание дополнительного морально-психологического воздействия на осужденного за совершение преступления.

Обязательные работы заключаются в выполнении осуж­денным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ, вид которых опре­деляется органами местного самоуправления (ст. 49 УК РФ). Это новый вид наказания для российского уголовного права. Обязательные работы предполагают трудовую деятельность осужденного. По этой причине они не назначаются лицам, признанными инвалидам первой или второй группы. В силу

специфики этого вида наказания ему не могут быть подвер­гнуты также беременные женщины, женщины, имеющие де­тей до восьми лет, женщины, достигшие пятидесятипяти­летнего возраста, мужчины, достигшие шестидесятилетнего возраста, а также военнослужащие, проходящие военную службу по призыву.

Карательный характер этого вида наказания проявляет­ся в его обязательности - осужденный не может от него ук­лониться, поскольку в противном случае обязательные ра­боты могут быть заменены ограничением свободы или арестом, то есть более строгим видом наказания, а также в том, что осужденный должен поступиться своим личным вре­менем для отбывания обязательных работ. Соответственно специфической целью данного вида наказания, по моему мнению, является использование его бесплатного труда на общественно полезных работах по месту своего проживания за счет лишения осужденного части своего личного свобод­ного времени.

Исправительные работы заключаются в привлечении осужденного к труду с вычетом из его заработка в доход государства определенной части, размер которой устанав­ливается судом в пределах от 5 до 20% (ст. 50 УК РФ). В связи со сложностями экономического развития в России применение данного вида наказания в последние годы умень­шается. Например, если в 1992 г. этот вид наказания был назначен 19,5% осужденным, то уже в 1993 г. — 18,1%. в 1994г. - 14,8%. в 1995 г. - 9,4%. в 1996 г. - 8,2% 1.

     Карательный характер этого вида наказания связан с определенным ограничением трудовых и экономических прав осужденного. Это проявляется прежде всего в том, исправи­тельные работы предполагают принудительный труд, что не всегда может совпадать с трудовыми интересами виновно­го. Например, в процессе отбывания наказания осужденный к исправительным работам не может по собственному же­ланию уволиться без письменного разрешения уголовно-исполнительной инспекции, срок отбывания исправительных работ не засчитывается в общий непрерывный трудовой стаж. Дополнительные ограничения может наложить и уголовно-исполнительная инспекция — с учетом характера и степени общественной опасности преступления, личности осужден­ного и других обстоятельств, в частности, запретить осуж­денному покидать место жительства в выходные дни, обя­зать его являться в уголовно-исполнительную инспекцию для регистрации. Такие ограничения также входят в каратель­ную составляющую исправительных работ как вида уголов­ного наказания.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.